Русский день на Святой Земле: как возвращали Сергиевское подворье.
Что значит Сергиевское подворье для Православия, как проходили переговоры и каковы дальнейшие планы России относительно утраченного имущества – в спецпроекте «Возвращение Сергиевского подворья».
Главы материала:
Три жизни ИППО: Империя, Союз, Федерация
Три жизни ИППО: Империя, Союз, Федерация
Императорское Православное Палестинское Общество (ИППО), отмечающее в этом году своё 135-летие, – уникальная общественная организация, связанная со многими выдающимися государственными и религиозными деятелями, пережившая несколько режимов и до сих пор выполняющая задачи, поставленные перед ней ещё основателями, Василием Николаевичем Хитрово и его сподвижниками.
Задачи эти просты и масштабны: содействие православным паломникам в посещении святынь Ближнего Востока, распространение Православия на Святой Земле, научная и образовательная деятельность, установление культурных связей с народами Ближнего Востока. В ранге Почётных и действительных членов ИППО встречаются такие имена, как Сергей Витте, Пётр Столыпин, Константин Победоносцев, Иоанн Кронштадтский – гордость России. Первым Председателем организации стал Великий князь Сергий Александрович, вторым – его супруга Великая княгиня Елизавета Фёдоровна, позже причисленная к лику святых.
В советское время руководителями Общества, которое из «Императорского Православного» стало просто «Российским», были виднейшие востоковеды страны, а с 2007 года традиция избрания руководителя из государственной элиты возобновилась: уже 10 лет Председателем ИППО является Сергей Вадимович Степашин, бывший премьер-министр, министр юстиции и внутренних дел России. В Иерусалиме, где находится Сергиевское подворье, интересы Общества представляет видный промышленник и меценат Игорь Рауфович Ашурбейли – известный учёный, промышленник, общественный деятель, Директор ИППО в Государстве Израиль.
Игорь Ашурбейли, Директор ИППО в Государстве Израиль
Конечно, громкие имена не залог успеха, но в дореволюционные времена Общество выполняло огромную работу: удалось открыть в Палестине, Ливане и Сирии более сотни школ (с обучением на арабском и русском языках), русскую больницу, несколько подворий для паломников. Благодаря финансированию со стороны ИППО ведущие учёные ездили в экспедиции, проводили раскопки. В частности, именно так был обнаружен Порог Судных Врат, через которые шёл на Голгофу Христос. Роль ИППО в дореволюционном востоковедении невозможно переоценить не только в российском, но и в мировом масштабе.
В советские времена, к сожалению, Общество распалось на две ветви – советскую и зарубежную. Советские члены Общества вынужденно сосредоточились на научной работе, а после охлаждения отношений с Израилем – и на идеологической. Зарубежное же ППО (слова «Императорский» старались избегать) сначала пыталось реализовать российскую собственность в Палестине, а после неудачи этого замысла существовало в «замороженном» состоянии до самых последних лет; к сожалению, до сих пор, спустя почти 30 лет после падения «железного занавеса», не удалось добиться объединения когда-то искусственно разделённых ветвей единого древа.
Современное ИППО под председательством Сергея Степашина целиком и полностью приняло на себя нелёгкий груз выполнения задач, поставленных ещё в XIX веке.
Паломничество, просвещение, наука – вот основные направления деятельности ИППО на Святой Земле. Многое изменилось за прошедший век, заметная часть русского имущества была потеряна в результате «апельсиновой сделки», многое надо восстанавливать с нуля. В рамках этой работы и было восстановлено Сергиевское подворье, которое обещает стать «центром силы» Православия и Российской Федерации не только в Иерусалиме, но и на всём Ближнем Востоке.
От Крещения Руси до «апельсиновой сделки»
Интерес к Палестине появился на Руси одновременно с принятием христианства. Уже в XII веке в Иерусалиме действовал русский монастырь; к XIII веку паломничества, «хождения» к святым местам стали делом вполне обычным.
После перерыва на татаро-монгольское иго укреплявшаяся Московия возобновила контакты с Палестиной уже и на официальном уровне. Хотя эти земли переходили из рук в руки, покоя там не было, да и нет до сих пор. Паломничества ко Гробу Господню и другим святыням были смертельно опасными вплоть до середины XIX века: живыми и невредимыми из путешествий через Кавказ и Малую Азию возвращалось не более половины паломников.
При этом именно Россия внесла решающий вклад в освобождение Палестины от османского ига: русско-турецкие войны рубежа XVIII–XIX веков нанесли серьёзнейший удар по позициям Османской империи, после чего у христиан появилась возможность вести легальную деятельность на Святой Земле. Правда, появившимися возможностями старались воспользоваться и католики («инославные», как называли их наши паломники), что привело к опредёленному соперничеству между двумя главными ветвями христианства.
В 1859 году для координации русских усилий и во имя обеспечения безопасности паломников был создан Палестинский комитет, через пять лет его преобразовали в Палестинскую комиссию, ну а в 1882 году из этого семени выросло могучее Императорское Православное Палестинское Общество. О проекте «сионизм», который в 1940-х выльется в создание Государства Израиль, ещё мало кто слышал, а подданные Российской империи уже построили в этих местах десятки храмов, несколько монастырей, сотни домов, открыли школы, вели активную просветительскую деятельность.
После революции новые российские – теперь уже советские – власти объявили о своих правах на всё имущество Российской империи и ИППО в Палестине, Сирии, Иордании и на окрестных землях. Однако отказ Советской России от выплаты царских долгов привёл к сложной дипломатической игре вокруг зарубежного имущества. Бóльшую часть ближневосточного имущества, к счастью, удалось сохранить… но лишь до поры до времени.
Уже после войны, после образования Государства Израиль, правительство Никиты Хрущёва подготовило беспрецедентную сделку, которую позволительно сравнить разве что с продажей Аляски. СССР официально отказался практически от всей своей недвижимости в Израиле (отношения с этой страной ухудшались на глазах) в обмен на… партию апельсинов!
В каком-то смысле этот преступный контракт стал роковым для Никиты Сергеевича: когда всё уже было готово для торжественного подписания «апельсиновой сделки», его отправили в отставку 14 октября 1964 года. К сожалению, новый состав руководства страны первые дни был занят внутриполитическими проблемами и не воспрепятствовал оформлению договора: 17 октября под Соглашением № 593 поставил подпись посол СССР в Израиле Михаил Бодров. Сразу после этого Бодрова отозвали в Москву, но дело было сделано. Уникальный комплекс зданий отошёл Израилю всего за 4,5 млн долларов, которые были потрачены в основном на израильские же апельсины.
Так что возрождённое ИППО было поставлено перед нелёгкой задачей возобновления русского присутствия практически с нуля. Каждое из полученных за бесценок зданий израильские власти оценивают теперь в суммы минимум с семью нулями. К счастью, Сергиевское подворье не было упомянуто в Соглашении № 593, поэтому его удалось вернуть относительно безболезненно. Но и по другим объектам идут конструктивные переговоры. Православие обязательно вернётся на Святую Землю в полном объёме.
История и значение Сергиевского подворья
Первой, но очень значимой ласточкой возвращения Руси в Палестину стало Сергиевское подворье в Иерусалиме. Его история насчитывает более 130 лет: этот участок земли на живописном холме был приобретён русскими представителями в далёком 1886 году, а строительство завершилось три года спустя.
Название подворью было дано, по тогдашнему обычаю, в честь православного святого, носившего то же имя, что и главный жертвователь. Существенную часть денег на строительство выделил Великий князь Сергий Александрович, потому подворье и стало Сергиевским – его покровителем считается преподобный Сергий Радонежский.
Лик преподобного Сергия отчеканен и на памятной медали, выпущенной к возобновлению деятельности подворья. Дизайн этой медали разработал Директор ИППО в Государстве Израиль Игорь Ашурбейли.
Очень быстро Сергиевское подворье стало центром русской жизни на Святой Земле: это был первый крупный строительный проект новообразованного ИППО, и ему придавалось особенное значение. Именно отсюда осуществлялось управление всеми русскими активами в Палестине и Сирии, именно здесь жили или останавливались крупнейшие религиозные деятели, приехавшие на паломничество или по служебным вопросам.
Здесь можно было жить, вообще не выходя в город: уровень постоялого двора соответствовал лучшим европейским гостиницам, на подворье была своя баня, была народная трапезная, была «камера хранения» для путников. Интересным обычаем стали Палестинские чтения, проходившие в форме показа «туманных картин» – прообраза всем известных диафильмов. Темами чтений были, как правило, сюжеты Ветхого Завета и история иерусалимских святынь, которые посещали русские паломники.
Послереволюционная судьба подворья сложилась относительно счастливо. Эмигрировавшие из России сотрудники ИППО контролировали здание вплоть до конца Второй мировой войны; после образования Государства Израиль их сменили представители советского Палестинского Общества. Людям Никиты Хрущёва хватило ума не включать центр национальной культуры в «апельсиновую сделку». В 1967 году, при разрыве отношений между СССР и Израилем, советские граждане покинули подворье, однако Советский Союз ни на один момент не отказывался от своих прав на него.
Возрождённое в независимой России ИППО потребовало доступа на подворье, и хотя переговоры шли по-восточному долго, личное вмешательство Президента России Владимира Путина в 2005 году ускорило процесс: три года спустя здание официально было передано Российской Федерации, а ещё через четыре года его окончательно покинули израильские чиновники. Последними с подворья были вывезены сельскохозяйственные орудия из музея Моше Даяна…
Только после этого россиянам удалось вплотную заняться реставрацией подворья. За время израильской «аренды» здесь появились дополнительные постройки, многое было переделано, значительный ущерб причинил и пожар.
Наибольшую проблему представляли собой израильские власти, следившие за каждым шагом рабочих и требовавшие этот шаг согласовывать. И всё же работы доведены до конца. Подворье полностью соответствует своему первоначальному виду 1889 года – с естественным включением современных коммуникаций – и откроет свои двери для паломников уже с начала 2018 года.
Здесь нужно отдельно остановиться на личности Игоря Ашурбейли, Директора ИППО в Государстве Израиль, ведь именно ему предстоит управлять большим хозяйством обновлённого подворья.
Уроженец Баку, инженер, учёный и предприниматель, Игорь Рауфович получил известность на рубеже веков, когда возглавил концерн «Алмаз» имени академика А. А. Расплетина, разрабатывавший и выпускавший системы военно-космической обороны. Знаменитые С-400 и С-500 – это как раз разработки времён Ашурбейли.
Время руководства Ашурбейли – расцвет «Алмаза»: придя ещё в 1994 году на фактически разрушенное производство в качестве антикризисного менеджера, молодой сотрудник в короткие сроки навёл порядок, разобрался с долгами, наладил управление активами. Ярко проявилось во время этой работы и уважение Ашурбейли к истории, к истокам: именно он настоял на присвоении «Алмазу» имени его первого директора Александра Расплетина. На открытии мемориального комплекса с бюстом Александра Расплетина и мемориальной доски этому выдающемуся учёному и организатору. Также были написаны и изданы четыре книги, создан фильм и учреждена специальная премия, посвящённые А. А. Расплетину.
Одновременно с работой на безопасность страны Игорь Ашурбейли находил время заниматься и социальными, и духовными проектами. В 2011 году (после ухода из концерна) Игорь Рауфович полностью сосредоточился на развитии своего холдинга «Социум» – одного из старейших частных предприятий России, чьим неотъемлемым направлением является благотворительность. И здесь предприниматель тоже действует, опираясь на истоки, на духовный опыт предков.
В частности, Игорь Ашурбейли на свои личные средства построил храм Патриаршего подворья – святой преподобномученицы Елисаветы в Покровском-Стрешневе (Москва), а также восстановил шедевр архитектуры XVIII века – церковь Усекновения Честной главы Иоанна Предтечи в селе своих предков Хирино Нижегородской области. Сейчас Игорь Рауфович является ктитором обоих храмов, то есть продолжает активно участвовать в их жизни, поддерживая приходы и организационно, и материально.
Кроме того, Игорь Ашурбейли поддерживает строительство храма в Свято-Елисаветинском монастыре уральского городка Алапаевска. Здесь в 1918 году были убиты нескольких членов Императорской фамилии, включая преподобномученицу Елисавету Феодоровну (храм в Покровском-Стрешневе также посвящён ей). Более того, Игорь Рауфович является инициатором и организатором ежегодного паломничества по скорбному посмертному пути Великой княгини. А путь этот растянулся на тысячи километров: Москва – Екатеринбург – Алапаевск – Иерусалим – Москва.
Благодаря этим и многим другим заслугам перед Православием и Россией Игорь Ашурбейли удостоен множества наград: Орденом почёта и четырьмя государственными медалями, Премией Правительства РФ в области науки и техники, шестью орденами Русской Православной Церкви и множеством общественных и ведомственных наград.
Неудивительно, что в 2013 году Игорь Ашурбейли был принят в действительные члены Императорского Православного Палестинского Общества, а уже через полгода стал заместителем Председателя Сергея Степашина. В конце 2015 года С. В. Степашин назначил И. Р. Ашурбейли Директором ИППО в Государстве Израиль; именно благодаря активности нового Директора удалось завершить ремонт и подготовить Сергиевское подворье в Иерусалиме к приёму гостей.
А Игорю Рауфовичу пришлось смиренно принять новую нагрузку: на него возложены обязанности управляющего подворьем.
Настало время собирать разбросанные советским правительством камни. Работы на подворье завершены (исключая мелкие технические недоделки), пришло время торжественного открытия.
Началось оно, как и подобает, с освящения – Антоний, епископ Богородский, руководитель Управления Московской Патриархии по зарубежным учреждениям, в сослужении с Начальником Русской Духовной Миссии архимандритом Александром освятил народную трапезную. На церемонии присутствовали русские священники – первая группа паломников в обновлённом подворье. Таинство происходило без светских СМИ, без израильских гостей, зато приехали посланники Патриарха Иерусалимского Феофила III.
А потом началась официальная часть. Символическое разрезание ленточки было доверено четырём россиянам, приложившим максимум усилий для того, чтобы церемония вообще могла состояться. Это епископ Антоний, исполняющий обязанности начальника Главного управления Международного сотрудничества Управделами Президента РФ Иван Сердитов, Председатель ИППО Сергей Степашин и его заместитель, Директор ИППО в Государстве Израиль Игорь Ашурбейли.
Сергей Степашин кратко рассказал об истории места, о борьбе за здание и поздравил всех с успешным завершением этого нелёгкого пути. Епископ Богородский Антоний передал собравшимся поздравления от Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Долгая борьба за восстановление подворья шла под контролем и с благословения Патриарха. Игорь Ашурбейли поздравил Сергея Степашина с 10-летием работы во главе ИППО и с днём Ангела, ведь дата церемонии была выбрана не случайно: 18 июля – день памяти преподобного Сергия Радонежского, покровителя подворья.
Речи также произносили министр по делам Иерусалима Зеэв Элькин, посол России в Израиле Александр Шеин и другие израильские и российские почётные гости.
После официальной части и разрезания ленточки началось неформальное общение. Нарасхват был Игорь Ашурбейли – у него интересовались возможностями сотрудничества самые разные гости, от представителей местного театра до чиновников Россотрудничества. Не отказывали никому: «Здесь будет всё, кроме политики!» – решительно заявил Игорь Рауфович.
Для всех желающих была организована экскурсия по подворью. Израильские гости проявили огромный интерес к будущему музею – экспозиции как таковой пока ещё нет, но уже выставлена коллекция старинных фотографий русского Иерусалима. В конце мероприятия гостям вынесли торт, испечённый в форме Сергиевского подворья с его знаменитой башенкой.
Атмосфера на мероприятии была, с одной стороны, вполне изысканной (благодаря присутствию большого количества высокопоставленных гостей – как политиков, так и церковных иерархов), а с другой – весьма демократичной (какие-то юные журналисты спокойно перекусывали прямо на травке, никто их не гонял). Такой же должна оказаться и будущая деятельность подворья, призванного помогать всем паломникам приобщаться к сокровищам духа.
Будущее подворья: надежды и планы
Итак, торжественное открытие прошло, впереди – сложная ежедневная работа. Необходимо организовать на подворье школу, получив все разрешения от местных властей. Создать музей, ведь выставка фотографий – это только начало; многие экспонаты столетней давности безвозвратно утрачены.
На подворье будет функционировать лекторий по истории России и Израиля. Продолжая традицию вечеров с «туманными картинами», руководство подворья планирует устраивать здесь кинопоказы (преимущественно на библейские темы), проводить научные семинары и популярные выставки. Можно сказать, что нас ждёт кусочек России в Израиле – не официозный, как Посольство или представительства ведомств, а открытый всем посетителям, приветливый, ориентированный на культурное и духовное сотрудничество.
Не забыта, впрочем, и административная часть: подворье станет штаб-квартирой сразу нескольких организаций – в первую очередь, конечно, Израильского отделения ИППО и Управляющей компании Фонда Антонина Капустина.
Очень важно, что на территории Сергиевского подворья откроется консульский отдел Посольства России, первый в Иерусалиме. Теперь российским туристам и паломникам не придётся из-за любой проблемы ездить в Тель-Авив или Хайфу.
К сожалению, на территории Сергиевского подворья нет и не будет православного храма или даже часовенки (напомним, израильские власти запрещают любые отступления от чертежей 130-летней давности), однако никаких неудобств от этого гости не испытают: недалеко находится Троицкий собор, да и вообще Израильское отделение ИППО работает в тесном контакте с представителями Русской Православной Церкви на Святой Земле.
Сергиевское развиваем, Елисаветинское, Александровское и другие – в уме
Хочется надеяться, что праздник возвращения Сергиевского подворья только начало, ведь в Иерусалиме, Израиле и окружающих странах до революции существовало несколько сотен объектов недвижимости, принадлежавших России или Русской Православной Церкви. Многое разрушено, что-то «национализировано» местными властями или «приватизировано» предприимчивыми людьми. Часть объектов находится под контролем потомков русских эмигрантов, в том числе и зарубежной ветви ИППО. Часть, как мы знаем, продана в результате «апельсиновой сделки», законность которой до сих пор остаётся сомнительной, неясно, имел ли Советский Союз права на зарубежную собственность Империи. Впрочем, и современная Россия не спешит объявлять себя правопреемницей погибшего в 1917 году государства – слишком много проблем это создало бы.
Но всё, что можно вернуть, – надо вернуть.
Сейчас наиболее остро стоит вопрос о Елисаветинском подворье, которое расположено недалеко от Сергиевского. Ему более полутора веков, это здание построено в 1864 году, но своё название получило уже после революции, в память о гибели Великой княгини Елизаветы Фёдоровны – супруги Сергия Александровича, основавшего Сергиевское подворье. Как видим, эти два религиозно-исторических памятника просто обязаны быть вместе.
Сейчас в Елисаветинском подворье, где столько лет останавливались паломники, размещается… следственный изолятор при иерусалимской полиции. Что ж, власти имеют на это право: подворье было за бесценок продано Израилю в 1964 году в рамках той самой «апельсиновой сделки. Правительство страны готово продать его обратно, но, видя повышенный интерес россиян, требует совершенно астрономические суммы. Переговоры идут, но очень тяжело, поскольку мастерство местных жителей в деле торговли прославлено в веках. При этом, как подчеркнул Сергей Степашин, руководство ИППО мечтает вернуть здание уже в 2018 году, к столетию гибели Елизаветы Фёдоровны.
Возможно, впоследствии дело дойдёт и до Вениаминовского и Мариинского подворий, которые расположены в этом же районе Иерусалима и контролируются местными властями. Степашин сетует: «С израильскими товарищами надо предметно считать практически каждую копейку. Но эта сумма никак не сопоставима с тем, что мы практически за бесплатно отдали. Это вопрос не денег, а возвращения собственности».
Впрочем, оставим эти вопросы юристам, политикам и финансистам. И порадуемся за то, что Сергиевское подворье вернулось наконец в лоно Отчизны, в родные руки. Православие никогда не уходило со Святой Земли – и не уйдёт, пока остаются люди, способные беззаветно работать на благо веры и России.