На концерте возле Храма Христа Спасителя прозвучала кантата "Москва", написанная ко дню коронации Александра III и другие произведения в исполнении Большого симфонического оркестра.
10 мая 2015 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на площади перед кафедральным соборным Храмом Христа Спасителя впервые прошел концерт Большого симфонического оркестра им. П.И. Чайковского под управлением Народного артиста СССР Владимира Федосеева.
Концерт посвящен 70-летию Великой Победы и 175-летию со дня рождения П.И. Чайковского. Большой симфонический оркестр имени П.И. Чайковского, Московский синодальный хор и Академический хор МГУ имени М.В. Ломоносова (хормейстеры Алексей Пузаков и Мирза Аскеров) под управлением Владимира Федосеева исполнили сочинения Чайковского — торжественную увертюру «1812 год» и кантату «Москва». Увертюра была заказана композитору к освящению Храма Христа Спасителя, приуроченному к 70-летнему юбилею Победы в Отечественной войне 1812 года; кантата «Москва» написана по заказу Московской городской коронационной комиссии к коронации императора Александра III, ее первое исполнение состоялось 15 мая 1883 года в Грановитой палате Московского Кремля.
Исполнение этих сочинений в дни празднования 70-летия Победы в Великой Отечественной войне приобретает для оркестра и его художественного руководителя особый смысл. Большой симфонический оркестр — единственный оркестр, который в 1941 году ни на один день не покидал Москву, постоянно выступая в Колонном зале Дома Союзов (концерты транслировались на фронт), а Владимир Федосеев, будучи ребенком, пережил блокаду в осажденном Ленинграде и награжден орденом «За заслуги перед Отечеством», а также орденами святого Владимира и преподобного Сергия Радонежского I степени.
Праздничный концерт прошел после Божественной литургии в Храме Христа Спасителя. Во время Патриаршей службы прозвучали произведения П.И. Чайковского «Литургия святого Иоанна Златоустого». Она была исполнена по тексту, готовящемуся к выпуску в составе Академического полного собрания сочинений композитора.
Текст был выверен по рукописи композитора и прижизненным авторизованным изданиям. Научный руководитель серии «Духовные сочинения» и научный редактор данного тома — митрополит Волоколамский Иларион, Почетный член ИППО.
На богослужении в Храме Христа Спасителя и концерте присутствовали представители Императорского Православного Палестинского Общества.
По окончании концерта Святейший Патриарх Кирилл обратился к собравшимся со словом:
«Уважаемый Владимир Иванович, дорогие участники замечательного события — исполнения двух выдающихся произведений Петра Ильича Чайковского здесь, у стен Храма Христа Спасителя, в день когда мы молитвенно и торжественно празднуем 175-летие со дня его рождения. О Чайковском много было сказано и написано. Но достаточно послушать эти два выдающихся произведения, чтобы было ясно, каков масштаб таланта и какая высокая духовная идея сосредоточены были в личности нашего великого композитора.
Когда я слушал замечательные слова кантаты "Москва", посвященной коронации Александра III (это было время расцвета России), то невольно задавался вопросом: какая же была атмосфера в обществе, в стране, чтобы можно было приветствовать царя, восходящего на престол, словами о принятии креста, о смирении перед Богом, о восприятии своего служения и своего царства как служения. И когда слышишь дивное сочетание в гениальной идее Чайковского, противопоставившего и одновременно сочетавшего звуки нашего молитвенного гимна "Спаси, Господи, люди Твоя" и "Марсельезы", невольно задаешь себе вопрос о самых сложных и самых, может быть, трудно решаемых конфликтах европейских цивилизаций. И все это выразил дивным языком музыки Петр Ильич Чайковский.
Нам остается только преклонить перед ним, перед его памятью наши главы и поминать его в наших молитвах. Сердечно благодарю Владимира Ивановича Федосеева, нашего великого дирижера, и его замечательный оркестр. Вы являетесь хранителем чистоты русской и мировой классики в то самое время, когда многие пытаются эту классику, как говорят, переформатировать. Но поскольку в классике присутствует ясное понимание того, что есть добро, а что зло, и услышанные сейчас музыкальные произведения нам явно это показали, то всякая попытка переформатировать классику связана с разрушением способности человека отличать добро от зла, прекрасное от безобразного, возвышенное от низменного.
Дай Бог всем нашим выдающимся деятелям культуры сохранять приверженность тем великим заветам, которые своим творчеством донесли до нас композиторы, художники, актеры, режиссеры, писатели, поэты великой России. Будем верны тому историческому тону, той ценностной ориентации, которая была со времен князя Владимира заложена в душу нашего народа, и постараемся, чтобы никто и никогда не разрушил в нас эту систему ценностей. Этому служит сегодня Церковь Русская, этому служит сегодня замечательное русское искусство и культура. И дай Бог, чтобы сплав духовности и культуры оплодотворял сознание современных людей, помогая им всегда сохранять способность отличать добро от зла.
Большая благодарность прекрасному творческому коллективу. Поздравляю всех с великим и замечательным праздником!»
***
Кантата П.И. Чайковского «Москва»
20 марта 1883 года П.И. Чайковский получил заказ на кантату от Коронационной комиссии, готовившей торжественную коронацию императора Александра III. Текст кантаты был написан Аполлоном Николаевичем Майковым (1821-1897). Говоря о стихах А.Н. Майкова, П.И. Чайковский пишет: «Мне очень помогло то обстоятельство, что слова кантаты, написанные Майковым, очень красивы и поэтичны. Есть маленькая патриотическая хвастливость, но вместе с тем вся пьеса глубоко прочувствована и написана оригинально. В ней есть свежесть и искренность тона, давшая и мне возможность не только отделаться от трудной задачи кое-как, лишь бы было соблюдено приличие, но и вложить в мою музыку долю чувства, согретого чудесными стихами Майкова».
21 марта композитор принялся за работу и, согласно надписи на рукописи, закончил ее 5 апреля. 15 мая кантата была исполнена в Грановитой палате Московского Кремля. 21 июня Коронационная комиссия известила П.И. Чайковского, что за кантату и марш ему, по распоряжению императора, подносится подарок в 1500 рублей. Сравнительно небольшая по размеру кантата, написанная для двух певцов-солистов (меццо-сопрано и баритон), хора и оркестра, состоит из шести коротких частей, связанных между собой тонально, а отчасти и интонационно. Драматический контраст к общему эпически-повествовательному тону музыки создают четвертая (монолог баритона с хором) и, особенно, пятая часть — известное меццо-сопрановое ариозо «Мне ли долг велит стяг борьбы поднять». Этот момент сосредоточенного скорбного размышления, предшествующий финальной «Славе», отмечен суровой сдержанностью изложения и «патетической» тональностью. Свободная от налета официозной парадности, кантата «Москва» привлекает свежестью материала и стилистической выдержанностью музыкального воплощения.
Увертюра П.И. Чайковского «1812 год»
Торжественная увертюра «1812 год» — оркестровое произведение Петра Ильича Чайковского на освящение Храма Христа Спасителя. Оно было заказано композитору к открытию храма, приуроченному к 70-летию Победы в Отечественной войне 1812 года. В исполнении участвуют хор, колокола, а в финале предусмотрены пушечные залпы. Премьера увертюры состоялась в Храме Христа Спасителя 20 августа 1882 года. Торжественная увертюра «1812 год» принадлежит к особому роду произведений, предназначенных для исполнения в больших помещениях или на открытом воздухе большим составом симфонического оркестра с прибавлением группы ударных, колоколов и подвешенного барабана, употребляемого в оперных оркестрах для изображения пушечных выстрелов, а также группы инструментов военного оркестра. В большом вступлении последовательно проходят три темы: молитва о даровании победы «Спаси, Господи, люди Твоя» и две оригинальных темы — тревоги и героических военных сигналов.
Кроме главной и побочной партий, контрастных друг другу, в произведении введены темы, символизирующие две враждебные силы: русская песня «У ворот, ворот батюшкиных», которую композитор связывал с исконной духовной стойкостью русских воинов, и «Марсельеза», которая в увертюре звучит напряженно, зловеще, с диссонансами на втором плане. В торжественной заключительной части снова звучит тема молитвы, после чего появляется тема русского гимна «Боже, Царя храни!». П.И. Чайковский изобразил яркую картину победы русского войска, использовав эффект колокольного перезвона и пушечного салюта. В советское время эту увертюру, как правило, исполняли в редакции Виссариона Шебалина, где вместо темы «Боже, царя храни!» использовалась главная тема эпилога из оперы Глинки «Иван Сусанин».