ИМПЕРАТОРСКОЕ ПРАВОСЛАВНОЕ ПАЛЕСТИНСКОЕ ОБЩЕСТВО

1 ноября - день рождения Великой княгини Елизаветы Федоровны, второго Председателя ИППО

Сегодня, 1 ноября 2024 года, отмечается 160-летие со дня рождения святой преподобномученицы Великой княгини Елисаветы Феодоровны, второго Председателя ИППО.

Великая княгиня Елизавета Федоровна родилась 1 ноября 1864 года (20 октября по старому стилю) в семье великого герцога Гессен-Дармштадтского Людвига и принцессы Алисы, дочери английской королевы Виктории. Это была крепкая семья с христианскими традициями. С детства впитывала юная принцесса любовь и помощь к ближним, чувство сострадания.
 
Так получилось, что ее жизненный путь пересекся с русским великим князем Сергием Александровичем Романовым, которому она отдала свое сердце. В 1884 году совершилось их венчание в Санкт-Петербурге. С этого момента великая княгиня начинает свое жизненное служение, посвященное России. Ее муж великий князь Сергий Александрович был одним из основателей и учредителей Православного Палестинского Общества в 1882 году. Со дня основания Общества до самой мученической смерти в 1905 году, великий князь Сергий Александрович являлся неизменным председателем ИППО.
 
В 1888 году ему предстояла поездка в Святую Землю, на освящение храма памяти государыни императрицы Марии Александровны в Гефсимании, построенного на средства императорской семьи: государя императора Александра III, его августейших братьев великих князей Владимира, Алексея, великих князей Сергия, Павла Александровичей/1/. Елизавета Федоровна, постепенно все больше приобщаясь к православию, стремилась посетить Святую Землю вместе с мужем. Уже в октябре 1888 года молодые супруги прибыли в Палестину через Киев и Одессу и совершили паломничество, начиная с города Благовещения Назарета, затем посетили святую гору Фавор – место Преображения Спасителя и прибыли в Иерусалим. Именно здесь в Гефсимании, увидев позолоченные купола прекрасного храма св. Марии Магдалины, будущая новомученица Российская пророчески воскликнет: «Как бы я хотела быть похороненной здесь»/2/. Своей радостью она делится со своей бабушкой английской королевой Викторией: «… Этот как сон – видеть все эти места, где наш Господь страдал за нас, и также огромное утешение – приехать в Иерусалим… Я рада, что страна соответствует настроению мыслей… и можно тихо молиться, вспоминая слышанное маленьким ребенком, когда все это воспринималось с таким благоговейным трепетом».
 
Великая княгиня Елизавета Федоровна преподносит в дар новому Иерусалимскому русскому храму в Гефсимании святые сосуды, Евангелие и воздухи. В мае 1982 года эти богослужебные предметы использовались при совершении Божественной литургии в день перенесения мощей великой княгини Елизаветы Федоровны и инокини Варвары/3/.
 
Глубокие впечатления духовных переживаний на Святой Земле останутся навсегда в ее молитвенной памяти. Вернувшись в Россию, Елизавета Федоровна сопереживает все увиденное на Святой Земле в своем сердце. Постепенно, познавая русскую жизнь и ее православные традиции, великая княгиня Елизавета Федоровна сознательно принимает православие в 1891 году, несмотря на неодобрение даже родного отца. Этот шаг еще более приближает ее к подлинной исторической России с глубокой традицией православной веры. Большая часть семьи Романовых, в том числе и ее бабушка — английская королева Виктория с глубокой радостью восприняли известие о переходе Елизаветы Федоровны в православную веру.
 
Далее с 1891 года начинается московский период жизни Елизаветы Федоровны. По долгу службы великий князь Сергий Александрович назначается государем императором Александром III генерал-губернатором города Москвы. Щедрая и широкая благотворительность великой княгини Елизаветы Федоровны и ее супруга были известны еще по Санкт-Петербургу, в Москве эти благие начинания были продолжены со всей искренностью православной души, влюбившейся в Россию. Еще с 1884 года Елизавета Федоровна активно участвует и помогает мужу в общественной деятельности в Историческом музее, Императорском Православном Палестинском Обществе, в работе Епархиального дома. Елизавета Федоровна лично помогает нуждающимся, больным, обездоленным. Уже в Москве супруги принимаю участие в работе московского Археологического Общества, участвуют в различных выставках, культурных мероприятиях. При этом супруги активно участвуют в духовной жизни, постоянно посещая церковные службы, исповедуясь и причащаясь, паломничая к Российским святыням.
 
С 17 января 1892 года Великая княгиня Елизавета Федоровна становится августейшей попечительницей Елисаветинского благотворительного общества, занимающегося попечением о нуждающихся, неимущих и нуждающихся в защите детях/4/. Практически в каждом московском приходе создаются местные комитеты Елисаветинского общества, создававшие ясли и приюты. В 1902 года внутри Елисаветинского общества создается особый Комитет по устройству детских очагов в Москве для детей женщин, которые работали в разных учреждениях столицы/5/. С 1903 года Великая княгиня Елизавета Федоровна возглавляет попечение об Обществе попечения неимущих и нуждающихся в защите детях Москвы, ее усилиями создается приюты для детей, которые до 1894 года были только для девочек, в 1895 году после молебна перед Иверской иконой Божией Матери впервые создается приют для мальчиков/6/.
 
 
В 1903 году Великая княгиня Елизавета Федоровна с супругом принимала участие в Саровских торжествах обретения мощей преподобного Серафима Саровского и жила вместе с супругом, императором с императрицей в игуменском монастырском доме.
 
Тем временем революционные настроения стали обретать популярность среди русской интеллигенции, пролетариата и даже крестьян, окутывая страну разветвленной сетью революционных кружков, групп, многие из которых шли на убийство и террор для достижения своих политических целей. Громкие убийства прокатились по всей России. Убивали в основном представителей Российской власти. Жертвами террора стали министр внутренних дел В. Плеве (1904 г.). В 1905 году разразилась Русско-японская война. Елизавета Федоровна устраивает помощь раненым русским солдатам, организовывая женский труд помощи солдатам и используя при этом кремлевские залы и вдохновив на это благое дело множество русских женщин из разных слоев общества/7/. В Москве ею создаются несколько госпиталей, в Новороссийске строится санаторий для раненых, а также при ее непосредственном участии формируются санитарные поезда, идущие на Дальний Восток.
 
Во время войны в адрес ее мужа раздается шквал угроз и из соображений безопасности супруги переезжают в Николаевский дворец Кремля. Именно здесь, недалеко от Кремля, рядом с Чудовым монастырем, случилась страшная трагедия. 3 февраля 1905 года великого князя Сергия Александровича настигла бомба террориста из боевого крыла эсеров Каляева. Елизавета Федоровна, стоя на коленях на снегу, собрала с помогавшими ей солдатами останки мужа на носилки, которые затем перенесли в церковь Чудова монастыря и поставили их перед амвоном храма. Верующие люди шли помянуть великого князя Сергия Александровича. Все молились на коленях. Россия скорбела. Это был еще один страшный знак надвигающейся революционной бури, сметающей Россию с исторического православного пути.
 
На третий день после трагедии, Елизавета Федоровна, проявляя истинную христианскую любовь, идет к убийце мужа в тюрьму и призывает его к покаянию. Но потерявшейся в глубинах отрицания душе Каляева, как и многим другим русским революционерам, было далеко до христианского покаяния. Именно такие люди впоследствии в 1917 году захватили в России власть и обратили Россию в коммунистическое рабство на долгих 74 года, громя храмы, монастыри и уничтожая целые исторические сословия русских людей.
 
Первоначально великий князь Сергий Александрович был похоронен в маленькой церкви Чудова монастыря, который впоследствии был разрушен большевиками в 1928 году. В начале 1990 года в результате проведения земляных работ на месте Чудова монастыря была обнаружена часовня с останками великого князя. В 1995 году останки первого председателя ИППО великого князя Сергия Александровича были перенесены в усыпальницу Романовых в Новоспасский монастырь в Москве.
 
 
После смерти мужа Елизавета Федоровна целиком посвящает себя делам милосердия, благотворительности, служению Богу и людям. С 1905 по 1917 год она становится Председателем Императорского Православного Палестинского Общества. До самой революционной смуты она руководит основанным ее мужем Палестинским Обществом, содействуя православному паломничеству в Святую Землю и занимаясь духовным просвещением жителей Палестины.
 
В 1908 году Елизавета Федоровна покупает в Москве на Ордынке усадьбу с четырьмя домами и большим садом. Здесь она основывает свою знаменитую Марфо-Мариинскую обитель сестер милосердия. Новая обитель начинает свою деятельность с 10 февраля 1909 года. Впоследствии там было построено два храма и храм-усыпальница. Во время первой мировой войны, когда Елизавета Федоровна возглавляет Комитет по оказанию благотворительной помощи семьям лиц, призванных на войну, в обители был организован прием пожертвований, учреждается Марфо-Мариинский детский приют.
 
К 1917 году события развивались не в лучшую сторону для России. Разразился революционный бунт. В Москве, Петрограде и многих других городах России царил революционный хаос. В этом же году Елизавета Федоровна снимает с себя звание председателя ИППО, дабы не подвергать членов Общества опасностям, т. к. императорская семья начинает подвергаться преследованиям и репрессиям. В Пасхальные дни 1918 года в день Иверской иконы Божией Матери большевики арестовывают Елизавету Федоровну, и солдаты-латыши по приказу Ленина увозят будущую новомученицу навстречу мученической смерти.
 
Вместе с келейницами Варварой и Екатериной ее перевозят в Пермь. Дальше путь из Перми в Алапаевск лежал через Екатеринбург, туда же были привезены великий князь Сергей Михайлович со своим секретарем Федором Михайловичем Ремезом, три брата, сыновья великого князя Константина Константиновича – Иоанн, Константин и Игорь и юный князь Владимир Палей. Всех узников вместе привезли в Алапаевск 20 мая 1918 года. В ночь на 18 июля, в день памяти преп. Сергия Радонежского, их сбросили живыми в одну из шахт Алапаевска и забросали гранатами. Таким образом, преподобномученица великая княгиня Елизавета Федоровна незримо соединилась со своим супругом в день его памяти.
 
Затем при наступлении Белой армии адмирала Колчака началось расследование злодеяний большевиков, и следственная комиссия обнаружила шахту мучеников. С 8 по 11 октября 1918 года тела алапаевских мучеников были извлечены из шахты. И далее начинается путь Елизаветы Федоровны в Иерусалим земной, чтобы попасть в Иерусалим Небесный.
 
Игумен Серафим (Кузнецов) – настоятель Серафимо-Алексеевского скита Пермской епархии, многолетний духовник и друг Елизаветы Федоровны, получил разрешение от адмирала Колчака сопроводить в последний путь тела мучеников. Восемь гробов с телами были поставлены в товарный вагон 1 июля 1919 года и отправились в Читу. Игумену Серафиму помогают два послушника. Из Читы гробы с мучениками были отправлены в Русскую Духовную Миссию в Пекине. Все мученики были похоронены в Китае, кроме Елизаветы Федоровны и ее верной помощницы, не оставившей ее до смерти инокини Варвары. Гробы с их телами, по просьбе родственников Елизаветы Федоровны, были доставлены в Иерусалим и погребены у храма св. Марии Магдалины в Гефсимании, на освящении которого она присутствовала вместе с мужем в 1888 году.
 
 
В 1981 году Русская Православная Церковь заграницей торжественно прославила преподобномучениц великую княгиню Елизавету Федоровны и инокиню Варвару. 1 мая 1982 года состоялось торжественное перенесение их мощей из склепа-усыпальницы в храм св. Марии Магдалины, где в мраморных гробницах их мощи почивают и поныне/8/.
 
Весной 2004 года для поклонения верующих фонд св. Андрея Первозванного обратился к Синоду Русской Православной Церкви заграницей с просьбой о возможности привезти в Россию для поклонения верующих святых мощей новомучениц Российских/9/. В 2009 году частичка мощей преподобномученицы Елизаветы Федоровны была передана Русской Православной Церковью заграницей возрожденной в Москве Марфо-Мариинской Обители. Теперь незримо великая княгиня пребывает в двух обителях: в той, где побывала в земном паломничестве в Иерусалиме и в ею основанной в Москве Марфо-Мариинской обители милосердия.
 
Императорское Православное Палестинское Общество всегда чтит память своей председательницы новомученицы Российской Елизаветы Федоровны Романовой. Теперь преподобномученица Елизавета – небесный покровитель ИППО.
 
 
 
В этот день Марфо-Мариинская обитель милосердия приглашает почтить память второго Председателя Императорского Православного Палестинского Общества и принять участие в культурно-просветительских и благотворительных мероприятиях.