В 1894 году Н. А. Кошелев, уроженец Арзамаса, стал одним из инициаторов создания Нижегородского художественного и исторического музея, которому подарил некоторые свои произведения, в частности, картину «Погребение Христа» и эскизы росписей храма Христа Спасителя. Картина «Погребение Христа», размером 4 на 5,4 метра, написанная автором в Италии, украсила первую экспозицию музея, открывшегося в Дмитриевской башне Нижегородского кремля летом 1896 года.
Фото автопортрета Н. А. Кошелева.
Русский музей
28 мая 2010 года в Нижегородском государственном художественном музее состоялась демонстрация хода реставрационных работ уникальной картины Николая Кошелева «Погребение Христа». На мероприятии присутствовали генеральный директор НГХМ Марина Братанова, художник-реставратор масляной живописи первой категории Марина Коротаева и директор по информационной политики ОАО «Альфа-Банк» Леонид Игнат.
Марина Коротаева рассказала присутствующим о ходе реставрационных работ, истории картины, ее авторе и причинах необходимости реставрации полотна.
Картина более 70 лет хранилась свернутой «на валу». Длительное время условия хранения не соответствовали оптимальным. Во время Великой Отечественной войны при подготовки к эвакуации вал был сломан. В результате на картине образовались дополнительные повреждения — заломы. Кроме того, из-за повреждения вала картина не была эвакуирована и осталась на время войны в городе Горьком. Весь военный период картина хранилась без соблюдения необходимого температурного режима и была подвержена действию атмосферных осадков, в результате чего сильно пострадал один из краев полотна. По счастливой случайности это оказался малоиформативный участок, где в основном изображена растительность. Из-за специфики хранения картины в свернутом состоянии лак потемнел.
В 1995 году в результате переезда большей части экспозиции художественного музея из дома купца Сироткина на Верхне-Волжской набережной в кремлевский корпус музея появилась возможность осмотреть картину и разработать план реставрации.
В 1996 году к столетию открытия музея картина была выставлена на экспозицию в кремлевском корпусе Нижегородского художественного музея. На открытии экспозиции присутствовал ныне покойный митрополит Нижегородский и Арзамасский Николай (Кутепов). Владыка Николай поблагодарил сотрудников музея за проделанную работу и внимание, оказанное картине Николая Кошелева «Погребение Христа». Также владыка Николай отметил, что сюжет картины является исключительно редким для живописи.
Активные реставрационные работы художественный музей смог начать только в 2008 году благодаря помощи ОАО «Альфа-Банк», с которым музей связывают длительные партнерские отношения. Приблизительное время, необходимое для окончания реставрационных работ, реставратор Марина Коротаева определила как полтора-два года.
Автор картины «Погребение Христа» Николай Кошелев является известнейшим художником, писавшим исторические и религиозные сюжеты. Он расписывал малые купола храма Христа Спасителя в Москве, создавал эскизы для мозаик в храм Воскресения Христова (Спас на крови) в Санкт-Петербурге, исполнил более 20 образов на тему Страстей Христовых для храма во имя святого князя Александра Невского на Александровском подворье в Старом Иерусалиме, написал множество икон, хранящихся по всему миру. Также Николай Кошелев является одним из учредителей Нижегородского городского художественного и исторического музея. Примечательно, что в мае 2010 года исполняется 170 лет со дня рождения Николая Андреевича Кошелева
Картина «Погребение Христа» написана мастером в 1880–1881 годах в Риме. В 1896 году картина подарена автором Нижегородскому городскому художественному историческому музею и является его первым экспонатом. В советское время не выставлялась по идеологическим причинам.
Сотрудники музея отметили, что реставрация картины является для них символичным событием: «Когда мы вручную переносили вал с картиной из дома купца Сироткина с Верхне-Волжской набережной в кремлевский корпус, вдруг раздался гром среди ясного неба и пошел ливень. А на небе ни облачка и светит солнце! Мы быстро укрылись с картиной в арку, где и переждали дождь. В тот момент все реставраторы восприняли это как знак свыше, как благословение на доброе дело».
Артем Фалин. Сайт Нижегородской епархии, на сайте представлен фоторепортаж и видеофайл.