ИМПЕРАТОРСКОЕ ПРАВОСЛАВНОЕ ПАЛЕСТИНСКОЕ ОБЩЕСТВО

19 августа – день Преображения Господня

Преображение Господне в Православной Церкви называют ещё «Спасом на горе». Преображение (греч. метаморфосис, лат. Transfiguratio) буквально переводится как «превращение в другой вид» или «изменение формы».

Полное название праздника – Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Это один из значимых двунадесятых праздников, которые догматически тесно связаны с событиями земной жизни Господа Иисуса Христа и Богородицы и делятся на Господские (посвящённые Господу Иисусу Христу) и Богородичные (посвящённые Божией Матери). Преображение – Господский праздник.

В этот день мы вспоминаем евангельское событие, когда апостолы Пётр, Иаков и Иоанн увидели Господа Иисуса Христа Преображённым – во всей Божественной Вечной Славе.

Православные знают, что 19 августа – ровно за 40 дней до распятия Христа – Иисус и три его ученика поднялись на гору Фавор. Когда Иисус начал молиться, его лицо вдруг осветил неземной свет, а одежды превратились в белоснежные. Так Иисус Христос преобразился на глазах у Петра, Иоанна и Иакова, открыв им своё предназначение. Мы читаем о Преображении в трёх Евангелиях, оно не описано только в Евангелии от Иоанна.

Как сообщают апостолы-евангелисты, события Преображения произошли через шесть дней после того, как Христос в беседе о Царствии Божием произнёс: «…истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе» (Мк. 9:1). Спаситель взял с собой трёх учеников – Петра, Иакова и Иоанна – и отправился на гору, чтобы помолиться. Пока Христос молился, учеников, уставших за день, сморил сон. Но потом чудо разбудило их – Учитель «преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет» (Мф. 17:2). Перед Спасителем явились пророки Моисей и Илия и говорили с Ним.

Как пишет апостол Лука, беседа шла «об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме» (Лк. 9:31), то есть о предстоящем распятии на кресте. Апостол Пётр, поражённый величием Господа, воскликнул: «Равви! хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи: Тебе одну, Моисею одну, и одну Илии» (Мк. 9:5). После этих слов появилось светлое облако и накрыло всех своей тенью. Из недр облака раздался голос Бога-Отца: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Моё благоволение; Его слушайте» (Мф. 17:5).

Традиция праздновать Преображение Господне существовала уже в IV веке. Именно в IV веке равноапостольная царица Елена построила на горе Фавор храм в честь Преображения.

В VI веке на горе возвели ещё три церкви – Преображения Господня, пророков Моисея и Илии. Спустя века крестоносцы соорудили здесь большую крепость. Но вскоре армия Салах ад-Дина разрушила всё.

В 1854 году на гору пришёл иеромонах Иринарх, духовный сын преподобного Паисия Величковского. На месте древнего храма старец устроил каменный престол и стал совершать первые богослужения.

Паломники, число которых стало с каждым днём увеличиваться, жертвовали старцу на строительство храма. Cтарцу помогли исполняющий обязанности русского консульского работника и агента Русского общества пароходства и торговли в Хайфе местный житель Константин Аверино, собравший на строительство Фаворского храма значительную сумму денег, и Иерусалимский Патриарх Кирилл II. Россия также оказала большую помощь в строительстве. Это были деньги как Православного Палестинского Общества, так и частных лиц.

Глава Русской Духовной Миссии в Иерусалиме архимандрит Антонин (Капустин) добился получения от российского правительства средств на внутреннюю отделку и украшение Фаворской церкви.

На колокольню пожертвовала средства русская благотворительница Ольга Кокина. В небольшом и уютном храме во имя святого Илии паломники из России и в наши дни чувствуют себя как дома. В алтарной части и в приделах – русские иконы и предметы церковной утвари из России. Самый дорогой образ Преображения, расположенный в центре алтаря – подарок Великого князя Сергия Александровича.

Освящение храма было совершено Иерусалимским Патриархом Кириллом II в сослужении митрополитов Акрского и Назаретского 6 августа 1862 года. Иеромонах Иринарх не дожил один год до освящения храма. Справа от алтаря придела пророков Моисея и Илии установлена мемориальная доска в память о почившем подвижнике, место погребения которого находится за пределами храма.

Современный греческий православный храм на Фаворе трёхпрестольный: центральный престол посвящён Преображению Господню, правый – пророкам Моисею и Илии, левый – Георгию Победоносцу и Димитрию Солунскому. В алтарных абсидах храма сохранились следы древних сооружений.

Фавор – это гора высотой 588 метров, расположена в семи километрах к юго-востоку от Назарета, в Нижней Галилее. На еврейском и на арабском языках Фавор звучит как Тавор, или Табур, что означает «пуп», «пупок». По своей форме «пупковая гора» напоминает ровную массивную полусферу, величественно возвышающуюся над всеми горами и равнинами Галилеи. Хотя Фавор и не самая высокая точка этого района, её очертания видны в радиусе пятидесяти и более километров. Все Галилейские горы простираются непрерывными цепями, и только Фавор стоит обособленно.

В отличие от безжизненных, выжженных солнцем каменистых склонов этих мест, склоны горы Фавор покрыты деревьями и кустарниками, весной она усыпана цветами. Первые последователи Христа называли её «живой горой» или «христианским животом».

Путешественники всегда обращали внимание на то, что гора как магнит притягивает к себе, и желание подняться на её величавую вершину растёт по мере приближения к ней.

Издревле люди разных эпох ощущали, что гора Фавор таит в себе мистическую силу. Не случайно ей давали такие эпитеты: «земной рай», «отрада души», «услаждение для души», «земное небо».

Главным событием, возвеличившим Фавор, стало чудо Преображения Иисуса Христа, которое увидели святые апостолы Пётр, Иаков и Иоанн.

В настоящее время на вершине горы действуют два монастыря, православный и католический.

В день православного празднования Преображения Господня, в ночь на 19 августа, каждый год в небе над горой Фавор появляется облако. Оно спускается на православный храм, покрывает сам храм и людей, находящихся в нём. Это удивительно, потому что летом в этой местности вообще не бывает облаков и стоит засуха. Иногда это облако озаряется светом, светящимися всполохами, похожими на грозовые, но без грома – представляющими собой яркую дугу с искрами и блестящими звёздочками…

Схождение облака происходит только на православный праздник Преображения, католики отмечают его двумя неделями раньше.

Икона Преображения

Преображение Господне – икона из Праздничного ряда православного иконостаса. Уже в VI веке сюжет иконы стал каноническим. Христа изображают в центре, по обеим сторонам от Него стоят пророки Моисей и Илия. Причём Моисей на иконе чаще всего юн, а Илия стар. Чуть ниже мы видим павших ниц апостолов. Белые одежды Спасителя сияют, свет лучится от лика и всей Его фигуры. Иконописцы изображают Христа в ореоле круглой или овальной формы.

Народные традиции Преображения Господня

Народное название Преображения Господня «Яблочный Спас» напоминает нам о древней традиции освящать в этот день плоды. В Израиле и южных христианских странах, например Греции, ко времени праздника поспевал виноград. Гроздья винограда, а ещё колосья люди несли в храм для благословения и в знак благодарности Богу.
 

На русских землях виноград рос не везде, поэтому традиция изменилась – стали освящать яблоки.

«Первые осенины» – значит, встреча осени. Лето шло на убыль, крестьяне собирали урожай в полях и садах. В храмы несли для благословения яблоки. Над ними священник читал специальную молитву. С этого момента верующим можно было начинать есть яблоки и другие плоды нового урожая.

На Яблочный Спас хозяйки пекли яблочные пироги, варили варенье. На угощение приглашали родных и знакомых. Была традиция потчевать нищих – во славу Божию. Ещё на Преображение пели песни, провожали солнце в поле.

Публикацию подготовил председатель Кипрского отделения ИППО, профессор Леонид Буланов