24 октября 2024 года в ИНИОН РАН состоялась Международная научная конференция «Православие в советской культуре и политике: традиции, идеалы, образы».
Мероприятие было организовано сотрудниками отдела истории ИНИОН при содействии Московской духовной академии. Минской духовной академии Конференция собрала более ста участников, с 41 докладом выступили представители 13 городов России, Беларуси и Казахстана.
С приветствием к участникам конференции обратились: директор ИНИОН РАН А.В. Кузнецов, ректор МДА епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский Кирилл, ректор МинДА архимандрит Афанасий (Соколов).
В первой части конференции выступили известные историки традиционной конфессиональной культуры – ведущий научный сотрудник ИВИ РАН Алексей Львович Беглов и ведущий научный сотрудник ИНИОН РАН Александр Вячеславович Апанасенок.
Пленарное заседание было продолжено работой секций. На секции «Образы Православия в общественном сознании эпохи СССР» выступил член Совета ИППО иерей Димитрий Сафонов с докладом на тему: «Николай Николаевич Лисовой: (1946-2019): творчество православного мыслителя в 1970–1980-е годы».
В своем докладе он напомнил, что 23 октября 2024 года, накануне форума, Н.Н. Лисовому исполнилось бы 78 лет. По мнению докладчика, формирование взглядов и основные направления богословского и церковно-исторического творчества Н. Лисового сформировались к концу советской эпохи. «К 1991 году он уже был сложившимся мыслителем и поэтом, внесшим значительный вклад в развитие русской православной мысли», - сказал о. Димитрий.
Он рассказал об основных местах, где работал и где сотрудничал Николай Николаевич в советскую эпоху: Общество охраны памятников (ВООПИК) – с 1968 года, Филологический факультет МГУ (1970-е), ИНИОН РАН (1978-1980 гг.), ГИМ (с 1981 по 1995 гг.). В докладе были выделены лица, которые оказали на его творчество в эти годы особое влияние: В.В Кожинов и, особенно, Василий Витальевич Шульгин (1878-1976). «Именно В.В. Шульгин раскрыл Н. Лисовому мир дореволюционной русской публицистики. В 1970-е годы Лисовой досконально изучил подшивки «Нового времени» и «Московских ведомостей», глубоко изучив образ мысли консервативных публицистов того времени: Льва Тихомирова, Василия Розанова, Михаила Меньшикова и других», - подчеркнул докладчик.
В докладе были охарактеризованы проекты, над которыми Н.Н. Лисовой работал с 1969 года в Издательском отделе Московской Патриархии: статьи в ЖМП, издание Нового Завета 1976 года, житийные справки для «Настольной книги священнослужителя» (1977—1988), подготовка издания богослужебных Миней (месячных Миней). По мнению докладчика, «самым значительным и проектом, реализованным Н.Н. Лисовым в 1970-е годы, стало написание истории русской богословской науки».
В рамках рассказа об общественной деятельности Н. Лисового были упомянуты рецензии на работы патриотических литераторов тех лет: Владимира Солоухина и Сергея Семанова (1934-2011). На широкое общественное служение Н. Лисовой смог выйти с началом перестройки. «Во второй половине 1980-х годов Н. Лисовой стал выступать с публичными лекциями на исторические темы, для многих москвичей раскрылся его уникальный ораторский дар… К 1991 году он уже был известен многим москвичам, заполнявшим залы до отказа», - подчеркнул о. Димитрий.
В заключение выступления были охарактеризованы выступления Н. Лисового на научных форумах по истории Русской Церкви в конце 1980-х годов. «Развивая идеи свящ. Павла Флоренского, Н. Лисовой выделил «три эпохи, три измерения русской богословской мысли: эпохи «софийного» (XI-XIII вв.), «троичного» (XIV-XV вв.), «успенского» (XV-XVI вв.) мышления, - ассоциируемых последовательно с доминантным значением для духовности и культуры идеологии Софии, Святой Троицы, Успения Богородицы», - сказал автор доклада. Середина 1980-х годов стала временем активного возвращения Н. Лисового к поэтическому творчеству, ранний период которого также был кратко охарактеризован в докладе. В самом конце советской эпохи, по мнению, автора доклада для Н. Лисового открылись широкие возможности для общественно-политических публикаций: «Перестройка открыла возможность для Н.Н. Лисового выйти через газету на широкого читателя. С января 1990 года начала выходить газета «Московский строитель», переименованная в газету Домострой (1991-1993 гг.), затем носившую название «Московское строительство» и «Московская перспектива». Лисовой входил в редколлегию «Домостроя». Здесь, как он вспоминал, он получил карт-бланш для своих публикаций и публикаций живых и усопших авторов, которых он считал нужным опубликовать», сказал иерей Димитрий Сафонов.
Отвечая на вопросы коллег, автор доклада рассказал об отношении Н.Н. Лисового к монархии, о своих публикациях и проектах, направленных на популяризацию духовного и научного наследия выдающегося православного мыслителя, которым был Н.Н. Лисовой.