ИМПЕРАТОРСКОЕ ПРАВОСЛАВНОЕ ПАЛЕСТИНСКОЕ ОБЩЕСТВО

Члены ИППО посетили Донской монастырь

3 июня 2018 года члены ИППО Александр Панин и архимандрит Тихон (Затёкин) посетили Московский Донской ставропигиальный мужской монастырь, где помолились на могиле действительного члена Московского отдела ИППО игуменьи Валентины и обсудили ближайшие планы по изучению жизни члена Общества архиепископа Алексия (Опоцкого).

Неоднократно действительные члены ИППО Александр Николаевич Панин (заместитель председателя и член Совета отделения Московского областного отделения ИППО, председатель правления Благотворительного фонда «Возрождение культурного наследия», член Союза писателей России) и архимандрит Тихон (заместитель председателя Нижегородского отделения ИППО, игумен Нижегородского Вознесенского Печерского монастыря, член Союза писателей России) посещают эту древнюю обитель Москвы.

В 2014 году вышла книга Александра Панина «Преосвященный Алексий (Опоцкий) – пастырь, педагог, проповедник», посвящённая жизнеописанию этого выдающегося архипастыря второй половины XIX – начала XX века. Многие годы владыка был членом Императорского Православного Палестинского Общества, возглавлял Вятский и Тверской отделы.

Это был талантливый проповедник, умевший своим словом зажигать и согревать сердца людей. Получив прекрасное образование, он стал преподавателем и всю свою жизнь учил людей слову Божию, добру и любви.

За это его любила молодёжь и с удовольствием раскрывала перед ним свои души. Господь судил владыке жить в эпоху разрушения устоев государственности, падения нравов и жестокой борьбы с государственным строем. Но это не пугало его.

Везде и всюду он безбоязненно шёл навстречу любым испытаниям, громко говорил там, где многие молчали, высоко поднимал крест там, где сгущалась тьма. Он бесстрашно боролся с нарастающим революционным движением, грозно обличал всех, кто посягал на устои Церкви и государства.

Книга богато иллюстрирована уникальными фотографиями, литографиями, гравюрами. В качестве иллюстраций использованы фотоматериалы из различных государственных архивов, а также частных коллекций. В книге впервые использованы фотографии Преосвященного Алексия из частного архива самого автора. Архимандрит Тихон на страницах книги выразил надежду, что жизнь владыки Алексия послужит примером для всех, кто любит свою Родину, дорожит её героями и желает видеть перед собой примеры для подражания.

В рамках программы «Возвращение памяти» Александр Панин, Семён Ваксман и архимандрит Тихон много раз возносили свои молитвы и возлагали цветы на могилу владыки Алексия, погребённого в Малом соборе Донского монастыря во имя Донской иконы Божией Матери.

Рядом с собором находится могила игуменьи Валентины (Борониной). Игуменья Валентина (Варвара Васильевна Боронина) происходила из мещанского сословия и родилась в старинном граде Медыни Калужской губернии. Варвара с детских лет проживала в Спасо-Бородинском женском монастыре, проходя науку духовной жизни.

С 1843 года Варвара Боронина, впоследствии послушница Таисия, а затем монахиня Валентина, проживала в четырёх монастырях – Спасо-Бородинском, Аносином, Страстном и Алексеевском.

Более 60 лет проходила науку послушания и школу монашеской жизни в тех монастырях, куда приводил её Промысл Божий.

В 1881 году монахиня Валентина была назначена настоятельницей Московского Зачатьевского женского монастыря с возведением в сан игуменьи, сменив уволенную на покой игуменью Калерию (Хвостову). В Зачатьевском монастыре игуменья Валентина стала применять весь тот духовный опыт, который стяжала она за долгое время своих монашеских подвигов.

При игуменье Валентине был надстроен вторым этажом и расширен северный корпус сестринских келий; разработан проект и начато строительство нового трапезного корпуса.

В 1887 году усердием московской купчихи А. А. Смирновой в монастыре был сооружён придел в честь Казанской иконы Божией Матери. В 1892 году игуменья Валентина была награждена золотым крестом с украшениями. В донесении в Московскую духовную консисторию Спасо-Андрониевского архимандрита Григория (Воинова; 1832–1896) от 18 сентября 1892 года отмечено, что игуменья Валентина «с помощью привлечённых её усердием благотворителей сделала на пользу вверенного ей монастыря многое: она благоукрасила храмы, распространила пристройкой с южной стороны соборный храм, увеличила помещения для сестёр, для богадельни и больницы, значительно увеличила денежные средства к содержанию монастыря».

При настоятельнице Валентине (вплоть до 1909 года) сёстры обители продолжали вести тщательные записи чудес и исцелений, происходящих по молитвам преподобных Иулиании и Евпраксии, основательниц святой обители.

29 мая 1885 года игуменья Валентина вступила в Императорское Православное Палестинское Общество, став членом-сотрудником с ежегодным взносом в 10 рублей. После образования в 1907 году Московского отдела Общества под председательством Высокопреосвященного Владимира (Богоявленского), митрополита Московского и Коломенского, игуменья Валентина стала членом Московского отдела.

При своих повседневных трудах и занятости в своей обители матушка содействовала процветанию Палестинского Общества на Святой Земле как его член-сотрудник на протяжении четверти века.

30 декабря 1908 года игуменья Валентина скончалась. Её погребение состоялось 2 января 1909 года. Накануне в монастырь прибыл митрополит Московский и Коломенский Высокопреосвященный Владимир, председатель Московского отделения ИППО, который совершил служение панихиды по усопшей.

В день погребения заупокойную литургию и отпевание совершал Высокопреосвященный Владимир (Богоявленский) соборно с настоятелем Московского Донского монастыря архимандритом Иаковым, настоятелем Московского Новоспасского монастыря архимандритом Макарием (Гневушевым), игуменом Гефсиманского скита Досифеем. Владыка митрополит произнёс прочувственное слово, в котором охарактеризовал усопшую как неутомимую труженицу.

Игуменья Валентина была погребена на территории Московского Донского монастыря. На надгробном камне была сделана надпись: «Господи! Приими дух её с миром», «Настоятельница Зачатьевского Монастыря Игуменья Валентина. Скончалась 30 декабря 1908 г. на 88 году от роду. Управляла монастырём 27 л.».

Могила её расположена на 3-м участке некрополя, справа от Малого Донского собора, прямо у дороги.

Игуменья Валентина была энергичной настоятельницей и благоукрасительницей вверенной ей обители, свято исполняла монашеские обеты, являя собой пример нестяжания, послушания и целомудрия. Она была человеком высокой духовной жизни и стала настоящей наставницей для насельниц обители.

На могиле игуменьи Валентины члены ИППО Александр Панин и архимандрит Тихон трижды пропели «Вечная память» и вознесли свои молитвы об упокоении усопшей. Могила была тщательно зафиксирована и фотографирована, были сделаны фотографии всей прилегающей территории, надгробного камня, надписи осмотрены и подробно описаны.

Также были подняты вопросы изучения жизненного пути игуменьи Валентины, которые в настоящее время успешно рассматриваются силами историко-исследовательского центра «Архивное дело».

Александр Панин и архимандрит Тихон осмотрели территорию монастыря, территорию величественного некрополя обители, самого крупного сохранившегося в Москве дворянского некрополя XVIII–XIX веков, помолились на могилах многих выдающихся сынов нашего Отечества. В Большом соборе приложились к святым мощам Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Тихона, долгие годы бывшего членом Императорского Православного Палестинского Общества, приложившим много усилий к его процветанию.

С большим вниманием члены ИППО осмотрели, как в настоящее время проходят реставрационные работы на территории монастыря, а также побывали в подклете Большого собора, уникальном некрополе. 

Древнейшие на территории монастыря захоронения находятся в Сретенской церкви, в подклете Большого собора, под алтарём основного храма. Эта церковь с момента своего создания служила местом захоронения аристократической верхушки грузинской диаспоры в Москве. Здесь покоятся представители Царского рода Багратионов, включая семейство имеретинского Царя Арчила II и (по ряду известий) выдающегося историка Вахушти Багратиони, а также потомки мингрельских правителей Дадиани и отпрыски некоторых княжеских фамилий. Помимо грузинской знати и монастырского духовенства, в подклете Большого собора покоятся отдельные представители русских дворянских родов.