ИМПЕРАТОРСКОЕ ПРАВОСЛАВНОЕ ПАЛЕСТИНСКОЕ ОБЩЕСТВО

Что полезно знать о диете в преддверии Страстной недели

© РИА Новости / Анна Волкова

Православные верующие готовятся вступить в Страстную неделю, когда Церковь вспоминает пребывание Иисуса Христа в Иерусалиме перед распятием, смертью и схождением в ад. Это время самого строгого поста. Но что это значит? Почему полезно есть омаров и мидии, как разговеться на Пасху и не попасть в больницу — в материале РИА Новости.

Творог, но не тирамису

Великий пост сурово ограничивает рацион верующих. А уж в Страстную неделю, если поститься строго по уставу, первые три дня придётся питаться всухомятку, в Великую пятницу лучше вообще не есть и не пить (только немощным и больным разрешаются хлеб и вода), и лишь накануне Пасхи после литургии можно поесть хлеба и овощей.

«Естественно, мало кто из нас постится таким образом. Самое главное – если не можешь держать пост строго, держи как можешь, но не отступай от этого уровня. Если ты не можешь прожить без растительного масла, это не значит, что автоматом можно и вино пить. Человек должен понимать, что нарушает устав не из желания почревоугодничать, а по необходимости, по слабости или болезни», – говорит известный блогер и кулинар, иеромонах Феодорит (Сеньчуков).
 
«Патриарх Алексий II как-то разрешил всем учащимся есть в пост молочные продукты, особенно творог, потому что это полезно. Но это не значит, что нужно бежать за тирамису. В Московской духовной семинарии раньше в Великий пост на стол ставили рыбу – для тех, кому поститься было тяжело. Но рыбу, а не яйца! И не вино. Все послабления должны быть чем-то обусловлены», – рассуждает священнослужитель.
 
Секрет постных щей
 
Кулинарные посты отца Феодорита в фейсбуке часто вызывают бурные обсуждения. По его словам, главный повод для «наездов» – то, что всё слишком вкусно. Вот и в этот раз на Страстной неделе он собирается (если силы будут) сварить большую кастрюлю щей по валаамскому рецепту.
 
«Я вообще супы люблю. Возьмём, к примеру, постный борщ. Варим обычный овощной бульон с морковкой, луком, лавровым листом, тушим свёклу с помидорами, для сладости добавляем мёд. Идеально готовить борщ со свекольным квасом или соком ревеня. Кладём фасоль, лучше заранее замоченную, потом добавляем болгарский перец, немножко перца и чеснок. Помидоры режем кольцами. Совсем несложно!» – делится иеромонах любимым постным рецептом.
 
Но главным смыслом воздержания от еды в пост издавна было создание молитвенного настроя. Отцы Церкви справедливо считали, что длительная сиеста после сытного обеда этому не способствует. Поэтому постная пища должна быть нетяжёлой, легко готовиться и не превращаться в кулинарные изыски.
 
«В древности считалось, что сэкономленные на постной еде деньги надо отдавать нищим. Увы, у нас сейчас другая ситуация. Если человек на обед каждый день ест мраморную говядину, а потом переходит на омаров, с его деньгами ничего не случится», – отмечает священнослужитель. По его словам, многие думают, что смысл поста именно в невкусной еде. Но пост вообще не про то. Пост – про усиленную молитву.
 
Немного Японии в Марий Эл
 
Так почему же сегодня никто не постится так вкусно, как описывали Шмелёв и Гиляровский? Можно ли возродить эти традиции? В теории – да, но лучше открывать что-то новое, уверен повар Богородицко-Сергиевой пустыни в Республике Марий Эл иеромонах Диодор (Ларионов).
 
«Представляете, как готовили на Руси? Теперь технически повторить это очень сложно: почти всё делали в русской печи, в духовке так не получится. Что такое аутентичные щи? Нарезали морковь, капусту, ещё что было, закладывали в котелок, заливали водой и на ночь ставили в печь, которую истопили днём. Так же варили борщ, парили репу или тыкву. И практически ничего не жарили», – рассказывает он. Впрочем, повар, по убеждению отца Диодора, в любой кухне должен ориентироваться на полезную и здоровую пищу. Сам он периодически готовит японский мисо-суп, который варится всего десять минут. «Водоросли, грибы шиитаке, тофу, иногда можно положить креветки, зелень. Разве не монастырская еда?» – смеётся он.
 
А ещё монастырской братии полюбился французский вишисуаз – луковый суп-пюре.
Повар монастыря, убеждён отец Диодор, обязан интересоваться своим делом. И вспоминает греческие монастыри, где впервые попробовал тушёное мясо акулы и научился готовить рыбу на углях. А в России, сетует он, современный монастырский повар чаще всего готовить ненавидит, и кухня воспринимается как место ссылки.
 

Овсянка, сэр!

«Есть много разных диет, но мне наиболее подходящей для поста кажется средиземноморская, – полагает настоятель храма Казанской иконы Божией Матери города Орска священник Максим Бражников. – Она хорошо подходит для священников и пожилых прихожан, главный бич которых сахарный диабет второго типа. Дороговато? Но необязательно же налегать на мидии и креветки.

Достаточно запретить себе сахар, мучное и чересчур жирное, а в качестве источника белка прекрасно подойдёт чечевица, фасоль. Каши – вообще идеальная постная пища. И овощи есть в магазинах. Среди макаронных изделий несложно найти те, что из твёрдых сортов пшеницы. И оливковое масло тоже имеется. А в праздники можно побаловать себя и «морскими гадами». Хотя, честно говоря, я не вижу препятствий в том, чтобы наши прихожане постом ели рыбу, тем более если им это советует врач».

По его словам, лучше всего позавтракать доброй овсянкой и выпить чашку чая, а затем уже совершать постные подвиги. На ужин можно потушить в духовке овощи или нарезать кольцами баклажаны, картофель и помидоры, заправить это всё чесноком и луком, полить оливковым маслом и запечь. Беда в том, что многие прихожане, по словам отца Максима, стараются соблюдать пост по всей строгости. Написано «во вторник сухоядение» – значит, ничего горячего не готовят, а в нарушении этого запрета видят серьёзный грех. Нарушил пост – всё, сам себя от причастия отлучает: «Я на этой неделе рыбу ел, я не достоин». «Так и хочется спросить: а рыба-то вашей душе что плохого сделала?» – недоумевает священник.
 
После ночной пасхальной службы отец Максим, как всегда, накроет в своём небольшом храме общую трапезу: лёгкий куриный суп, паровые котлеты, салаты. «И очень прошу людей не налегать на пасхальные яйца! Съели одно праздника ради – и слава Богу!» – говорит он.
 

Правильный выход

Мирская профессия иеромонаха Феодорита – врач-реаниматолог скорой помощи. И каждый год в Великий пост и на Пасху он сталкивается с жертвами воздержания и переедания.

«К примеру, человек страдает хроническими заболеваниями желудочно-кишечного тракта и налегает на овощи и бобовые. Естественно, он попадает в больницу. А кто-то постом ест всего несколько фиников в день и заканчивает гипогликемией от недоедания. А когда люди, дождавшись Пасхи, начинают есть, мы получаем холециститы и панкреатиты. Естественно, почти два месяца человек ничего не ел, а тут набрасывается на жирное, сладкое и калорийное», – рассказывает он. Как же правильно выйти из Великого поста? Не устраивать в пасхальную ночь праздник живота: разговляться не значит начать есть как слон», – предупреждает иеромонах.
 
Источник: РИА Новости