ИМПЕРАТОРСКОЕ ПРАВОСЛАВНОЕ ПАЛЕСТИНСКОЕ ОБЩЕСТВО

Член Совета ИППО иерей Димитрий Сафонов провел лекцию, посвященную Н.Н. Лисовому, для учащихся православной школы при Первой Градской больнице

30 января 2024 года иерей Димитрий Сафонов прочитал учащимся 8-11 классов школы св. царевича Димитрия лекцию о раннем периоде творчества Николая Николаевича Лисового.

О. Димитрий рассказал о детстве Н. Лисового, о его предках, родителях: полковнике Николае Васильевиче Лисовом (1906–1983) и маме  Ольге Валентиновне Таланцевой (1918 г. — 1983)  родилась в Москве. Далее последовал рассказ о том, как в детские и студенческие годы Н. Н. Лисовой, используя библиотеку, оставшуюся от деда-священника, много читал труды святых отцов, русскую религиозную философию, особенно полюбил труды свт. Феофана Затворника, дореволюционные издания которого хранились в собрании деда, а  в 1971 году он посетил Вышенскую пустынь, где в те годы находилась психиатрическая лечебница.

Детей особенно заинтересовали стихи юного Николая Лисового. Отец Димитрий прочитал Эпилог из «Странствий Одиссея». рассказал о том, что с детства у него проявился поэтический дар, уже в 10 лет он писал хорошие стихи, которые до 1963 года публиковались в газетах. Однако, с 1963 года он перестал печататься, и писал исключительно «в стол» до конца 1980-х годов. «В детстве и юности он очень много читал классическую литературу, как русскую, так и зарубежную. В раннем детстве к чтению, в том числе Библии, приучала бабушка Евдокия Васильевна»,- сказал лектор.

О. Дмитрий подчеркнул, что с юности Н.Н. Лисовой смело отстаивал свои убеждения, занимая зачастую «круговую оборону». В 1963 году шестнадцатилетний Николай приехал в Москву и поступил в МИФИ. Здесь он столкнулся с идеологическим давлением, на него донёс сосед по комнате в общежитии. В доносе некого Лени Макеева было указано, что Лисовой читает Ф. Ницше, с уважением упоминает деятелей Белого движения, в частности, Антона Ивановича Деникина. Он также поведал, что в юности Лисовой занимался проблемами на переплетении физики и философии, проблематикой времени, Вселенной — вопросами, уже касавшимися богословия.

В 1968 году Николай Лисовой вступил в Общество охраны памятников (ВООПИК), где познакомился В. В. Кожиновым и другими деятелями зарождавшегося патриотического движения, стремившегося к сохранению и возрождению русской национальной культуры. Об этой организации дети ранее не слышали, поэтому лектору пришлось остановиться на ней подробнее. Кратко он сказал о Лисовом-пушкинисте, об изучении им творчества других поэтов. Человеком, рассказ о котором вызвал особый интерес у школьников, оказался Василий Витальевич Шульгин (1878–1976). Н. Лисовой в 1968 г. познакомился и подружился с ним, несмотря на разницу в возрасте 66 лет. «Я постоянно ездил к нему во Владимир, он приезжал ко мне в Красногорск. Я записывал за ним его воспоминания», -процитировал о.Дмитрий воспоминания Н. Лисового.

В 1969 году глава Издательского отдела Московской Патриархии митрополит Питирим пригласил Николая на работу. С этого времени Николай Лисовой в рамках сотрудничества с Издательством МП активно писать на богословские и церковно-исторические темы. Его статьи в ЖМП не были подписаны его именем, все внештатные авторы были лишены такой возможности. О. Дмитрий назвал основные статьи, написанные Н. Лисовым для журнала. В 1977–1978 гг. Н. Лисовой подготовил целый ряд жизнеописаний и статей о праздниках святых для второго  и третьего тома  этого издания. Он участвовал в подготовке издания богослужебных Миней (месячных Миней), приуроченного к 1000-летию Крещения Руси.

В 1974 году с его участием была подготовлена книга «Святой основатель Великой России», которая была приурочена к 800-летию убиения святого князя. О. Дмитрий напомнил, что в июле этого года будет 850-летия убиения святого князя.

Самым значительным и проектом, реализованным Н. Н. Лисовым в 1970-е годы, стало написание очерка истории русской богословской науки.

В 1980-е годы Н. Лисовой все менее оказывался вовлеченным в церковные проекты Издательского отдела, но более посвящал себя истории России, ее культуры и имперской традиции. Этому способствовал переход на работу в Государственный исторический музей. С 1981 года до 1995 года он работал старшим научным сотрудником в ГИМ. Об этом периоде жизни Н. Лисового лектор рассказал в контексте его публичной лекционной деятельности.

В 1987 г. под эгидой ВООПИК и общества «Знание» он начал курс лекций в центральном лектории Политехнического музея на общую тему «Культура Древней и Средневековой Руси». О. Дмитрий подчеркнул, что публичные лекции Н. Лисового 1980-1990-х годов были масштабным и успешным миссионерским проектом.

Важным начинанием, в котором участвовал Н. Лисовой в середине 1980-х годов, были проекты издания «Остромирова Евангелия» и «Мстиславова Евангелия» к планировавшемуся изданию этого Евангелия, но публикация осуществилась только в 1997 году.

«С 1989 года Н. Лисовой активизирует своё участие в деятельности Российского Палестинского общества, куда он вступил 50 лет назад, в 1974 году», - сказал о. Дмитрий, кратко поведав об истории и нынешней работе ИППО, особо отметив роль нынешнего Председателя Общества С.В. Степашина.  

Поведал он и о жене ученого  - киноактрисе Наталье Яковлевне Величко (1941–2022), которая была музой и другом, которую он самозабвенно любил до конца своих дней.

Закончилась беседа, на которую был отведен школьный урок, (45 минут), рассказом о телепроектах Н. Лисового 1990-х годов. Беседа сопровождалась демонстрацией слайдов.

Дети задали лектору вопросы, на которые он с удовольствием ответил.  В мае 2024 года о. Дмитрий планирует снова приехать в школу и закончить свой рассказ о Николае Николаевиче, проведя еще одну беседу-урок для ребят.