Израильские археологи продолжают раскопки на месте древнего филистимского города Геф — родины библейского великана Голиафа. Если в 2015 году в палестинской деревне Телл-Эс-Сафи исследователи обнаружили руины IX—X вв. до н. э., то в последнее время учёным удалось открыть новые объекты, относящиеся к более раннему периоду истории города.
Об этом сообщает Rublev со ссылкой на The Jerusalem Post.
Фото: Avi1111 משתמש (CC by-sa 2.5)
Ух ты! Как кто-то мог это построить?
Несмотря на то, что археологи на протяжении десятилетий знали, что на этом месте находятся руины Гефа, раскопки последних лет предоставили учёным много новой информации. По мнению исследователей, под слоями позднейших наслоений на территории Телл-эс-Сафи могут скрываться гораздо более масштабные памятники, чем предполагалось ранее.
В частности, исследование показало, что Геф, вероятно, появился раньше, чем учёные полагали до сих пор. Он существовал уже в XI веке до нашей эры, то есть во времена Голиафа.
Раскопки доказывают, что Геф при Голиафе был гораздо больше, чем в более поздние периоды своей истории. Археологи отмечают и необычную архитектуру: строения были монументальными и очень массивными, а в качестве строительного материала использовались огромные валуны.
В тексте Библии Геф, родина Голиафа, описывается как большой и укреплённый филистимский город.
По мнению профессора Арена Мейра (Aren Maeir) из отдела археологии Университета Бар-Илан, руководящему раскопками в Телл-эс-Сафи, сделанные здесь открытия дают возможность понять смысл библейских рассказов о таких гигантских великанах, как Голиаф, в условиях, когда нет никаких других археологических свидетельств, подтверждающих факт их существования.
«Когда люди видят остатки очень впечатляющей архитектуры и говорят: «Ух ты! Как кто-то мог это построить?» – одно из объяснений, которое они иногда находят, звучит так: «Это, должно быть, было сделано великанами прошлого», – приводит издание его слова.
Вместе с тем он предлагает относиться к библейским рассказам о великанах как к отражению того влияния, которое имел в период своего расцвета филистимский город Геф.
«Мы не нашли скелетов такого же размера, как у игроков Национальной баскетбольной ассоциации, – отметил он. – Вероятно, легенда о гиганте Голиафе родилась как аллегория. Город Геф обладал очень впечатляющей архитектурой. А филистимляне доминировали в регионе в экономическом, военном и, возможно, культурном отношении».
Арен Мейр занимается раскопками в Телл-эс-Сафи в течение 23 лет. «Одна из приятных особенностей раскопок на этом месте – равно как и археологии в целом – это то, что каждый раз, когда вы что-то откапываете, случаются сюрпризы, – рассказал учёный. – До сих пор мы думали, что Геф был самым крупным из филистимских городов в десятом и девятом веках (до нашей эры), и находка, сделанная сейчас, может указывать на то, что он был также самым большим в одиннадцатом веке (до нашей эры). Есть вещи, о которых вы думали, что знаете их, но новые открытия говорят вам: «А вот нечто новое».
Археология на Святой Земле: ожившая Библия
Сообщения о том, что израильским археологам удалось обнаружить вход в город, который, как полагают учёные, был центром могущественной Филистимской империи, появились в 2015 году.
Тогда в Телл-Эс-Сафи (палестинская деревня в Израиле) были обнаружены массивные ворота и часть крепостной стены. По мнению А. Мейра, руководившего раскопками, эти артефакты некогда служили входом в «Нижний город Геф», упоминающийся в Библии как родной город Голиафа.
Команда А. Мейра наткнулась на верхнюю поверхность массивных ворот во время рытья траншеи, которую археологи раскопали в поисках укреплений древнего города. Как и предполагалось, из-за огромных размеров стен, остающихся под позднейшими слоями почвы, археологам пришлось потратить несколько сезонов, чтобы раскрыть их.
Обнаруженные ворота упоминаются также в Танахе, каноническом сборнике библейских текстов, принятых в иудаизме. Там, в частности, содержится история о том, как Давид бежал от царя Саула к Анхусу, царю Гефскому.
По мнению археолога, некоторые детали и архитектура ворот могут предоставить исследователям дополнительные сведения о древней цивилизации.
«На многих мегалитических каменных фрагментах проступают заметные линии – красивые углы, отдельные детали и даже глиняные кирпичи. И пока мы ещё достаточно далеки от полного понимания этого архитектурного комплекса, он становится всё более и более впечатляющим», – объяснил тогда учёный.
Голиаф. Великан или просто самый высокий человек древности?
Библейский персонаж, Голиаф, фигурирует в первой Книге Царств. В 17-й главе описывается знаменитый поединок Голиафа с Давидом, в котором будущий царь Израиля одерживает победу над прославленным воином-филистимлянином. Библия называет его уроженцем города Гефа.
Согласно библейскому тексту Голиаф был человеком огромного роста – около 2 м 70 см. В бою он надевал броню, вес которой составлял около 57 кг, а один только наконечник его копья весил почти 7 килограммов.
Битва между великаном Голиафом, воином войска неверующих, и пророком Давидом, воином войска израильского царства, также описывается в Коране.
Голиаф принадлежал к племени филистимлян – древнему народу, населявшему приморскую часть Израиля (от современного Тель-Авива до Газы), начиная с XII века до н. э. Филистимляне неоднократно упоминаются в Ветхом Завете, а также в ассирийских и египетских источниках.
Город Геф (ивр. גת, Гат – «винодавильня») был древним филистимским городом, один из пяти царских городов, упоминающихся в Библии (Нав. 13:3; 1 Цар. 6:17). Вместе с Газой, Ашкелоном, Ашдодом и Экроном Геф был одним из пяти филистимских городов, павших в 830 году до н. э. от войск арамейского царя Азаила.
Источник: blagovest-info.ru