Экс-премьер России - о выборах в США - с политобозревателем «КП» Гамовым.
- Сергей Вадимович, как вы считаете, можно уже подводить итоги выборов президента в США?
- Ну, решит их избирательная комиссия, хотя совершенно очевидно, что Трамп выиграл. По тем подсчетам, которые есть, которые опубликованы ведущими средствами массовой информации, отнюдь не трамповскими, я думаю, барьер в 270 голосов выборщиков, необходимых для победы, он точно преодолел.
- Еще до выборов у нас говорили, что «оба варианта хуже».
- Я такого не говорил. И я так не считаю. Некоторые дипломаты, скажем так, считающие себя социологами и политологами, говорят, что нам все равно. Это не совсем верно. Безусловно, Трамп будет вести политику для укрепления своей страны. Для него приоритет – США, это важнейшее в его политике, кстати, как и для нашего президента. Вот в чем их схожесть, наверное, сегодня.
Он из бизнесменов, крутых, крупных, кстати, побывавший не раз в России. Для него бизнес, экономические интересы страны, отечественной американской промышленности являются приоритетом. Поэтому тратить миллиарды на бандеровский режим, я думаю, он не будет. Вот это самое важное для нашей страны сегодня. Дай бог, чтобы я не ошибся, но я думаю, что так и будет.
- А в отношениях между нашими странами – США и Россией – что-то изменится? Многие считают, что нет. Что в данном случае личность президента США не имеет значения.
- Вы знаете, я тоже был в большой политике, и личные контакты, поверьте мне, подчас бывают важнее, чем огромные усилия и дипломатических, и иных ведомств. Трамп встречался с нашим президентом ранее, вы знаете, и встреча была очень хорошая. То есть они друг друга чувствуют. Поэтому я смотрю на выборы в США с определенным оптимизмом, ну, и с большим интересом. Все-таки такие конкурентные выборы в США не проводились уже очень давно. Хотя грязи налили много на самом деле. Сейчас еще обвиняют, что Россия якобы вмешалась в выборы в США. Ну, это смешно.
- Ну, как же без России? Как вы думаете, почему все-таки Байден с Харрис проиграли, скажем так?
- Ну, Байден – это в первую очередь возраст. И видно было, что он просто сдает. Ну, а Харрис… Я не хочу женщину обижать, конечно, но какой она президент? Смешно. Хотя американцы настолько неплохо живут, что они могут кого угодно избрать президентом. Бывало такое в их истории тоже.
- Про перспективы по Украине вы сказали, а с Европой что будет?
- А что такое Европа - как континент, территория или политический субъект? Политических субъектов в Европе я пока не вижу.
- А с Азией, Юго-Восточной Азией?
- Ну, будет работать, как всегда. Ты же знаешь, он даже с лидером КНДР в свое время встречался. Правда, ничего из этого не вышло по большому счету. Я полагаю, что та часть Азии, с которой работает Россия, никуда от нас не уйдет, равно как и Африка, но, безусловно, Трамп прекрасно понимает, что контакты в Юго-Восточной Азии для США тоже чрезвычайно важны, особенно в военно-политическом аспекте.
- Всю предвыборную кампанию Штаты бряцали оружием, мы в ответ говорили, что у нас тоже кое-что есть. Грозит ли нам новая гонка вооружений?
- По ядерному потенциалу и по носителям у нас с американцами где-то паритет, а где-то мы их превосходим. О чем нам тут переживать? Ядерный потенциал у нас вполне готов для того, чтобы защитить не только свою страну, но и наших союзников.
Что касается озабоченности о гонке вооружений… Да, в конце 80-х годов, перед развалом нашей страны, кроме ситуации с Афганистаном, нас ЦРУ и Рейган, действительно, втянули в так называемые СОИ, космические войны, куда мы бухнули десятки миллиардов советских рублей тогда. Но сегодня конфликт с Украиной, а, по сути дела, с НАТО, показала, что нам нужны новые, иные виды вооружений. И совсем необязательно они могут быть очень дорогостоящие, требующие гигантских вложений. Наш президент не раз подчеркивал, что ответ может быть асимметричным. Самое главное, я думаю, у нас, наших лидеров, есть понимание взвешенной политики, политики паритета.
- Там еще один вопрос любопытный. Почему-то и Клинтоны, и Обама в последние недели «отъехали» от выборной кампании.
- Ну, они ведь тоже считать умеют. Они просто увидели, что Харрис проигрывает. А кто же будет ставить на проигранную фигуру? Это смешно просто. Тем более, Клинтона я лично знал, он неглупый человек.
- Сергей Вадимович, какие могут быть шаги между Вашингтоном и Москвой после того, как будут окончательно утверждены результаты выборов и будет обозначена победа Трампа?
- Ну, это ведь движение двустороннее. Вы обратили внимание, наверное, что мы еще не назначили посла России в Соединенных Штатах Америки. Я так полагаю, что и Владимир Владимирович (Путин), и Сергей Викторович (Лавров) ждали результатов выборов. Поэтому будет интересно, что это будет за политическая фигура, готовая к дискуссии. Но основной сигнал должен идти от Соединенных Штатов Америки. Мы не разрывали с ними отношений, мы не оккупировали и не вооружали никаких оппонентов США. У нас (вы обратили внимание?) была очень корректная риторика нашего президента. Правда, Трамп тоже очень корректно относился к Владимиру Владимировичу в своих высказываниях в отличие от…
- Он такое выдумывал там. Правда, пресс-секретарь нашего президента Песков комментировал, что это было сказано в предвыборной горячке.
- Это про «Северный поток» Трамп говорил, не про нашего президента. Про Владимира Путина он плохо не говорил никогда на самом деле. А за Трампом сейчас будет и Палата представителей, и Сенат (обе палаты Конгресса) это уникальный случай. То есть он любое решение сейчас может провести, это уже не карманный президент.
- Там большинство - его сторонники?
- Да, в обеих палатах. Это значит, что и бюджет, и все остальное он может проводить совершенно спокойно. Ведь что он сказал самое главное? Сделать вновь счастливыми США, сделать страну мощной экономически, мощной в промышленности. Ну, так давайте сотрудничать, у нас есть много интересов. Ведь с американцами мы работали вместе и во времена Советского Союза. По-разному было дело, но ведь работали вместе. У меня есть такой, скажем, скромный, но оптимизм.
- Спасибо вам большое за оптимизм, Сергей Вадимович. Я знаю, что у вас очень тесные контакты с Сергеем Викторовичем Лавровым. У меня такое ощущение, что вы с ним периодически связь поддерживаете и говорите не только о футболе. Или я ошибаюсь?
(Степашин болеет за «Динамо», а Лавров – за «Спартак», но они нередко встречаются на стадионе.)
- Мы говорим обычно о работе Императорского православного палестинского общества на Ближнем Востоке. Дальше я не иду. Зачем мешать Сергею Викторовичу? Он блестящий дипломат, он и политик, и порядочный человек.
Источник: KP.RU