ИМПЕРАТОРСКОЕ ПРАВОСЛАВНОЕ ПАЛЕСТИНСКОЕ ОБЩЕСТВО

Члены ИППО завершили работу над архивными документами о члене Московского отдела Общества протоиерее Николае Копьеве

11 мая 2020 года члены ИППО архимандрит Тихон (Затёкин) и А. Н. Панин систематизировали все архивные документы, сведения из периодической печати, а также воспоминания современников, посвящённые памяти члена Московского отдела ИППО, настоятеля Спасо-Преображенской церкви, что в Наливках, протоиерея Николая Александровича Копьева.

Эта работа проводится в рамках совместной деятельности Нижегородского Вознесенского Печерского мужского монастыря и благотворительного фонда «Возрождение культурного наследия», а также в рамках программы по поиску и сбору информации обо всех почивших членах Императорского Православного Палестинского Общества. 

Именно сейчас, в условиях вынужденных карантинных мер и самоизоляции, стало возможно более активно проводить исследования и систематизацию архивных материалов, накопленных за долгие годы работы. 

Инициаторы уникальной программы «Возвращение памяти» – заместитель руководителя и член Совета Московского областного отделения ИППО, председатель правления благотворительного фонда «Возрождение культурного наследия» Александр Николаевич Панин, генеральный директор благотворительного фонда «Возрождение культурного наследия» Семён Яковлевич Ваксман и заместитель руководителя Нижегородского отделения ИППО, игумен Вознесенского Печерского мужского монастыря архимандрит Тихон (Затёкин). 

Так, на сегодняшний день завершены все работы по систематизации документов и сведений из периодической печати, посвящённых изучению жизни и трудов на благо Русской Православной Церкви, действительного пожизненного члена Московского отдела ИППО, настоятеля Спасо-Преображенской церкви, что в Наливках, протоиерея Николая Александровича Копьева.

Особое внимание было уделено документам, которые были собраны в Центральном историческом архиве города Москвы, Российском Государственном историческом архиве, Российском Государственном архиве древних актов, Государственном архиве Владимирской области, а также в Российской Государственной публичной библиотеке.   

Все эти работы были проведены под руководством членов Союза писателей и Союза краеведов России, заместителей руководителей Нижегородского и Московского областного отделений ИППО – архимандрита Тихона (Затёкина) и Александра Панина.

28 февраля 2020 года действительные члены ИППО А. Н. Панин и архимандрит Тихон в рамках совместной программы «Возвращение памяти. История ИППО в регионах» посетили Московское Калитниковское кладбище, где в разное время были погребены члены Императорского Православного Палестинского Общества.

Ведь именно здесь, у самого алтаря Скорбященского храма, 29 сентября 1916 года был погребён выдающийся деятель Императорского Православного Палестинского Общества, митрофорный протоиерей Николай Александрович Копьев. 

Протоиерей Николай Копьев в течение долгих лет был настоятелем московского храма Спаса Преображения в Наливках и благочинным Замоскворецкого сорока. Он был также известен всей просвещённой Москве своими литературными талантами. 

Долгие годы он состоял редактором «Московских Церковных ведомостей», «Чтений Общества любителей духовного просвещения». Кроме того, им написано множество статей по вопросам единоверия и старообрядчества. Также отец Николай был большим любителем старины: у него в квартире был настоящий музей исторических предметов немалой ценности, художественных произведений.

В тот день Александр Панин и архимандрит Тихон вознесли свои молитвы у алтаря Скорбященского храма и трижды пропели «Вечная память» почившему отцу Николаю. 

К сожалению, могила отца Николая Копьева не сохранилась, но возможно именно он погребён ныне под одним из нескольких красивых мраморных старинных памятников, кощунственно перебитых для других людей в атеистическое богоборческое время.

Будущий митрофорный протоиерей родился в 1842 году в семье священника Борисоглебского храма Московской губернии Звенигородского уезда села Куритникова Александра Семёнова Копьева и его супруги Августы Яковлевой. Ныне храм во имя святых благоверных князей Страстотерпцев Бориса и Глеба Истринского благочиния Московской епархии, расположенный в селе Куртниково Истринского района Московской области, полностью возрождён после долгих лет поругания. 

Он с отличием закончил обучение в Звенигородском духовном училище, Вифанской духовной семинарии, а после в Московской духовной академии со степенью кандидата богословия.  С 1866 года он был учителем в Каменец-Подольской (1866–1870 гг.), Тверской (1870–1871 гг.) и Вифанской семинариях (1871–1874 гг.). На всех местах своего педагогического служения он неоднократно был отмечен руководством «За усердные и безмездные труды и за вполне исправное ведение дел». В семинариях он состоял в должностях члена педагогического совета, входил в правление семинарий, неоднократно исполнял должность помощника инспектора семинарии. 

23 июня 1874 года митрополитом Московским и Коломенским Иннокентием (Вениаминовым) он был рукоположён в священника к Московскому Покровскому собору (собор Василия Блаженного на Красной площади). С 1875 по 1879 год он проходил послушание законоучителя в Московском Мариинском женском училище, основанного Ольгой Николаевной Талызиной, урождённой графиней Зубовой (1803–1882), внучкой А. В. Суворова.

26 октября 1876 года он был переведён на священническую должность в Московский храм Спаса-Преображения, что в Наливках, в котором и служил уже до самой своей кончины. Именно при отце Николае, который был членом комиссии по перестройке Спасской церкви, этот московский храм приобрёл свой благолепный вид. 

Церковь Преображения Господня, что в Наливках, она же Спасоналивковская церковь, как её называли в народе, в исторических документах упоминается как деревянная церковь, стоявшая на этом месте ещё с 1642 года. Новый каменный храм начали возводить на этом месте в 1713 году, но, в связи с указом Императора Петра I, запретившего в те времена возведение любых каменных сооружений, кроме как зданий строящегося Санкт-Петербурга, строительство было надолго приостановлено. В том году успели возвести и освятить только Скорбященский придел. Основной же храм закончили только в 1738 году, освятив осенью его главный престол.

Спустя почти сто лет, в 1838–1841 годах были построены новая трапезная, в которую вошли Никольский и Скорбященский приделы. Ещё позже, в 1876–1877 годы немного перестроили главное помещение церкви, устроив в храме придел во имя святого Архангела Михаила и обновив колокольню, в которой разместился престол святителя Иннокентия Иркутского. Последняя перестройка осуществлялась по проекту и под руководством известного в то время архитектора М. Д. Быковского. В результате проведённой реконструкции, на месте старой обветшавшей церкви, появился просторный приземистый храм, простой снаружи, но уютный и сильно привлекательный внутри из-за великолепных росписей.

Внутри просторного помещения храма отсутствовали столбы и колонны, в нём не было купола, а округлые своды обильно освещались резными паникадилами с разноцветными лампадами вместо свечей. По словам очевидцев, это, наряду с украшенными красным сукном алтарями и позолоченными киотами икон иконостасов, придавало особую праздничность внутреннему убранству церкви. В этом небольшом храме поместились, нисколько не мешая друг другу, пять алтарей. Деньги на строительство нового храма предоставили прихожане – московские купцы М. И. Крашенинников, М. А. Сологубов, Г. М. Игумнов. 

Храм, выполненный в стиле позднего классицизма, был закрыт и снесён богоборцами в 1929 году. В тридцатых годах ХХ века на его месте построили ряд ничем не примечательных тусклых жилых домов.   

В этот уютный храм по выходным и праздничным дням собиралось большое количество москвичей, чтобы послушать катехизические поучения собственного сочинения священника Николая Копьева. 

С 1883 года он был избран председателем учреждённого при Спасо-Преображенской в Наливках церкви Приходского попечительства о бедных. 27 июля 1886 года за пожертвования на украшение Борисоглебской церкви в своём родном селе Куритниково ему было преподано Благословение Святейшего Синода. 

С 11 января 1888 года он состоял в должности увещевателя для нравственного исправления заключённых в Якиманском частном доме, а также исправлял должность директора Московского учительского института (с 1890 года), который был открыт в 1872 году и ставил своей целью подготовку учителей в сфере среднего образования. 

В 1888 году он был награждён наперсным крестом от Святейшего Синода, а в 1891 году золотым наперсным крестом, осыпанным бриллиантами, поднесённым ему благодарными прихожанами и почитателями с дозволения Святейшего Синода. 

1 марта 1892 года отец Николай был утверждён в должности председателя приходского Комитета Елизаветинского благотворительного общества, открытого Великой княгиней Елизаветой Фёдоровной в Москве. В основу организационного устройства Общества была положена важнейшая концепция взаимосвязи светских и церковных организаций в деле общественного призрения нуждающихся детей. На этом принципе были разработаны основные положения Устава и оригинальная организационная структура Общества, связывающего в единый комплекс возможности церковных приходов с деятельностью представителей местной власти, богатых граждан и общественных деятелей.  

С 27 апреля 1892 года отец Николай активно включился в работу Комитета для исторического описания церквей Московской епархии и 15 мая того же года сопричислен к ордену Святой Анны 3-й степени. 9 июля 1892 года он был назначен благочинным Замоскворецкого сорока, а в сентябре того же года был избран действительным членом Географического отделения Императорского Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии при Московском университете. 

Активно участвуя в работе Комитета Елизаветинского благотворительного общества, отец Николай был в июле 1892 года назначен попечителем приходских Комитетов сего Общества, а 27 января 1897 года «…в поощрение любви его к детям, являемой делом и истиною, награждён Библией от Святейшего Синода». 

В начале 1897 года указом Святейшего Синода на него было возложено наблюдение за устройством домовой церкви во имя Иверской иконы Божией Матери, что при Иверской Общине сестёр милосердия Российского Общества Красного Креста. 

24 октября 1897 года резолюцией Его Высокопреосвященства на него была возложена обязанность приёма всех денег и вещей на построение первого православного храма в городе Буэнос-Айрес в Южной Америке. В конце 1894 года в Буэнос-Айресе был приобретён участок земли для строительства церкви. Пожертвования собирались большей частью в России: распространялись воззвания, произносились проповеди в различных городах. Так, 5000 рублей пожертвовал Государь Император Николай II. Среди других высоких жертвователей были Императрица Мария Фёдоровна и протоиерей Иоанн Кронштадтский.

Закладка Свято-Троицкого храма произошла 6 декабря 1898 года в присутствии дипломатического корпуса и представителя президента Аргентины. Проект был разработан действительным членом Императорской Академии художеств М. Т. Преображенским, строительство же храма осуществлял аргентинский архитектор Алехандро Кристоферсен. 23 сентября 1901 года Свято-Троицкая церковь была освящена в присутствии дипломатического корпуса и президента Республики. 

6 мая 1898 года отец Николай был награждён саном протоиерея, а 6 мая 1901 года удостоен ордена Святой Анны 2-й степени. Отец Николай состоял членом разных общественных организаций: Общества для распространения Священного писания в России; Братства во имя святого преподобного Сергия Радонежского; Общества Попечения о нуждающихся семействах воинов, потерявших зрение на службе; Холмского православного Свято-Богородицкого Братства; Общества любителей духовного просвещения; Столичного отделения Совета Кирилло-Мефодиевского Братства; Попечительства Императрицы Марии Александровны о слепых.

19 января 1897 года он был избран в действительные пожизненные члены Императорского Православного Палестинского Общества с вручением ему Высочайше утверждённого знака сего Общества 2-й степени.

Протоиерей Николай Копьев скончался 26 сентября 1916 года после продолжительной болезни в имении своего сына в Подольском уезде Московской губернии. 28 сентября его тело было доставлено в Москву в родную Спасскую церковь. Отпевал покойного Преосвященный Серафим (Остроумов), епископ Бельский, викарий Холмской епархии в сослужении с архимандритами (будущий архиепископ) Сергием (Королёвым), настоятелем Яблочинского монастыря и Смарагдом (Латышенковым), ректором Холмской духовной семинарии. 

В своём слове Преосвященный Серафим особо отметил  милостивую и сострадательную натуру почившего и его титанические труды на благо украшения многих храмов и монастырей: «Им был устроен Вировский монастырь, возобновлен Свято-Онуфриевский Яблочинский монастырь, устроено более 20 церквей, библиотеки, амбулатории и многие другие благотворительные учреждения».  

29 сентября 1916 года гроб с телом почившего в сопровождении хора холмских семинаристов, духовенства и многочисленных почитателей был обнесён вокруг Скорбященского храма на Калитниковском кладбище и опущен в заранее приготовленную могилу у алтаря храма. 

Его биография была совсем недавно подробно описана А. Н. Паниным в статье «Памяти архимандрита Досифея (Цветкова) на страницах журнала «Нижегородская Старина» в № 61-62 за 2019 год. 

В настоящее время Александр Панин готовит большую биографическую статью, посвящённую этому выдающемуся представителю московского духовенства и ИППО рубежа XIX и XX веков, которая войдёт в его новую книгу.