ИМПЕРАТОРСКОЕ ПРАВОСЛАВНОЕ ПАЛЕСТИНСКОЕ ОБЩЕСТВО

Боевой 1918 год на Cвятой Земле

Российское Императорское Православное Палестинское Общество борется за свои права.

Арабы-повстанцы атакуют турок. Фото 1917 года. Имперский военный музей (Лондон)

К началу 1918 года на Святой Земле кровопролитное противостояние османских войск и сил Антанты длилось уже почти три года. На палестинском фронте к тому времени установилось затишье. На активность ведения боевых действий здесь повлиял и «русский след». После октябрьских событий 1917 года новообразованная Советская Россия вышла из войны.

В начале марта 1918 года был подписан текст Брестского договора. В этом «похабном договоре» отмечалось: «Россия сделает всё от неё зависящее, чтобы обеспечить скорейшее очищение провинций Восточной Анатолии и их упорядоченное возвращение Турции. Округа Ардагана, Карса и Батума также незамедлительно очищаются от российских войск. Россия всеми имеющимися в её распоряжении средствами будет способствовать наискорейшему и планомерному возвращению Турции её Анатолийских провинций и признает отмену турецких капитуляций».

Ликвидация Кавказского фронта развязывала руки Турции для действий против войск Великобритании и её доминионов на Ближнем Востоке и в Месопотамии.

Весной британцы были вынуждены перебросить часть войск из Палестины на Западный фронт. После взятия Иерусалима в декабре 1917 года в Палестине велись боевые действиями только местного значения. И лишь в сентябре 1918 года они вновь в значительной степени активизировались.

НАСТУПЛЕНИЕ БРИТАНЦЕВ

Турки удерживали фронт по линии протяжённостью 90 км, от побережья Средиземного моря, правым флангом упираясь в порт Яффо, до северного окончания Мёртвого моря.

Численность османских войск составляла 34 000, в том числе 2000 кавалеристов при 402 орудиях и 25 самолётах. Британские войска имели значительное превосходство как в живой силе, так и в огневой и технической мощи. Здесь оперировала армия численностью в 69 000 человек, в том числе 12 000 кавалеристов при 540 орудиях и 90 самолётах. Британцы вели подготовку к наступлению скрытно: «войска сосредотачивались под сенью олеандровых и оливковых рощ».

Британский разведчик Лоуренс. Фото Лоуэлла Томаса. 1919 год

Главная роль в предстоящей операции отводилась кавалерии, которая концентрировалась на левом фланге англичан в районе Яффы. На их правом фланге действовали вооружённые формирования восставших против Османской империи арабов.

Наступление британских войск началось в прибрежном секторе 19 сентября1918 года, рано утром, мощной артиллерийской подготовкой. На второстепенных участках по всей линии фронта наносились отвлекающие удары. В обороне турок образовалась брешь, в которую были введены кавалерийские части, совершившие бросок в направлении Назарета.

Английская авиация имела превосходство над немецкими и турецкими самолётами, действовала смело и эффективно поддерживала наземные силы (британцы, австралийцы, новозеландцы, индийцы, были французские и армянские подразделения, а также два батальона еврейских добровольцев).

В ходе этого наступления произошла битва при Мегиддо (другие названия: Армагеддонская битва, битва при Наблусе). В ней авиация, артиллерия, кавалерия и пехота действовали организованно. Сражение закончилось 26 сентября 1918 года, затем начался поход на Дамаск.

Главнокомандующий британскими войсками генерал Эдмунд Алленби за эту победу был произведён в фельдмаршалы и получил почётный титул виконта. Значительную помощь оказали также конные силы арабских повстанцев. Так, совместно британские войска и арабы вошли в Сирию и 1 октября 1918 года заняли Дамаск, а уже 8 октября был взят Бейрут. И только 26 октября войска Антанты и силы восставших арабов овладели городом Алеппо.

30 октября 1918 года на борту британского военного корабля «Агамемнон» в порту Мудрос (остров Лемнос) было подписано Мудросское перемирие, завершившее боевые действия на Ближнем Востоке. Это был лишь эпизод Первой мировой войны. Как известно, на всех её фронтах в совокупности погибли 10 млн человек и столько же лошадей.

В дальнейшем начался раздел владений Османской империи. Больше всего досталось Великобритании и Франции. Последствия этого раздела ощущаются до сих пор.

ВОЕННЫЙ ИСТОРИК ГОТОВЦЕВ

Перед Великой Отечественной войной в нашей военной литературе появился ряд статей, посвящённых описанию боевых действий в Палестине и Месопотамии. В 1940 году в «Военно-историческом журнале» №9 вышла статья профессора Готовцева «Операции в Палестине и Сирии (1915–1918 гг.)», а в журнале «Военная мысль» №9 за тот же год появилась статья «Борьба за Месопотамию и Персию в войне 1914–1918 гг.». Автор, Алексей Иванович Готовцев (1883–1969), российский и советский военный деятель, генерал-лейтенант (1943), профессор, доктор военных наук, хорошо знал Ближневосточный театр военных действий.

C 1914 года в течение трёх лет он воевал на штабных должностях на Кавказском фронте, 15 августа 1918 года был демобилизован в звании полковника. За военные заслуги был награждён орденом Святого Георгия 4-й степени. В 1921 году Алексей Готовцев вступил в РККА и перешёл на преподавательскую работу. Он занимался военно-научной работой, писал труды по методике обучения и слаживания войск, тактике и военной истории. В рядах Красной армии он был произведён в комбриги, комдивы, затем соответственно стал генерал-майором, и в 1943 году ему присвоили звание генерал-лейтенанта.

БОРЬБА ЗА МЕСОПОТАМИЮ

Как изложено в трудах Алексея Готовцева, сначала на месопотамском фронте война велась с переменным успехом. Однако 29 апреля 1916 года случился «месопотамский скандал» – осаждённый турками британский гарнизон Эль-Кута (160 км юго-восточнее Багдада – на Тигре) вследствие голода сдался. Турки взяли в плен 12 000 человек вместе с генерал-майором Таунсендом, который находился в турецком плену до конца войны. Он написал мемуары «Моя война в Месопотамии» (1920). Этот генерал упоминается в романе Валентина Пикуля «Честь имею»: «Туансайд командует экспедиционным корпусом в Месопотамии, близ Багдада, сейчас он застрял в аулах Кут-эль-Амара, где его корпус окружён турками и курдами. Однако вышенаречённый Туансайд решительно отверг помощь нашей кавалерии князя Баратова, идущего к нему на выручку со стороны Кавказа, а сам не смеет пошевелиться в этом Кут-эль-Амаре».

Кстати, Валентину Пикулю (1928–1990) летом исполнилось бы 90 лет! Главный герой книги получил сообщение: «Генштаб извещает, что моя поездка в Кут-эль-Амар отпадает в силу тех причин, что генерал Туансайд сдался туркам на капитуляцию».

На этом ТВД побывал и известный английский разведчик Лоуренс, он имел задание: «установить возможность поднять восстание среди арабских племён, живших вдоль железнодорожной линии Багдад–Ханекин, чтобы осаждающие Кут оказались отрезанными от подвоза продовольствия и подкреплений». Диверсионная деятельность Лоуренса не удалась: на месте выяснилось, что «большинство английских офицеров слишком презрительно относилось к месопотамским арабам, чтобы видеть в них возможных союзников». Свою поездку в Месопотамию Лоуренс описал на двух страницах в начале книги «Семь столпов мудрости».

Британцы сумели вскоре отплатить туркам за своё поражение при Эль-Куте и 11 марта 1917 года вошли в Багдад. Затем вновь последовало затишье. Вялые боевые действия на Месопотамском фронте возобновились в марте 1918 года, когда британцы захватили ряд населённых пунктов (Киркук, Хит и Кифри), однако не удержались в них и были отброшены на свои исходные позиции севернее Багдада. Одновременно с этим значительная часть британских войск была переброшена из Месопотамии на синайско-палестинский фронт и в Персию. Наступление англичан возобновилось только в середине октября 1918 года. Британские войска 31 октября 1918 года захватили Мосул. Затем наступил конец войне. И вот через сто лет в Мосуле и вокруг него вновь прошли кровопролитные бои. Грустная аналогия.

ПО СЛЕДАМ ЛОУРЕНСА АРАВИЙСКОГО

Первая мировая война коснулась территории Египта, Палестины и Месопотамии. Восток – дело не только тонкое, но и историческое.

В 1975 году в бейрутском аэропорту я купил книжку о Томасе Лоуренсе на английском языке со схемами и фотографиями. А в библиотеке Чрезвычайных вооружённых сил ООН в Исмаилии (Египет) мне подарили на английском языке книгу Лоуренса «Семь столпов мудрости».

Эту книгу приходилось обсуждать с западными военными наблюдателями, чьи отцы и деды воевали на этом театре военных действий. А нам пришлось пройти по их фронтовым дорогам в Палестине и Месопотамии. Вот запись в полевом блокноте от 27 февраля 1974 года, которая была сделана в штабе контрольного центра в Исмаилии: «Заканчивается дежурство, в 10 часов возвращаюсь в Каир. За завтраком беседовал со старшим офицером по оперативным вопросам американским полковником Ричардсом и французским майором Пайла. Они прибыли из Иерусалима для изучения обстановки. Француз хорошо знает Ближний Восток, в Алжире служил 11 лет. Раньше был начальником контрольного центра в Исмаилии. Разговор также зашёл и об английском разведчике Лоуренсе. Обсуждали известный фильм о разведчике и «Семь столпов мудрости».

В его родном Туманном Альбионе не забыли об этой яркой личности. В 1939 году опубликована книга «Полковник Лоуренс» в сокращённом варианте, а в нынешнем веке был издан труд самого Томаса Лоуренса «Семь столпов мудрости» (мемуары об арабском восстании 1916–1918 гг.) в полном объёме.

В Советском энциклопедическом словаре о нём осталась запись: «Английский разведчик (в араб. странах с 1916, в Карачи, Пешаваре, на афг. границе в 1925–1929); вёл также подрывную деятельность против СССР. В 30-е гг. сблизился с англ. фашистами».

Томас Эдвард Лоуренс – личность загадочная и противоречивая. В 1918 году ему было 30 лет, а в августе 2018 года исполнилось бы 130 лет (1888–1935). Он провёл долгих два года в пустыне, убедил бедуинских шейхов восстать против османов. Передвигался на верблюде, автомобиле, бронеавтомобиле и даже на аэроплане. Знал авиационное и стрелковое вооружение и взрывчатые вещества. Сейчас в Иордании ведутся раскопки вдоль Хиджазской железной дороги. Находки скромные: патроны, осколки рельс, турецкие опорные пункты. Для обзора местности привлекаются вертолёты.

Во время Первой мировой войны турки использовали железную дорогу для перевозки военных грузов и войск. Она подвергалась диверсиям арабских отрядов под командованием всё того же известного британского разведчика Лоуренса.

Потомки воевавших на Ближнем Востоке солдат приезжают в Святую Землю из Великобритании, Индии, Австралии, Новой Зеландии и других стран, чтобы засвидетельствовать уважение и поклониться праху воинов Великой войны. Особенно много гостей в годовщины боёв, битв и сражений. Военные наблюдатели Органа ООН по наблюдению за выполнением условий перемирия в Палестине (миссия действует с 1948 года) присутствуют на этих мероприятиях.

ВОЗВРАЩЕНИЕ РОССИИ НА СВЯТУЮ ЗЕМЛЮ

Россия имеет особые отношения со Святой Землёй. Императорское Православное Палестинское Общество (ИППО) было создано в 1882 году. После начала Первой мировой войны турецкие власти в декабре 1914 года реквизировали имущество ИППО, закрыли храмы и выслали членов Общества и духовенство из Иерусалима. В помещениях, приютах и монастырях разместились турецкие солдаты. С конца 1917 и до 1948-го начинается период британского колониального управления Палестиной. Большая часть русских зданий была занята британскими властями. Возвращению имущества ИППО в «родную гавань» предстоял долгий путь через тернии.

В настоящее время ИППО, сохраняя и приумножая исторические традиции, отстаивает вместе с правительством и МИД РФ права православных христиан на Ближнем Востоке и в Европе, осуществляет гуманитарные и просветительские проекты, занимается паломнической, научно-издательской деятельностью, оказывает гуманитарную помощь, возвращает некогда утраченную российскую собственность.

В начале 2018 года важное сообщение пришло из Сирии: ИППО активизирует работу в Сирии. На территории современной Сирии насчитывалось 77 бывших так называемых московских школ.

Тепло отзывался об ИППО герой романа Валентина Пикуля «Честь имею»: «Раньше из Одессы в Бари попадали гораздо скорее: сюда ходил пароход под флагом Палестинского Общества, продавая билеты по дешёвке нашим богомольцам, плывшим в Бари поклониться христианским святыням. Но самое удивительное в том, что многие жители Бари тогда знали русский язык».   

Анатолий Исаенко, подполковник в отставке, действительный член ИППО, nvo.ng.ru