В Гильдии храмоздателей открылась выставка из коллекции Валаамского монастыря.
Выставка современной иконы в Гильдии храмоздателей. На переднем плане – «Спаситель» работы арх. Зинона (Теодора)
Открытие выставки современной иконы из собрания Спасо-Преображенского Валаамского монастыря состоялось 16 декабря в Гильдии храмоздателей. Это совместный проект: помимо икон, которые привёз из обители её наместник епископ Троицкий Панкратий, Гильдия храмоздателей показывает свою постоянно обновляющуюся коллекцию современных икон и других произведений церковного искусства.
Открывая выставку, руководитель Валаамского отделения ИППО епископ Панкратий сообщил, что на двух кораблях он переправил с Валаамского архипелага несколько десятков икон, которые являются частью собрания Музея современной иконы. О замысле такого музея, единственного в России, епископ впервые рассказал в 2015 г. на открытии выставки «Современные иконописцы России», организованной совместно Валаамским монастырём и Содружеством «Артос» в галерее «Царская башня».
Через несколько месяцев, после завершения ремонта в зимней паломнической гостинице Валаамского монастыря, музейная коллекция будет размещена там. А пока, до мая 2020 года, работы ведущих современных иконописцев можно увидеть в Гильдии храмоздателей, сказал наместник монастыря. «Эту выставку можно считать первой презентацией Валаамского музея», – добавил он.
В отдельном помещении Гильдии можно увидеть иконы архимандрита Зинона (Теодора), Александра Соколова, Ирины Зарон, Андрея Давыдова, Максима Шешукова, Ольги Шаламовой, Георгия Гашева, Ивана Кусова, Людмилы Ждановой и других. По словам искусствоведа Ирины Языковой, автора экспликации выставки, эти иконописцы представляют лицо современного российского иконописания. Это настоящие художники, мастера высокого уровня, сочетающие духовность и профессионализм. Их иконы и росписи украшают храмы по всей стране и за рубежом. Каждый из них имеет свою неповторимую авторскую манеру, но вместе с тем это иконописцы, прочно укоренённые в традиции, глубоко понимающие её и творчески развивающие.
Епископ Панкратий, Андрей Анисимов
Епископ Панкратий отметил: «Это то, что очень важно увидеть. Да, это ненамоленные древние образы (мы их тоже собираем). Но такая коллекция необходима, потому что это уникальная возможность увидеть вместе работы мастеров современной иконописи, которые рассредоточены по храмам, частным собраниям в России и за рубежом. Кроме того, иконопись в какой-то мере идёт впереди всего литургического искусства, которое должно наполнять храмы, в том числе и архитектуры. Иконопись может быть здесь первооткрывателем».
Иконы протоиерея Андрея Давыдова
Он пояснил, что современная иконопись в лучших своих проявлениях наглядно показывает, как может соотноситься канон и творчество. Это особенно важно, учитывая нынешние крайности: в качестве одной из них епископ упомянул проект «Икона после иконы», а другую характеризует слепое копирование древних образцов. «Тиражирование – проклятие нашего века. Собранная на Валааме коллекция позволяет тем, кто учится иконописи и изучает её, понять, как можно сочетать канон, творческий поиск, без которого не может быть развития церковного искусства, и то, что делает икону моленным образом, – её духовное содержание», – отметил епископ.
«Каин и Авель» – икона М. Шешукова
Председатель правления Гильдии храмоздателей, заслуженный архитектор России, действительный член ИППО Андрей Анисимов поздравил многочисленных собравшихся с открытием Валаамской выставки и обратил внимание на собрание самой Гильдии, которое представляет работы не только иконописцев, но и архитекторов, скульпторов, мозаичистов, резчиков, мастеров прикладного искусства.
Профессионализм – один из непременных критериев при отборе, подчеркнул Анисимов. «Современное церковное искусство должно развиваться в профессиональной среде», – сказал он, напомнив об ответственности нынешних мастеров, по произведениям которых будущие поколения будут судить об уровне церковного искусства нашего времени.
Работы И. Зарон
Протоиерей Андрей Юревич, руководитель архитектурных проектов Финансово-хозяйственного управления Русской Православной Церкви, готов дискутировать насчёт иконописи как первооткрывателя. Он полагает, что направление развития церковного искусства задаёт архитектура, а иконопись уже догнала архитектуру. Но главная мысль его выступления сводилась к бесперспективности охранительной позиции в церковном искусстве.
«Русь святая, храни веру православную!» – этот известный девиз периода церковного возрождения в России вызывает у о. Андрея большие сомнения. «Хранить можно деньги в банке и шубу в нафталине, а Господь не призывает зарывать и хранить талант в земле, но приумножать его, в дело пускать. Надо развиваться, двигаться дальше. 30 лет уже прошло после перестройки, и, слава Богу, развитие есть», – сказал священник-архитектор и привёл в качестве яркого примера произведения, выставленные в Гильдии храмоздателей.
Коневская икона Богоматери (автор не подписан) и «Благовещение» О. Шаламовой
Пресс-релиз выставки сообщает, что в экспозиции можно увидеть более 100 работ современных мастеров церковного искусства, в том числе архитектора Андрея Анисимова, ювелиров Юрия Фёдорова и Матвея Гребенникова, скульпторов Сергея Антонова и Анатолия Камелина, а также большую часть богатой коллекции Валаамского монастыря. Многие работы будут показаны широкой публике впервые.
Экспозицию можно будет увидеть с 16 декабря 2019 г. до мая 2020 года (по четвергам, с 17:00) в выставочном пространстве Собрания мастеров Гильдии Храмоздателей. Адрес: Москва, 2-я улица Энтузиастов, дом 5, корпус 7.
Гильдия храмоздателей – профессиональная ассоциация, объединяющая специалистов и мастеров в области сакрального искусства, основанная в 2014 году с целью возрождения традиции храмоздания и обеспечения её преемственности. В Гильдию входят не только архитекторы, художники и другие мастера, но и священнослужители с архитектурным или художественным образованием, а также известные искусствоведы.
Юлия Зайцева. Фото автора. Источник: blagovest-info.ru