ИМПЕРАТОРСКОЕ ПРАВОСЛАВНОЕ ПАЛЕСТИНСКОЕ ОБЩЕСТВО

27 сентября – Воздвижение Креста Господня

Праздник, отмечаемый в исторических церквях, принадлежит к числу Господских двунадесятых, то есть самых больших православных праздников.

Установлен в память обретения Креста Господня, которое произошло, согласно церковному преданию, в 326 году в Иерусалиме около горы Голгофы – места распятия Иисуса Христа. C VII века с этим днём стали соединять воспоминание о возвращении Животворящего Креста из Персии византийским императором Ираклием в 629 году.

В память крестных страданий Иисуса Христа в день праздника установлен строгий пост. Основным действием праздника является чин воздвижения Креста. Во время праздничного богослужения совершается установление креста на престоле и затем его вынос на середину храма для поклонения верующим, при котором священник поднимает его на четыре стороны света при пении «Господи, помилуй».

После того как свершились величайшие события в истории человечества – Распятие, Погребение, Воскресение и Вознесение Христовы, святой Крест, послуживший орудием казни Спасителя, был утерян. После разрушения Иерусалима римскими войсками в 70-м году святые места, связанные с земной жизнью Господа, оказались в забвении, на некоторых из них были построены языческие храмы.

Император Адриан (117–138) приказал засыпать землёй Голгофу и Гроб Господень и на искусственном холме поставить капище языческой богини Венеры и статую Юпитера. На это место собирались язычники и совершали идольские жертвоприношения. Только через 300 лет Промыслом Божиим великие христианские святыни – Гроб Господень и Животворящий Крест были вновь обретены христианами и открыты для поклонения.

Произошло это во время правления святого равноапостольного Константина Великого (306–337), который после победы в 312 году над Максентием, правителем Западной части Римской империи, и над Ликинием, правителем Восточной её части, в 323 году сделался единодержавным правителем огромной Римской империи. В 313 году он издал так называемый Миланский эдикт, по которому была узаконена христианская религия, и гонения на христиан в Западной половине империи прекратились.

Равноапостольный император Константин, с помощью Божией одержавший в трёх войнах победу над врагами, видел на небе Божие знамение – Крест с надписью «Сим победиши».

Константин, желая отыскать Крест, на котором был распят Господь наш Иисус Христос, отправляется в Иерусалим со своею матерью, благочестивой царицей Еленой, с письмом к Патриарху Иерусалимскому Макарию.

Елена начала в Иерусалиме археологические раскопки, поскольку в IV веке практически некому было показать ни место распятия Христа, ни место Его погребения.

В распоряжении царицы Елены были письменные евангельские источники с точным описанием не только событий в жизни Христа, но и мест, в которых они происходили. Гора Голгофа, на которой распяли Иисуса Христа, была известна любому жителю Иерусалима. Другой вопрос, что город неоднократно разрушался и перестраивался. Во времена страстей Христовых Голгофа находилась снаружи городских стен Иерусалима, а к моменту раскопок Еленой оказалась внутри них.

Языческие капища и идольские статуи, наполнявшие Иерусалим, царица повелела уничтожить. Разыскивая Животворящий Крест, она расспрашивала христиан и иудеев, но долгое время её поиски оставались безуспешными. Наконец, ей указали на одного старого еврея по имени Иуда, который сообщил, что Крест зарыт там, где стоит капище Венеры. Капище разрушили и, совершив молитву, начали копать землю. Голгофу раскопали почти до основания, в результате чего была обнаружена пещера Гроба Господня – то место, где Христос был похоронен, а также несколько крестов.

В те времена крест был всего-навсего орудием казни, а гора Голгофа – обычным местом приведения смертных приговоров в исполнение. И как же непросто было царице Елене понять, какой из найденных в земле крестов – Христов.

Крест Господень опознали по табличке с надписью «Иисус Назорей, Царь Иудейский» и по возложению на больную женщину, которая мгновенно исцелилась. Также есть предание, что от возложения Креста Господня воскрес умерший – его проносили мимо для погребения. Отсюда и название – Животворящий Крест.

Старец Иуда и другие иудеи уверовали во Христа и приняли святое Крещение. Иуда получил имя Кириак и впоследствии был рукоположён во епископа Иерусалимского. В царствование Юлиана Отступника (361–363) он принял мученическую смерть за Христа.

После обретения Креста Господня предстоятель Иерусалимской Церкви его поднимал, то есть воздвигал (отсюда – Воздвижение), поочерёдно обращая ко всем сторонам света, чтобы все верующие могли если не прикоснуться к святыне, то хотя бы увидеть её.

В местах, связанных с земной жизнью Спасителя, Царица Елена построила более 80 храмов.

Специальным указом императора Константина в Иерусалиме был воздвигнут огромный и величественный Храм Воскресения Христова, который чаще называют Храмом Гроба Господня. Он включил в себя и пещеру, где был похоронен Иисус Христос, и Голгофу. Храм строился примерно 10 лет и был освящён 13 сентября 335 года. На следующий день после освящения храма и стало принято праздновать Воздвижение Животворящего Креста Господня.

Впоследствии Воздвижение стало основным праздником и получило большое распространение на Востоке.

После победы императора Ираклия над персами и торжественного возвращения Святого Креста из плена в 629 году стали праздновать и второе обретение Креста Господня.

Христианскую святыню захватил в плен персидский царь Хосрой II. Отвоевать её удалось только через 14 лет, когда византийская армия разбила персов. Животворящий Крест с великим торжеством и благоговением был принесён в Иерусалим. Его сопровождал Патриарх Захария, который все эти годы был в плену у персов и неотлучно находился рядом с Крестом Господним. Великую святыню пожелал нести сам Византийский император Ираклий.

По преданию, у ворот, через которые нужно было пройти на Голгофу, император внезапно остановился и, как ни пытался, не мог сделать ни шагу. Святой Патриарх объяснил царю, что путь ему преграждает Ангел, ведь Тот, Кто нёс на Голгофу Крест для искупления мира от грехов, совершил свой Крестный Путь, будучи униженным и гонимым. Тогда Ираклий снял корону, свой царский наряд, оделся в простую одежду и беспрепятственно вошёл в ворота.

О дальнейшей судьбе Креста Господня нет единого мнения. По одним источникам Животворящий Крест оставался до 1245 года в том виде, в каком он был обретён при святой Елене. А по преданию, Крест Господень был раздроблен на малые части и разнесён по всему миру. Большая Его часть хранится до сего времени в Иерусалиме, в особом ковчеге в алтаре храма Воскресения, и принадлежит грекам.

История о монастыре, возведённом по указу царицы Елены в честь Животворящего Креста Господня

Покидая Палестину, царица Елена распилила Крест Господень и взяла с собой лишь его часть. Во время обратного пути из Палестины в Константинополь Святая Елена основала несколько обителей, в каждой из которых оставляла частички Животворящего Креста. Этому предшествовали значимые события. Согласно легенде корабль царицы Елены застал шторм и было принято решение укрыться и переждать стихию в одной из бухт у побережья Кипра.

Ночью Елена увидела дивный сон, в котором ей явился Ангел и сказал, что необходимо построить монастырь и оставить в нём часть Креста Господнего. На следующий день было обнаружено, что с корабля таинственным образом исчез один из крестов. Позже Святая Елена и её спутники увидели этот крест, парящим в воздухе над вершиной горы Олимп.

Благодаря этому знамению царица Елена приняла решение о необходимости возведения монастыря именно на этом месте. Она собственноручно заложила камень в фундамент постройки и подарила церкви один из больших крестов и частицу от Креста Господнего.

Так в 326 году на 700-метровой горе появился Монастырь Ставровуни, который стоит там и поныне. Он неоднократно подвергался нападениям завоевателей, которых было немало за долгую историю монастыря.

В наши дни монастырь Ставровуни полностью восстановлен и продолжает оставаться святым местом для паломников.

Возвышаясь над уровнем моря, монастырь открывает своим посетителям необыкновенный, завораживающий вид. Стоя на смотровой площадке, ощущаешь какое-то необыкновенное чувство невесомости и единения с чем-то действительно великим.

Икона, приобретённая председателем Кипрского отделения ИППО Л. А. Булановым в монастыре «Ставровуни»

На Кипре было построено много храмов и монастырей в честь Животворящего Креста. Вот лишь некоторые из них:
Монастырь Святого Креста. Деревня Омодос.
Монастырь Святого Креста. Деревня Кука.
Монастырь Миртового Креста. Недалеко от деревни Тсада.
Храм Честного Креста. Охраняется ЮНЕСКО. Деревня Платаниса.
Церковь Святого Креста. Деревня Агия Ирини.
Церковь Святого Креста. Деревня Пелендри.

Поэтому на Кипре праздник Воздвижения Креста Господня отмечают с особым почтением и благоговением. А в кипрских семьях детям очень часто дают имена Ставрос (мальчикам) и Ставрулла (девочкам) в честь Святого Креста, почитая особую роль этой христианской реликвии в судьбе и истории своего острова.

На Руси существуют также народные традиции, связанные с праздником Воздвижения Креста Господня.

На Воздвижение соблюдают строгий пост. Кто держит пост, у того жизнь складывается удачно, и он получает прощение всех своих грехов.

В новых храмах колокола и кресты на маковки ставятся только в этот день.

На Воздвижение «кафтан с шубой сдвинулся, и шапка надвинулась». Воздвижение празднуется 27-го сентября. В народе считается, что с этого дня осень начинает передавать свои права зиме. Настоящих зимних морозов ещё не будет, но заморозки с этого дня уже становятся нормой для погоды. Днём можно ходить в расстёгнутой куртке, но утром и вечером нужно одеваться теплее.

На Воздвижение последние птицы отправляются на зимовку. Если вы увидели последний отлёт птиц в этот день, можно загадать желание, и оно обязательно исполниться.

На Воздвижение – осень к зиме быстрее движется. Этот день в народе считался окончанием «бабьего лета».

На Воздвижение «двери на замке, чтобы гады в дом не попали». Именно в этот день все змеи начинают прятаться по своим норам на зимовку. Чтобы змеи не заползли в дом, принято держать двери закрытыми. Будьте в этот день внимательны и не оставляйте двери открытыми.

Чтобы защитить свои дома от бед, в былые времена люди рисовали над дверями кресты – светлый знак не давал «злу» проникнуть в жилище и нарушить благополучие семьи.

На Воздвижение наши предки защищали не только свои дома, но и дороги. Кресты возле дорог были полезны для путников: тот, кто находился в долгом пути, мог остановиться, поклониться кресту.

Поля, с которых убрали урожай, обносили иконами, вознося к Богу просьбу послать хлеб насущный и на будущий год. Люди совершали крестный ход вокруг деревни.

На Воздвижение начинали делать зимние запасы. Особое внимание уделялось капусте, потому праздничные дни иногда именовали «капустницами». Были распространены так называемые «вечера-капустники» – весёлые посиделки. Нарядные девушки ходили в гости рубить капусту, и работа сопровождалась песнями и весёлыми разговорами. Юноши во время таких посиделок приглядывали себе будущих невест. Гостей угощали блюдами из капусты.

Леонид Буланов, председатель Кипрского отделения ИППО