ИМПЕРАТОРСКОЕ ПРАВОСЛАВНОЕ ПАЛЕСТИНСКОЕ ОБЩЕСТВО

Член ИППО Леонид Беляев с соавтором Андреем Баталовым представил монографию о храме Вознесения Господня в Коломенском

31 января в конференц-зале ИТАР ТАСС состоялась презентация книги Андрея Баталова и Леонида Беляева «Церковь Вознесения в Коломенском: архитектура, археология, история».

Андрей Баталов — историк церковного зодчества Древней Руси, доктор искусствоведения, профессор, заместитель Генерального директора музеев Московского Кремля по научной работе. Леонид Беляев — археолог, доктор исторических наук, заведующий сектором археологии Москвы Института археологии РАН, действительный член Императорского Православного Палестинского Общества.

Фундаментальная монография российских ученых, историков церковной архитектуры Московского государства ХI–ХVII веков, изданная Московским государственным объединенным музеем-заповедником «Коломенское», стала первой книгой, написанной о храме Вознесения Господня в Коломенском. В книге содержится большое количество редких и неопубликованных материалов по археологии и архитектуре церкви: тексты, обмеры и фотографии.

Презентацию открыл Сергей Худяков, директор Московского государственного музея-заповедника «Коломенское», который отметил, что храм Вознесения Господня— одна из жемчужин русской и мировой архитектуры. В 1994 году он был включен в Список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Выпуск издания приурочен к 20-летию этого события, 90-летию музея-заповедника «Коломенское» (сейчас МГОМЗ) и 480-летней годовщине строительства храма, освященного осенью 1532 года, к которой музей провел специальную конференцию в 2012 году.

Делясь своими мыслями о книге Сергей Худяков сказал: «Церковь Вознесения Господня, освященная в память одного из главных евангельских событий, построена в последние годы правления князя Московского Василия III. С годами она стала привычной составляющей дворцового ансамбля в селе Коломенском — родовой загородной резиденции московских великих князей и царей. Значение храма переоценить невозможно: он дал начало своеобразному направлению национальной архитектуры — каменным шатровым церквям, которые венчал не сферический купол, а граненая пирамида. Наиболее известными памятниками этого стиля стали Покровский собор на Красной площади, Воскресенский собор Ново-Иерусалимского монастыря и некоторые другие храмы второй половины XVI – первой половины XVII века. В XVII–XIX веках шатры передали свою характерную форму русской колокольне. Начиная с эпохи Петра I, когда отношение к русской старине стало пренебрежительным, о храме начали забывать. Лишь во второй половине XIX века, когда средневековое русское искусство стало вызывать интерес у историков, храм вновь оказался в центре внимания архитекторов. Почти столетие проводились значительные реставрационные работы, завершившиеся лишь в 1970-х гг., которые позволили окончательно осознать значение памятника как бесспорного шедевра национального зодчества». Он рассказал, что в 2000-х гг. музей предпринял очередное обновление храма Вознесения Господня, и результат всех исследований последних десятилетий наиболее полно отображен в представляемом издании.

Один из авторов книги Леонид Беляев, руководивший раскопками в Коломенском, рассказал, что отличие Церкви Вознесения Господня в Коломенском от других памятников русского зодчества XVI века состоит в том, что она, будучи более доступной, всегда имела широкие возможности для архитектурного и археологического исследования.

Историк отметил, что загадка храма Вознесения в Коломенском занимала его с юных лет. Но только в зрелые годы, когда у него и у А. Баталова появилась возможность съездить в Европу, завеса тайны стала приоткрываться: «Мы увидели баптистерии во Флоренции и в Пизе, другие памятники романики, готики и раннего Возрождения, и на европейском фоне все стало постепенно проясняться».

Многолетний труд авторов приводит их к заключению, что храм Вознесения имеет итальянский след: его творцом, по их мнению, был Пьетро Анибале (Петр Ганнибал; Петрок Малой), происходивший из Ломбардии. Церковь Вознесения в Коломенском, с его точки зрения, имеет абсолютно новаторскую для своей эпохи архитектуру: в то время в Московии господствовали переработки византийской крестово-купольной композиции и следование «образцу», а Церковь Вознесения появилась на основе самостоятельного творческого замысла, ставшего новым словом в истории русской архитектуры. «Последние два десятилетия дали значительные результаты для изучения развития градостроения в Москве. Вся археология московского строительства, начавшаяся лишь с конца XIX века, преимущественно черпает материал за счет Коломенского, и, в первую очередь, Церкви Вознесения Господня. Теперь мы имеем новый, более полный взгляд на то, как формируется культурная среда при московском дворе, какие можно проследить связи и взаимные влияния русской и итальянской художественной культуры и архитектуры», — заключил Леонид Беляев.

Еще одна загадка Вознесенского храма – каменный «царский трон» на восточной галерее храма. По словам Леонида Беляева, было принято считать, что он был установлен в XVII или чуть ли не XVIII в. Но археологам удалось неоспоримо доказать, что этот трон – современник храма, однако изначально он мог быть элементом интерьера (аналог исследователи находят в дворцовой капелле в Аахене). При этом авторы книги не строят красивых гипотез о назначении трона, т. к. источников для этого недостаточно. Можно лишь сказать, что таинственный трон – «какой-то элемент дворцового ритуала», отметил Леонид Беляев.

Выступивший затем Андрей Баталов сказал: «Результат нашего труда — разрушение мифологем в истории архитектуры. В книге мы постарались рассказать многомиллионному миру читателей о том, как складывались градостроительные парадигмы. Долгие годы теория о развитии каменных форм строительства из деревянных была самодовлеющей, и только сейчас нам удалось аргументированно показать, что итальянский автор Церкви Вознесения Господня, Пьетро Аннибале, никого не копировал и деревянных прототипов у данной церкви не было. Он перенес в Москву реалии Тосканы, в которой он вырос. Мы постарались за счет применения археологических методов исследования оградить читателя от новых мифов, дав достоверную картину архитектурного комплекса храмов и строений в Коломенском».

Андрей Баталов попытался раскрыть замысел зодчего храма Вознесения: «Главное новшество композиции – уходящая в небо вытянутая многогранная пирамида. Этот шатер – своеобразная дальняя ветвь великого ствола европейской церковной архитектуры, произросшего из корня – храма Гроба Господня в Иерусалиме. За ним видится бессчетная череда храмов, поставленных, начиная с XII в., крестоносцами и паломниками из Святой Земли в Италии, Германии, Испании и Англии. Западная выучка зодчего видна и в его уверенном обращении с мотивами Возрождения и готики, …и в продуманной цельности и гармоничности всей конструкции».

Итальянское авторство вовсе не умаляет значение храма Вознесения как важнейшего памятника русского зодчества, но ставит его в контекст европейской культуры того времени, подчеркнули авторы книги. «Контакт культур не был односторонним: Москва обрела искомую визуальную форму нового, европеизированного типа, но и сама дала итальянским мастерам Ренессанса редкую возможность воплотить амбициозные фантазии… На полвека Москва стала полем важнейшего творческого эксперимента. Церковь Вознесения – выдающееся достижение мировой архитектурной мысли, высокий взлет «русско-итальянского стиля». Это один из важных, но мало известных в Европе плодов итальянского Ренессанса», – пишет Андрей Баталов в пресс-релизе.

Искусствовед, историк архитектуры Дмитрий Швидковский обратил внимание собравшихся на то, что данная монография является синтезом междисциплинарных исследований: усилиями авторов рождается коллективный труд архитекторов, археологов, искусствоведов, историков. По своему охвату книга, с его точки зрения, оказалась шире, чем можно было ожидать. «В какой-то мере можно сказать, что эта книга поднимает вопрос о месте России в мире, — заключил Дмитрий Швидковский, — Церковь Вознесения Господня в Коломенском является показателем высокого статуса России в мироустройстве и культуре XVI века. В этом храме выражается универсализм русской культуры, начинавший складываться в средневековье и окончательно сформировавшийся в лице классической литературы XIX века».

В завершении презентации выступила Любава Морева, программный специалист Сектора культуры Бюро ЮНЕСКО в Москве. Она рассказала о значении Церкви Вознесения Господня как памятника истории и культуры, находящегося в «Списке всемирного наследия», о работе ЮНЕСКО по сохранению культурных ценностей. Затем авторы ответили на многочисленные вопросы собравшихся.

Церковный вестник/Благовест-инфо