24 марта 1999 года авиация и военно-морские силы НАТО без санкции Совбеза ООН начали операцию против Югославии. В течение 78 дней на страну было сброшено 14 тыс. бомб и выпущено 2,3 тыс. ракет. Жертвами агрессии стали 2,5 тыс. мирных жителей, включая 89 детей. До сих пор никто из организаторов бомбардировок не понёс никакой ответственности. RT обсудил с политиками, дипломатами и политологами России и Сербии причины и последствия агрессии альянса.
Четверть века назад Североатлантический альянс начал незаконную вооружённую агрессию против Югославии. Бомбардировки продолжались 78 дней. За этот период авиация НАТО совершила 38 тыс. боевых вылетов. По Югославии было выпущено 2,3 тыс. ракет, сброшено 14 тыс. бомб, в том числе кассетных и с обеднённым ураном.
Житель Югославии на фоне разрушенных натовским авиаударом домов Gettyimages.ru © Yugoslav Army/RL
Жертвами ударов авиации и ВМС западного блока стали 2,5 тыс. мирных жителей, включая 89 детей в возрасте от двух до 17 лет. Ранения и увечья получили 12,5 тыс. человек.
Кроме того, Югославии был нанесён огромный материальный ущерб. Были разрушены 148 жилых домов, 62 железнодорожных и автомобильных моста, получили серьёзные повреждения 78 промышленных предприятий, 42 энергообъекта, 300 школ, десятки детских садов и больниц.
Разрушения после ударов натовской авиации / AP
Никто из бывшего и нынешнего руководства НАТО и лидеров западных стран не признал ответственность за агрессию и гибель гражданского населения и не был осуждён за военные преступления.
RT обсудил с дипломатами, политиками и политологами России и Сербии цели, которые преследовали США и их союзники, напавшие на балканскую страну, а также последствия этой агрессии для Сербии и остальных стран.
— Какие задачи ставил перед собой коллективный Запад, начав бомбардировки Югославии? Зачем было разрушать государство, которое ничем не угрожало НАТО?
Сергей Степашин, председатель правительства РФ в 1999 году, участник боевых действий, генерал–полковник:
— Какие цели преследовали американцы и их союзники? Просто показать свои мускулы, в том числе и нашей стране, учитывая дружеские отношения между Югославией и Российской Федерацией. Это во-первых. А во-вторых, не стоит забывать, что при Иосипе Брозе Тито (президент страны в 1953—1980 годы. — RT) Югославия была одним из самых мощных европейских государств.
Сильное государство, которое не являлось ни членом НАТО, ни членом Евросоюза, было им как кость в горле. А югославский президент Слободан Милошевич (с 1997 по 2000 год. — RT), с точки зрения Запада, был неуправляем.
Мы часто говорим об ответственности США за агрессию против Югославии, но нельзя забывать, что первой, кто подначивал американцев и подталкивал их к нанесению ударов по Югославии, была Германия.
— Что вы можете сказать о последствиях распада Югославии для сербского народа, Балкан, России и системы международных отношений в целом?
Сергей Степашин:
— Спустя четверть века Балканы остаются преимущественно депрессивным в экономическом отношении регионом. Но больше всего пострадала, конечно, Сербия. Особенно после того, как Черногория вышла из состава Югославии, вошла в Евросоюз и присоединилась к НАТО. С потерей Черногории Сербия лишилась выхода к морю, что сильно снижает возможности её экономического развития.
Современная Сербия и лично президент Александр Вучич испытывают серьёзнейшее политическое давление Запада. Но, несмотря на это, Белград так и не ввёл санкции против нашей страны.
Глобальные последствия балканского кризиса выразились в том, что, почувствовав свою безнаказанность, американцы начали наносить военные удары по другим странам: Ираку, Ливии, Сирии.
Если говорить о сегодняшней геополитической ситуации, то, конечно, мы наблюдаем последствия тех самых 1990-х годов.
Когда я был председателем правительства России, по поручению Ельцина я лично занимался проблемой балканского кризиса. Несколько раз встречался с Клинтоном, с руководством Германии, Франции, выступал на конференции по Югославии в Сараеве.
Россия неоднократно осуждала немотивированные военные удары, тем более что это не было решением Совета Безопасности ООН. Я жалею только об одном: в то время я был постоянным членом Совбеза России, и на определённом этапе обсуждался вопрос поставок комплексов С-300 в Белград, но такое решение принято не было. Считаю, что отказ от поставок С-300 Югославии был большой ошибкой нашего руководства. Если бы они там были, думаю, натовские самолёты не рискнули бы так бомбить мирных жителей.
Полная версия публикации — на официальном сайте RT