19 марта 2020 года действительные члены ИППО А. Н. Панин и архимандрит Тихон (Затёкин) в рамках программы «Возвращение памяти посетили древний Городецкий Феодоровский мужской монастырь, где возложили цветы и помолились на могиле архимандрита Петра (Каменского).
Члены Союза писателей и Союза краеведов России Александр Николаевич Панин (заместитель руководителя Московского областного отделения ИППО, член Совета отделения, председатель правления благотворительного фонда «Возрождение культурного наследия») и архимандрит Тихон (заместитель руководителя Нижегородского отделения ИППО, наместник Нижегородского Вознесенского Печерского монастыря) уже неоднократно посещали древний город Городец.
В этот раз члены ИППО посетили Феодоровский мужской монастырь, где помолились на могиле выдающегося миссионера – архимандрита Петра Каменского.
Городец – один из древнейших русских городов на Средней Волге, возник во второй половине XII века как крепость для защиты рубежей Владимирской Руси от походов волжских булгар. Вторая половина XIX и начало XX века – эпоха расцвета Городца. Оставаясь волостным селом, Городец приобрёл черты богатого купеческого города. Здесь было два чугунолитейных и механических завода, верфи по постройке барж в Затоне и в Нижней Слободе, паровая мельница, кожевенные и лесозаводы, пряничные заведения. На деньги купцов-благотворителей в Городце были устроены детский приют, народные училища, мужская и женская гимназии, всесословный клуб (с аудиторией для театра и библиотекой), добровольная пожарная дружина, общество трезвости.
Городец известен не только как древнейший город Нижегородского края, центр народных промыслов (резьба по дереву, роспись), но и как город-музей. Он единственный из городов области, который в своей исторической части имеет музейный квартал.
Архимандрит Тихон и Александр Панин полюбовались видами реки Волги и посетили Городецкий Феодоровский мужской монастырь, почти полностью разрушенный в атеистические годы, но возрождённый трудами его настоятеля, а ныне главы Городецкой епархии епископа Августина.
Члены ИППО осмотрели памятник Святому Благоверному Великому князю Александру Невскому на территории обители и возложили цветы к его подножию.
Надолго задержались действительные члены ИППО у воссозданной могилы архимандрита Петра, обсуждая успешно осуществляемую уже многие годы программу «Возвращение памяти».
Отец Пётр был выдающимся представителем духовенства и оставил заметный след в истории: православный миссионер, ориенталист, начальник Русской Духовной Миссии в Пекине.
Павел Иванович Каменский родился в семье сельского священника в июне 1765 года близ Нижнего Новгорода. Местом его рождения традиционно считается село Каменки будущего Макарьевского уезда, однако сопровождавший его в 1820 году в Пекине Егор Тимковский называл местом рождения село Лысково того же уезда.
Судя по данным, сохранившимся в Центральном архиве Нижегородской области, Павел Каменский участвовал в 1785 году в составлении словаря на русском, татарском, чувашском, черемисском языках на 1000 листах, он принимал участие и в каталогизации библиотеки семинарии.
В феврале 1793 году по указу Святейшего Правительствующего Синода был включён в состав VIII Российской православной миссии архимандрита Софрония (Грибовского) в качестве ученика китайского и маньчжурского языков. Находясь в Пекине, помимо работы в Лифаньюане (китайской Коллегии иностранных дел), он активно занимался переводческой деятельностью (в основном с маньчжурского языка).
В 1816 году он был произведён в чин коллежского асессора и возведён в дворянское достоинство. Тогда же Высочайшим именным указом П. И. Каменский был определён в состав Попечительного Комитета Императорского человеколюбивого Общества. В 1818 году был избран на должность директора Комитета Российского Библейского Общества. 3 мая 1819 года он принял постриг с именем Пётр от митрополита Новгородского и Санкт-Петербургского Михаила (Десницкого), 8 мая рукоположён в иеродиакона, затем во иеромонаха, а 15 мая рукоположён в архимандрита. Тогда же ему был пожалован бриллиантовый наперсный крест.
Архимандрит Пётр оказался тем человеком, которому удалось возродить и поставить на принципиально новую основу саму деятельность Российской православной миссии в Китае. Миссионерская деятельность этого периода была буквально взлелеяна его трудами и заботами. По словам К. А. Скачкова: «Во время десятилетнего пребывания своего в Пекине я не переставал заботиться вместе со своими помощниками о внушении отпавшим от православия истин веры Христовой и мерами кротости, благодеяний. Добрым примером, усердием в священнослужении и в исполнении духовных треб привлёк к нашим храмам большую часть тех албазинцев, живших в Пекине, семейства которых уже более века коснели в идолопоклонстве».
В общей сложности он провёл в Китае около четверти века, внеся значительный вклад в православную миссионерскую проповедь в стране. Как переводчик он составил один из первых русско-китайских словарей, издание которого финансировалось за государственный счёт, но так и не было доведено до конца.
В плеяду выдающихся китаеведов из православного духовенства, среди которых наиболее известны Иакинф (Бичурин) и Палладий (Кафаров), учёными XX века он не включался, и лишь в начале XXI века его вклад в развитие синологии и русско-китайских отношений стал пересматриваться. Но практически все его труды о Китае так и остались в рукописях. Архимандрит Пётр за беспорочную и самоотверженную службу в качестве начальника миссии в Китае был награждён орденом Святой Анны I степени (первым среди духовных лиц подобного сана). Ордена же Святого равноапостольного князя Владимира III степени он удостоился ещё находясь в составе миссии.
По возвращении из Китая в 1833 году архимандрит Пётр выбрал местом своего проживания Городецкий Феодоровский монастырь и проводил в нём практически всё время в научных занятиях. Проживая в обители, архимандрит Пётр своими связями, авторитетом и финансовой помощью немало поспособствовал и украшению обители, на реализацию чего он потратил значительную часть пенсии и имущества, в том числе подаренный ему Государем Императором Николаем Павловичем бриллиантовый перстень. Скончался архимандрит Пётр в полночь 17 мая 1845 года на восьмидесятом году жизни.
Действительные члены ИППО помолились на могиле отца Петра, трижды пропев «Вечная память», от имени всего Императорского Православного Палестинского Общества, возложив к подножию памятника цветы. Могила, надгробный камень и прилегающая территория были тщательно фотографированы и внесены в базу данных благотворительного фонда. Также была осуществлена и фотографическая съёмка всей территории, прилегающей к алтарной части храма.