О том, как живёт население Ближнего Востока, в каком состоянии там пребывают русские храмы, корреспонденту «Интерфакс-Религия» Наталье Федотовой рассказал Член Совета ИППО, представитель Патриарха Московского и всея Руси при Антиохийском патриархе, настоятель русского прихода в Бейруте игумен Арсений (Соколов).
– Что Вы наблюдаете, постоянно находясь рядом с эпицентром военного конфликта?
– Ближний Восток – колыбель христианства. И не только христианства. Это вообще родина религии и культуры как таковых. И, как Вы верно заметили, это библейская земля. Она свята не только для христиан, но и для представителей всех авраамических религий (к которым, помимо всем известных трёх – христианства, иудаизма и ислама, – относятся ещё несколько менее известных), для которых Ближний Восток не просто одна из земель, а единственная и уникальная в своём роде – земля пророков, земля Писания, земля, где звучало слово Божие. А для нас, христиан, это ещё и земля, где это Слово воплотилось, где родился, жил и умер за жизнь мира Спаситель и Господь наш Иисус Христос, где Он воскрес и откуда вознёсся.
Ну а в целом, более половины населения планеты считает Ближний Восток своей духовной прародиной и поэтому не может относиться равнодушно к тому, что там происходит. Ведь от того, что происходит в этом регионе, зависит в конечном итоге судьба всего человечества. Все ближневосточные события, какими бы незначительными они порой ни казались, имеют глобальное измерение. Наверное, поэтому Ближний Восток очень чувствительный регион, очень нервный. Это не Португалия, «спящая красавица Европы», и не Острова Зелёного Мыса, где и вовсе время остановилось и не происходит решительно ничего. Население ближневосточных стран живёт в состоянии постоянного стресса. В наше время этот нервный стресс, очевидно, достиг крайнего накала, что на Ближнем Востоке случалось уже не раз при тотальном и всесокрушающем ассирийском терроре в VIII веке до Р. Х., во времена восстаний против римлян в I–II веках христианской эры, во времена арабского завоевания VII века и так далее.
Гонения на христиан Ближнего Востока и Северной Африки вызвали тревогу во всём мире. В этом немалая заслуга Русской православной церкви, которая во весь голос, на весь мир заявляла об этих гонениях ещё несколько лет тому назад, когда мир не хотел их замечать. Недавняя встреча Святейшего Патриарха Кирилла с папой Римским Франциском ставила основной своей целью объединить усилия православных и католиков в деле защиты гонимых христиан. На Ближнем Востоке эта беспрецедентная встреча нашла самый положительный отклик, и не только со стороны христиан. Все люди доброй воли увидели в этой встрече решимость христианского мира трудиться для установления мира в этом неспокойном, охваченном войнами и глубокими противоречиями регионе. Встреча в Гаване укрепила надежду многих людей на скорое наступление мира в Сирии.
Массовый исход христиан из Ирака и Сирии ставит во всей остроте вопрос о христианском присутствии на Ближнем Востоке. Да, христианские общины ближневосточных стран – лишь островки в мусульманском океане. Исключение в этом отношении составляет разве что Ливан, страна, где ни одна религия и ни одна конфессия не является доминирующей, где христиане играют в жизни страны не меньшую роль, чем мусульмане. Но и в маленьком Ливане христианское население убывает, пусть и не так стремительно, как в Ираке или Сирии. Если эти островки христианства растают в мусульманском океане, это будет трагедией для всего человечества, гуманитарной катастрофой планетарного масштаба. Ведь Ближний Восток, как уже было сказано, – колыбель христианства. Христиане появились здесь на шесть веков раньше мусульман. Когда-то, в V–VI веках, почти всё население этих земель было христианским (как и всё население Северной Африки и нынешней Турции). И сегодня наши ближневосточные братья-христиане говорят: это наш дом, это земля наших предков, мы не хотим уходить из своей страны.
Совершенно очевидно, что, лишившись христиан, и сами ближневосточные страны потеряют существеннейшую часть своей идентичности, станут монотонными, унылыми и неинтересными. Поэтому единой задачей для всех христиан мира сегодня является помощь ближневосточным Церквам в сохранении их присутствия на этой, столь дорогой сердцу каждого верующего, земле.
– Вы являетесь представителем Русской церкви при патриархе Антиохии и всего Востока. Какие ещё христианские Церкви представлены в регионе? Как складываются Ваши взаимоотношения?
– Ближний Восток – земля древних патриархатов, Антиохийского и Иерусалимского. А совсем рядом – Египет, Африка, где ещё один не менее древний патриархат, Александрийский. Помимо Православных церквей, на Востоке много так называемых древневосточных, дохалкидонских Церквей, а также целый букет Церквей, подчинённых Римскому папе. Так, например, самой многочисленной христианской конфессией в Ливане является Маронитская церковь. Именно из её рядов избирается ливанский президент. По традиции, сложившейся с 1943 года, когда Ливан получил от Франции независимость, христиане занимают также целый ряд министерских постов и командуют армией страны. Влияние Маронитской церкви в Ливане огромно. Вторая по численности христианская Церковь в Ливане – Православная церковь Антиохийского патриархата, чья каноническая территория охватывает все ближневосточные страны, за исключением Святой Земли и Иордании, епархии и приходы которых относятся к юрисдикции Иерусалимского патриарха.
В Сирии ситуация другая. До начала войны в этой стране христианское население составляло около 12% населения. Это довольно значительный процент, хотя и не сопоставимый с ливанским. Основной христианской конфессией в Сирии является Православная церковь, на втором месте – сиро-яковиты. Кстати, в Дамаске находится и главная резиденция Антиохийского патриарха. Поэтому и представительство Русской православной церкви при Антиохийском патриархе расположено в Дамаске. Правда, в связи с войной основная часть работы представительства по благословению Святейшего Патриарха Кирилла перенесена в Бейрут. Но это временно, до наступления мира в Сирии.
Вообще для Ближнего Востока характерно братское отношение христиан разных конфессий друг к другу, общность взглядов на ближневосточные процессы и на будущее ближневосточного христианства. Будучи в меньшинстве, а в некоторых странах в очень незначительном меньшинстве, христиане Ближнего Востока стремятся помогать друг другу, поддерживать друг друга, взаимодействовать в различных научных, социальных, гуманитарных программах. Перед лицом гонений это особенно актуально.
Сегодня все христиане Ближнего Востока призваны дать отчёт в своём уповании. Как в начале века во время гонений в Османской империи, как после октябрьского переворота в России, когда власть в нашей стране захватили большевики, как в Китае в середине всё того же XX века – в каждом поколении христиан есть мученики, готовые засвидетельствовать истину Христову не только жизнью, но и смертью, и наше поколение не является исключением. Христиане, умерщвляемые сегодня на Ближнем Востоке и в Северной Африке за имя Христово, – это слава Церкви. Сегодня мир имеет множество свидетельств их доброго исповедания, и среди всех этих новостей – ни одной об отречении от Христа. А ведь именно этого добиваются мучители. Что это, как не красноречивое свидетельство современному миру, в том числе дехристианизированной и отрекающейся от Бога Европе, об истинности христианства? Что это, как не торжество Божьей любви, которая победила смерть?
– Как Вы оцениваете в целом сложившуюся ситуацию в ближневосточном регионе? В каком состоянии наши храмы в Дамаске и Бейруте?
– Непростая ситуация. А когда она была простой в этих краях? Когда во второй половине VIII века до Р. Х. ассирийские полчища кромсали и терроризировали весь Ближний Восток, разве простой была ситуация? Города стирались с лица земли, каналы засыпались, сады вырубались, население депортировалось. Телевидения в ту пору ещё не было, поэтому ассирийская администрация использовала другие средства пропаганды. Например, сооружение гигантских пирамид из отрубленных голов – в назидание непокорным.
Вожди ИГИЛ не изобрели ничего принципиально нового, всё это уже бывало не раз на Ближнем Востоке. Да и не только на Ближнем, да и не только на Востоке. Красный террор и массовые репрессии в России в прошлом веке были ничуть не мягче, чем террор и репрессии злодеев, сеющих сегодня смерть в Сирии и Ираке. Но есть одна особенность – ближневосточные террористы думают, что они служат Богу. Как тут не вспомнить слова Евангелия, обращённые к христианам: «Всякий, убивающий вас, будет думать, что он тем служит Богу» (Ин 16:2).
В Бейруте и вообще в Ливане у нас нет своих храмов, но по благословению Блаженнейшего патриарха Иоанна X мы служим в храмах Антиохийской церкви. А в Дамаске храм у нас есть, это церковь Священномученика Игнатия Антиохийского при представительстве Московского Патриархата. Церковь и здание представительства не пострадали. Русские службы там теперь, увы, нечасты, совершаются лишь несколько раз в году, когда мне случается бывать в Сирии.
– Какова судьба прихожан наших приходов в Дамаске и Бейруте?
– Приход при нашем представительстве в Дамаске почти весь эвакуирован. На литургию приходит четыре-пять местных женщин. Некоторые просто боятся перемещаться по городу, опасаются приходить на службу.
В Бейруте ситуация иная: там у нас и сейчас действует полноценный приход. Богослужения совершаются в храме Святого Предтечи и Крестителя Иоанна.
Приход был образован ровно 70 лет тому назад, в мае 1946 года. Состоит в основном из жён ливанцев и их детей. Но есть в нём также и потомки первой волны русской эмиграции, наша почтенная «белая гвардия». Приход небольшой, но очень дружный, и в этом заслуга моих предшественников. Мы вместе не только молимся, но и справляем праздники, паломничаем по ливанским православным монастырям.