12 июня (здесь и далее даты даются по старому стилю) 1858 года столичные газеты поместили сообщение: «От Императорской Академии художеств объявляется, что написанная в Риме г. Академиком ИАХ Ивановым картина “Явление Мессии народу” выставлена в Академии и желающие могут видеть ее ежедневно с 12 до 3-х часов по полудни»1.
Александр Андреевич Иванов. Явление Христа народу. 1837–1857. ГТГ
А. А. Иванов, начавший писать свое историческое полотно в традиционном размере («в третью часть роста человеческого»), долго не решался перейти к большой форме. По воспоминаниям гравера И. Ф. Иордана, в дружеских беседах они сходились в мыслях написать произведение в размере исторических картин Н. Пуссена. Но однажды «вечером, он приходит в Cafй Bon Gusto и объявляет, что он решился наконец писать ее больше, чем “Медный змий” Бруни»3. В 1837 году А. А. Иванов снял просторную мастерскую по адресу Vicolo del Vantaggio, № 7, и приобрел холст «вышиною 8 аршин, а шириною десять с половиною» (540?750). Это вызвало недовольство официальных кругов. 30 ноября 1841 года последовало указание министра Двора П. М. Волконского начальнику над русскими художниками в Риме П. И. Кривцову: «Осведомясь, что некоторые из прибывающих в Италию наших художников начинают писать картины весьма большого размера, я покорно прошу Вас объявить им, чтобы они впредь не предпринимали таких работ, которые по колоссальной своей величине не удобны к помещению в комнатах»4.
По прошествии десяти лет А. И. Иванов, опытный педагог и профессор исторической живописи, с тревогой предупреждал сына: «Ты решился превзойти даже самого себя, выбрал сюжет и величину картины свыше сил своих, извини меня за такое выражение, оно оказывается правильным на опыте, ибо сделанное тобою начало хотя и достигает твоего намерения, но еще не видать конца, а у людей уже истощилось терпение дожидаться оного»6. Выбрав такое художественное решение, А. А. Иванов создал дополнительные трудности для воплощения замысла, а также заложил «бомбу замедленного действия», препятствующую в дальнейшем транспортировке и экспонированию картины.
20 мая 1858 года А. А. Иванов после двадцативосьмилетней разлуки прибыл в Петербург. Художник, потерявший почти всех своих родных, поселился в доме братьев Боткиных на Васильевском острове7. Почти сразу же по прибытии начались хлопоты по устройству экспозиции картины. Наконец было получено известие, что император Александр II изволит осмотреть полотно. 28 мая произведение выставили в Белом зале Зимнего дворца, Иванов удостоился царской аудиенции. «Государь вспомнил, — писал художник брату Сергею в Италию, — что видел ее начатою в Риме. Спрашивал о назначении фигуры раба и рассматривал ее довольно подробно; благодарил меня весьма»8.
Здание Императорской Академии художеств,
где в 1858 году впервые экспонировалось «Явление Мессии».
Фото Е. Шорбан
3 июня А. А. Иванов осматривал помещения Академии художеств и остановил свой выбор на Античной зале, наиболее подходящей для демонстрации «Явления Мессии» (так первоначально называлось полотно). 9 июня произведение вместе с этюдами было туда перенесено. Как демонстрировалось полотно, можно представить по воспроизведению в «Русском художественном листке» Вильгельма Тимма9. Известно, что целью этого иллюстрированного издания было освещение всего интересного и важного в художественной жизни России. Таким событием, безусловно, стала выставка одной картины «Явление Мессии». Литография с исчерпывающей информационной полнотой зафиксировала неподдельный интерес петербургской публики. Множество зрителей собралось перед большой картиной и этюдами, выставленными на подрамниках рядом. В группе слева мы видим студентов Академии, копирующих отдельные фигуры на полотне. В центре — дворянское семейство. Офицер-отец и молодая дама, а также их маленькая дочка внимают объяснениям молодого критика. Среди зрителей — представитель духовенства, разночинная молодежь, просвещенные дамы. Показательно, как органично вписалась большая картина в интерьер Античной залы с высокими потолками и большими проемами окон. Пропорции гипсовых слепков гармонируют с фигурами на полотне кисти А. А. Иванова.
Через три дня после вернисажа в воскресном номере «Санкт-Петербургских ведомостей» в разделе «Петербургская летопись» появилась восторженная статья без подписи. Аноним писал: «Труд и добросовестность непостижимые! Г. Иванов — бенедиктинец нашего времени. За то и картина его — целая академия живописи для молодых художников. Г. Иванову пришлось выдержать долгую, трудную борьбу, и победа, им одержанная, ставит его выше обыкновенных людей»10.
30 июня 1858 года датируется стихотворение П. А. Вяземского «Александру Андреевичу Иванову», в котором есть актуальные для нашего времени строки:
В наш век блестящих скороспелок,
Промышленных и всяких сделок,
Как добросовестен твой труд!
По столице поползли слухи, что царь хочет дать за картину вместо предполагавшихся тридцати тысяч рублей только десять или даже восемь. От бесконечных хлопот, равнодушия и унижения художник безмерно устал. О последних днях жизни Иванова мы узнаем из письма М. П. Боткина к С. А. Иванову от 27 июля 1858 года, обнаруженного нами в римском архиве Германского археологического института: «Вообще, он очень страдал, его постоянно перекладывали из одной простыни в другую, что его сильно тревожило. Он всё хотел идти, звал нас с собой, жал при том руку, обнимал, благодарил, прощался, говоря: “Я вас, друзья, оставляю”. Мы старались оттолкнуть от него эту печальную мысль напоминанием о Риме, куда он стремился, о нашем будущем житье. Мало-помалу начинал он говорить не ясно, отрывисто и бредить, дыхание начинало прерываться и в 13/4 ночи его уже не стало. Это было в среду на четверг, 3 числа июля. Эта минута была ужаснейшая, до неё всё ещё была доля надежды, по крайней мере, мы льстили ей себе, но тут всё кончилось. Скончался он так, как уснул. Одним из последних слов его было: “Прощайте, я погибаю”»12.
Малоизвестно, какие трогательно теплые чувства испытывал А. Иванов к древней столице. Из письма художника к отцу мы узнаем, что уже с 1835 года он мечтал обосноваться в Москве. «По приезде моем в отечество, я бы весьма желал поселиться в Москве, как для удобнейшего производства предметов из Русской истории, так и для избежания С. Петербургской Академии художеств». В 1840-е годы Иванова настойчиво приглашали преподавать в недавно открывшемся Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Гениальный живописец не только хотел переехать в Москву, но и там показать труд всей жизни — «Явление Мессии». Со временем мечта художника осуществилась.
В начале января 1861 года в «Московских ведомостях» появилось краткое объявление: «Учредители Общества любителей художеств (в дальнейшем — ОЛХ) имеют честь уведомить лица, желающие быть членами ОЛХ, что 15 января, в воскресенье, в 12 ч. утра, будет первое собрание для выбора председателя, членов Комитета и секретаря, и покорнейше просят их пожаловать в означенный день в квартиру Общества, находящуюся в старом здании университета, первый подъезд на Моховой»13. К учредительному съезду была подготовлена временная выставка фотографий, полученных Московским университетом. На первом организационном собрании председателем ОЛХ был избран С. И. Миллер, секретарем профессор Московского университета К. К. Герц. В состав Комитета вошли: попечитель Московского учебного округа Н. В. Исаков, Г. А. Чертков, В. И. Миллер, П. А. Талызин, Г. И. Хлудов, О. О. Левенштейн (казначей Общества), художники П. М. Шмельков, А. К. Саврасов и В. В. Пукирев.
Не прошло и месяца, как произведение кисти Иванова было доставлено в Первопрестольную. 8 марта А. К. Саврасов отчитывался на пятом заседании Комитета о «наблюдении за перевозкою картины», а также сообщил список лиц в Петербурге, изъявивших желание вступить в число членов ОЛХ. Тем самым региональное московское художественное объединение расширялось. В протоколе выражены благодарности конференц-секретарю Императорской Академии художеств Ф. Ф. Львову за содействие, А. К. Саврасову и коммерции советнику Н. А. Харичкову «за принятые им на себя издержки по перевозу картины Иванова». Так выясняется не известный ранее факт, что транспортировка осуществлялась не на государственный счет, а при поддержке частного капитала. Секретарь ОЛХ К. К. Герц сообщил также, что во время экспонирования полотна будет осуществляться «культурная программа». Профессор Ф. В. Чижов, хорошо знавший А. А. Иванова и состоявший с ним в переписке, предложил прочитать несколько публичных лекций о жизни и творчестве живописца. Это предложение было принято «с признательностью»15. На следующий день в «Московских ведомостях» в разделе «Вести и слухи» появилась следующая заметка: «Нам сообщают, что известный наш писатель Ф. В. Чижов изъявил желание прочесть в пользу ОЛХ несколько публичных лекций о жизни и произведениях А. А. Иванова и преимущественно о славной картине его: “Явление Христа народу”, выставки которой с нетерпением ожидают все любители искусства в Москве. Более подробные сведения о месте и времени этих чтений, мы сообщим в свое время нашим читателям. Знаменитая картина А. А. Иванова “Явление Христа народу” уже находится в Москве, и теперь приступают к трудной, по необыкновенной величине этой картины, операции натягивания ея на подрамок. Мы слышали, что на будущей неделе выставка ея будет уже открыта для публики»16. Действительно, несколько дней спустя, в воскресном номере газеты, появилось объявление: «11 марта 1861 года, с Высочайшего разрешения, в пользу ОЛХ, открыта выставка знаменитой картины А. А. Иванова “Явление Христа народу”, в доме первой Гимназии, у Пречистенских ворот, против Храма Христа Спасителя. Плата за вход 25 копеек серебром с персоны. Выставка открыта ежедневно с 10 часов утра до 4 часов пополудни. Гр. Члены ОЛХ пользуются правом бесплатного входа, предъявляя свои билеты при входе»17.
Здание Первой гимназии, где в 1861 году впервые экспонировалось в Москве «Явление Мессии». Панорама из альбома Найденова. 1867. ГНИМА им. А. В. Щусева
С наступлением лета общественная и художественная жизнь Москвы затихла. Срок пребывания полотна кисти Иванова в древней столице истек, казалось бы, нужно было возвратить его на место. Однако в этот период активно прорабатывался вопрос об организации Публичной библиотеки и Музея20. 22 июля 1861 года датируется письмо министра Императорского Двора к Николаю Васильевичу Исакову, активному организатору будущего Музея. В нем говорится, что работа А. Иванова была отправлена в Москву в феврале «на тамошнюю постоянную выставку художественных произведений», но ошибочно указывалось место экспонирования: «в залах тамошнего университета, где и теперь находится».
Позднее Александр II «изволил одобрить мысль об устройстве картинной галереи в Московском Публичном музее, из картин, кои, согласно изменениям, сделанным берлинским профессором Ваагеном, в размещении Эрмитажа, не найдут в нем помещения»22. В начале сентября сообщалось, что Румянцевский музей, располагавшийся ранее в особняке графа Румянцева на Английской набережной, полностью перевезен. Его «богатые сокровища размещаются в назначенном для этого доме, бывшем Пашкова. Помещение нового учреждения — самое удобное и даже великолепное. Пашковский дом есть одно из монументальных зданий Москвы и лучший представитель архитектуры XVIII столетия»23. Однако этот памятник не был приспособлен для музейной экспозиции, требовалось переделать «некоторые части здания для скульптурных слепков, устроить читальный зал и шкапы, приготовить зал для помещения картин». Необходимо было также устроить «водопроводы» и другие инженерные коммуникации.
Как сообщала московская пресса, «Постоянная выставка картин и скульптур русских и иностранных художников» открылась 5 ноября на Знаменке, в бывшем доме Пашкова, вход с переулка25. Очевидец вернисажа писал: «По прекрасной каменной лестнице посетители входят в просто, но изящно отделанные залы бельетажа главного корпуса, где помещается постоянная выставка. Эти залы окрашены в темные тона, которые составляют превосходный фон для картин. Нельзя не обратить особое внимание на то, что все выставленные художественные произведения, размещены с большим вкусом и освещены по всем требованиям искусства»26.
Через год, в мае 1898 года в Румянцевском музее, в зале перед известной картиной Иванова «Явление Христа народу» вновь были выставлены «Библейские эскизы». Одновременно демонстрировались «евангельские сюжеты, между которыми есть много таких, которые представляют из себя первоначальные наброски упомянутой знаменитой картины или приближаются к ней. До сих пор оригиналы этих рисунков находились в Румянцевском музее в портфелях и не были доступны для публики»30.
28 марта 1924 года было принято Постановление коллегии Главнауки Наркомпроса о расформировании Румянцевского музея. Образованная Ликвидационная комиссия приняла решение (11 апреля 1925 года), в котором русская школа передавалась в Третьяковскую галерею, за исключением картины Иванова «Явление Христа народу» и этюдов, временно оставляемых при Публичной библиотеке. В августе 1925 года в Ивановском зале начался ремонт в связи с размещением в нем Музея книги. В 1926 году на совместном совещании представителей Третьяковской галереи и Музея книги было позволено экспонировать произведение Иванова еще в течение четырех лет.
В августе 1941 года картина вместе с другими шедеврами Третьяковской галереи была эвакуирована в Новосибирск. Сначала свернутую на вал и упакованную картину везли на барже по Москве-реке, а потом по железной дороге в специальном вагоне. В скатанном виде полотно хранилось почти четыре года в здании Новосибирского театра, до тех пор, пока в 1944 году не возвратилось домой, в Москву.
В 1955 году в связи с предстоящей юбилейной выставкой А. А. Иванова (150 лет со дня рождения) было решено надстроить Ивановский зал. Картину вновь переносили и вновь реставрировали: укрепляли небольшие осыпи по повторным пропискам, очищали от загрязнений. Трудилась целая группа художников и реставраторов: братья Корины, Иванов-Чуронов, Махалов.
Юбилейная выставка А. А. Иванова. 1956. ГТГ. Экспозиция зала № 7
Обсуждение плана расширенной экспозиции произведений А. А. Иванова. 1981. ГТГ. Зал № 7.
Слева направо: Л. В. Марц, зав. отделом скульптуры; Ю. К. Королев, генеральный директор; Л. А. Маркина, хранитель экспозиции; Л. Д. Антоневич, зав. отделом учета; А. И. Болотова, зав. научной библиотекой; Н. Л. Приймак, зав. отделом рукописей; Н. В. Розонова, зав. древнерусским отделом; Н. В. Мельникова, зам. директора; И. М. Жаркова, куратор выставки
Юбилейная выставка А. А. Иванова.1981. ГТГ
Подготовка к демонтажу полотна «Явление Христа народу» перед закрытием Третьяковской галереи на реконструкцию. Февраль 1986
Демонтаж полотна «Явление Христа народу» перед закрытием Третьяковской галереи на реконструкцию. Февраль 1986
Полотно «Явление Христа народу» накатывают на вал перед закрытием Третьяковской галереи на реконструкцию. Февраль 1986
6 февраля 1986 года, когда началась реконструкция старого здания Третьяковской галереи, «Явление Христа народу» пришлось вновь снимать, накатывать на вал (пригодилась опробованная методика) и переносить во вновь отстроенное хранилище — депозитарий. Жаркие споры предшествовали этому. Собирался расширенный Ученый совет, на котором один из почтенных академиков живописи предложил разобрать стеклянную крышу и переместить полотно на вертолете в здание на Крымском валу. Но реставраторы галереи настояли на использовании опыта предыдущих перемещений. Руководил работами заведующий реставрационной мастерской А. П. Ковалев. Автор этих строк, будучи хранителем произведения, принимала участие в этой работе.
Транспортировка вала с полотном «Явление Христа народу» после завершения реконструкции ГТГ. Август 1994
Новый зал А. А. Иванова в Третьяковской галерее после реконструкции. Сентябрь 1994.
Перед картиной А. П. Ковалев, зав. отделом реставрации, и Л. А. Маркина, зав. отделом живописи XVIII–первой половины XIX века
Картина кисти Иванова последней покинула опустевшие залы галереи, и она же была первой из произведений, которую внесли после окончания реконструкции в августе 1994 года. Все наши замечательные реставраторы приняли участие в восстановлении экспозиции: А. Ковалев, Л. Астафьев, Г. Юшкевич, С. Черкасов и А. Голубейко.
Особая страница в истории экспонирования произведений А. А. Иванова — демонстрация и восприятие его искусства за рубежом. С середины 1960-х годов работы художника стали показываться в составе шедевров русской живописи на различных выставках: в Японии (1966–1967, Токио, Киото), США (1978–1979, Миннеаполис, Вашингтон), в Германии. Особо следует выделить выставку «Русская живопись первой половины XIX века», развернутую в Баден-Бадене и Ганновере в 1981–1982 годах. В каталоге и экспозиции был специальный раздел, посвященный творчеству А. Иванова. Организатор выставки с немецкой стороны Катарина Шмидт уделила большое внимание взаимосвязям русских художников и писателей. В случае с А. Ивановым особенно прослеживались его непростые взаимоотношения с Н. В. Гоголем37.
Александр Андреевич Иванов. Ветка. ГТГ
Александр Андреевич Иванов. Аппиева дорога при закате солнца. 1845. ГТГ
Александр Андреевич Иванов. На берегу Неаполитанского залива. ГТГ
Александр Андреевич Иванов. Оливы у кладбища Альбань. Молодой месяц. ГТГ
Александр Андреевич Иванов. Голова Иоанна Крестителя. Этюд к картине «Явление Христа народу». ГТГ
Александр Андреевич Иванов. Голова молодой женщины с серьгами и ожерельем. Этюд к картине «Явление Христа народу». ГТГ
В 2003 году состоялась грандиозная выставка «Величие Рима», на которой самым интересным для русского историка искусства стал раздел «Между Востоком и Западом: главные фигуры на римской сцене». Устроители экспозиции намеревались наглядно сопоставить творения Брюллова и Иванова с работами итальянских и других мастеров — их современников. Уникальным событием стала демонстрация грандиозного полотна кисти К. П. Брюллова «Последний день Помпеи». Впервые картина покинула пределы России и через сто семьдесят лет вновь оказалась в Риме. То же самое произошло и с картиной кисти А. А. Иванова «Аполлон, Кипарис и Гиацинт»40. Но большое полотно «Явление Христа народу» не было выдано. Итальянские организаторы по-своему изобретательно подошли к решению проблемы. Холст в размер произведения заполнили этюдами (всего восемь) отдельных персонажей («Голова Иоанна Крестителя», «Мальчик, выходящий из воды», «Фигура Христа»). К сожалению, получилась маловыразительная «мозаика», не передающая целостного впечатления.
В 2006 году, в год двухсотлетнего юбилея А. А. Иванова, в залах Государственной Третьяковской галереи на Крымском валу была развернута масштабная выставка его работ. В силу технических причин грандиозное полотно «Явление Христа народу» не смогло покинуть залы основной экспозиции в Лаврушинском переулке. На выставке полотно было представлено в виртуальном виде, как большое воспроизведение. Так же поступили и организаторы экспозиции в Русском музее, совместившие опыт итальянской выставки «Величие Рима» и вариант выставочной экспозиции в ГТГ.
Хочется надеяться, что многотрудная «одиссея» картины «Явление Христа народу» завершилась. Оправдываются пророческие слова М. В. Нестерова: «Я верю, что рост значения и степень понимания Иванова будут возрастать от ряда новых, выходящих из самой современной жизни причин, и как знать, может быть, наш народ еще познает истинную гениальность сурового художника, так долго ускользавшую, столь глубоко скрытую».
Людмила Маркина. Наше Наследие № 83–84 2007 г.