Каждый раз, когда паломники из Императорского Православного Палестинского Общества посещают Сирию, они заезжают в Хомс, где среди старинных зданий, стоящих на мощеных булыжником улочках и в извилистых переулках, стоит основанный в глубокой древности храм в честь святого мученика Иулиана. Этот святой мало известен на Руси, но его имя с давних пор значится в церковном месяцеслове: Православная Церковь ежегодно отмечает его память 6 февраля (ст.ст.).
Хомс, расположенный на реке Оронт, которая разделяет город на две части – восточную, представляющую собой полоску равнины, протянувшуюся до оросительного канала Хомса, и западную – с более современными постройками, находится примерно посередине между Дамаском и Алеппо. Самое раннее поселение на месте Хомса (в районе цитадели) датируется примерно XXIII веком до Рождества Христова. В 1274 году до н.э. неподалеку от города произошла знаменитая битва хеттов и египтян при Кадеше. В римское время город назывался Эмеса и был центром культа финикийского бога солнца Эль-Габала. Один из главных жрецов храма солнца в 218 году стал римским императором Марком Аврелием Гелиогабалом (218-222).
В IV–VII веках Эмеса был важным христианским городом, центром одной из митрополий Антиохийского Патриархата. Уроженцами Эмесы были Папа Римский Аникет (сер. II в.) и знаменитый церковный гимнограф преподобный Роман Сладкопевец (V-VI вв.), служивший впоследствии диаконом в Бейруте и Константинополе. В 636 году город был захвачен мусульманами, которые переименовали его в Хомс. В 855 году город был сильно поврежден в ходе восстания горожан, после подавления которого местные христиане подлежали изганию а все их церкви – закрытию. В 1110 году Хомс был занят крестоносцами, а в 1157 году сильно пострадал от землетрясения. В 1516 году город вошёл в состав Османской империи, и постепенно к XVIII веку потерял свою значимость. В ходе распада империи после Первой мировой войны с 1920 года Хомс находится в составе Сирии.
Хомс до и после войны
Сегодня Хомс – это третий по величине и роли (после Дамаска и Алеппо) город в Сирийской Арабской Республике. В городе сохранились руины цитадели и несколько старинных улиц. К 2012 году в Хомсе проживало более 900.000 человек, четверть из которых составляли христиане. В 2011 году боевики заняли несколько кварталов в центре города. Только к маю 2014 года правительственным войскам удалось вытеснить повстанцев из Хомса. За три года боев в городе пострадали жилые кварталы, храмы и мечети; большая часть населения покинула свой родной город.
Для православных христиан особое значение в Хомсе имеет храм, основанный в 432 году на месте погребения святого Иулиана Эмесского, который был врачом-бессребреником и принял мученическую кончину в начале IV столетия.
Храм св. мч. Иулиана Эмесского
Справка: святой мученик Иулиан Эмесский (память совершается 6 / 19 февраля) родился в Эмесе (ныне – Хомс, Сирия) в конце III века и пострадал в 312 году. Он был искусным врачом и не только исцелял людей от телесных недугов, но и обращал их в христианскую веру. Во время гонений при императоре Нумериане (283-284) были арестованы епископ города Сильван и другие христиане. Претерпев множество мучений, арестованные остались верными Христу, они были отправлены на растерзание диким зверям в театр, находившийся за пределами города. Узнав об этом, Иулиан, который был учеником епископа Сильвана, пошел вслед за мучениками, поклонился им и открыто провозгласил себя христианином. Он также был арестован, но не пострадал вместе с епископом, а был заключен в темницу, где провел 11 месяцев в крайне суровых условиях. В одном из дошедших до нас текстов жития сообщается, что отец Иулиана был знатного рода, приближенным правителя: именно он и приказал арестовать собственного сына, узнав о том, что тот исповедует христианство. Затем Иулиана подвергли ужасным мучениям (ему вбили в ступни, ладони и голову железные гвозди) и оставили умирать, но ему удалось добраться до пещеры, где, помолившись, он испустил дух. Его мученическая кончина последовала 6 февраля.
Икона св. мч. Иулиана Эмесского
Пещера, в которой скончался Иулиан, принадлежала гончару-христианину. По просьбе страдальца, явившегося ему во сне, гончар тайно перенес тело мученика в христианскую церковь. После прекращения гонений Иулиан стал открыто почитаться в Эмесе, и от его мощей происходили исцеления. Когда глава святого Иоанна Предтечи была привезена в город и положена в церкви, где покоились мощи Иулиана, их в свою очередь перенесли в пещеру, в которой скончался святой. Это перенесение мощей возглавил епископ Павел; впоследствии на месте пещеры была возведена базилика во имя мученика. В арабской версии жития указан год строительства базилики и перенесения мощей – 432-й.
Российский и советский византинист, академик Академии наук СССР Ф.И. Успенский, возглавлявший в 1921-1928 гг. Российское Палестинское Общество и написавший трёхтомную «Историю Византийской империи», над которой он работал более 25-и лет, в 1901 г. посетил в Хомсе церковь во имя святого Иулиана, в которой находились древний саркофаг с мощами мученика и икона с изображением святого, написанная в XVI в. (Успенский Ф. И. Археологические памятники Сирии // ИРАИК. 1902. Т. 7. Вып. 2/3. С. 140-141).
Во время военных операций, проводившихся вооружёнными силами Сирии с мая 2011 по май 2014 года с целью разгрома вооружённых формирований оппозиции в городе Хомс, храм святого мученика Иулиана («Мар Элиан») был осквернен боевиками, внутреннее убранство сожжено; пострадали иконы и настенные росписи. Благодарение Богу, что мраморный саркофаг, в котором (или под которым) почивают мощи Эмесского мученика, оказался цел.
Мраморное надгробие на месте погребения св. мч. Иулиана
В период оккупации Хомса все кресты и памятники на приходском кладбище были разбиты вандалами-боевиками. Не стало исключением и могила отмеченного многими орденами и медалями Российской империи полковника Арсения Петровича Лосьева (1873-1925), который обрел место своего упокоения на чужбине: могильный крест разбит на несколько частей, в меньшей степени пострадало надгробие. Недавно на его могиле был установлен новый крест.
Могила полковника Лосьева на приходском кладбище
Храм святого мученика Иулиана – это действующий храм в юрисдикции Антиохийской Православной Церкви: сегодня в нем регулярно совершаются богослужения и церковные таинства. Беломраморная гробница святого Иулиана находится в алтаре (за иконостасом): тем не менее, доступ к ней открыт всем желающим, в том числе и женщинам. В 1969–1970 годах в апсидной части были открыты фрески, датируемые предположительно XII–XIII веками, а возможно, они относятся и к более раннему периоду. Росписи, изображающие Христа Спасителя, Богородицу, святых, пророков и сцены из жития святого мученика Иулиана, поражают богатством красок и тонко выписанными мелкими деталями.
Древние фрески над саркофагом св. мч. Иулиана
Большая часть храма была расписана уже в 1970-е годы: среди угодников Божиих, изображенных изографами, есть и русские святые – преподобные Сергий Радонежский и Серафим Саровский. В ноябре 2024 года руководитель Паломнической секции ИППО игумен Серафим (Кравченко) передал в дар храму Мар-Илиан икону преподобного Серафима Саровского с частицей его мощей.
Русские святые в хомском храме
В наши дни, когда Хомс медленно, но поступательно возрождается из руин, а жизнь горожан возвращается в мирное довоенное русло, люди нуждаются не только в материальной поддержке, но и в помощи свыше. Господь укрепляет своих верных через посылаемые им видимые знаки действия Промысла Божия и явные чудеса.
Настоятель храма св. мч. Иулиана абуна (отец) Антониос
Как уже отмечалось, внутреннее убранство храма святого мученика Иулиана во время вооруженного мятежа было сожжено: от копоти и пламени пострадали и настенные росписи. По словам настоятеля храма, отца Антония, когда он и прихожане получили доступ в церковь, их взору предстали черные от пожарища стены. Лики святых были едва видны и узнаваемы сквозь толстый слой сажи. Конечно же, в тот момент не было ни сил, ни средств, чтобы начать реставрационные работы в храме: необходимо было навести элементарный порядок, чтобы можно было возобновить совершение богослужений, нужно было помочь членам приходской общины в преодолении тяжелых для Хомса последствий войны.
Такими были все настенные росписи после действий боевиков в храме
Шли недели и месяцы… С каждым разом, когда верующие и священнослужители приходили в церковь на службу, они стали замечать, что росписи на стенах храма постепенно становятся ярче и отчетливее. Смотритель храма ежедневно протирал церковные скамейки и другую утварь, и ежедневно на них наблюдался слой черной копоти. Изображенные на стенах преподобные и мученики, святители и подвижники, словно сами, взявшись за наведение благообразия в церкви, отряхивали со своих одежд и очищали свои лица и руки от черной копоти. Невероятное, но очевидное: чудесным образом фрески самоочищались без рукотворного участия, промывки и применения каких-либо моющих средств. Процесс самоочищения росписей продолжается до сих пор: конечно, еще видны следы устроенного террористами пожара, но в целом внутренний вид храма постепенно приобретает надлежащий благообразный вид.
Такими фрески становятся в результате процесса самоочищения от копоти
Хотелось бы рассказать и еще об одном удивительном чуде, которое произошло в 2023 году с одним паломником из уральского города Екатеринбург: в составе паломнической группы Императорского Православного Паломнического Общества Дмитрий Белых посетил храм святого мученика Иулиана. Далее – рассказ от первого лица: «После автомобильной аварии в 2005 году я провел 21 день в искусственной коме: переломы обеих ног, сотрясение мозга, проблемы с позвоночником, воспаление костной ткани… Врачи поставили диагноз: остеомиелит. Лечение продолжалось более года. Болезнь ушла, но, оказалось, только на время. Через 17 лет она вернулась как раз за 5 дней до паломнической поездки в Сирию. Снова высокая температура, сильная боль в левой ноге и суставах, отечность, без таблеток и льда невозможно было заснуть.
В ходе совершавшегося с 19 по 26 ноября 2023 года паломничества к святыням Сирии 24 ноября в составе паломнической группы Императорского Православного Палестинского Общества я посетил монастырский храм святого мученика Иулиана Эмесского в Хомсе. После молебна у гробницы с мощами святого мученика Иулиана и рассказа отца Антония об их целительных свойствах я обратился к батюшке с просьбой помазать мою больную ногу освященным елеем из лампады. Священник исполнил мою просьбу: прочитав краткую молитву на арабском языке, он трижды помазал маслом мою ногу.
Священник Антоний (абуна Антониос) и Дмитрий Белых
Вечером того же дня мы вернулись в Дамаск и поселились в гостинице. На следующий день мое физическое состояние заметно улучшилось: я мог свободно ходить, боль ушла, температура понизилась до нормы, воспаление прошло. Через несколько дней моя больная нога меня уже нисколько не беспокоила.
По возвращении домой (в город Екатеринбург) и прошествии нескольких дней я не переставал убеждать себя в том, что моя больная нога была исцелена по молитвам святого мученика Иулиана Эмесского: через прикосновение к гробнице с его святыми мощами и помазание освященным елеем Господь даровал мне исцеление, о чем свидетельствую и с радостью делюсь этим с другими людьми».
С тех пор прошло чуть больше года: получивший исцеление паломник подтвердил мне в недавнем телефонном разговоре, что, слава Богу, нога его не беспокоит и воспалительный процесс сошёл на «нет». Оказывается, чудеса происходят и в наши дни. А Господь лишний раз дает нам убедиться в истинности Его слов, сказанных апостолу Павлу: «Сила моя совершается в немощи» (2 Кор. 12, 9). Там и тогда, где и когда обнаруживается человеческая немощь; когда физические и духовные силы уже на исходе, тогда на помощь приходит Господь.
Интерьер храма св. мч. Илиана
В наши дни жизнь в хомском приходе святого мученика Иулиана потихоньку приобретает привычные формы: совершаются богослужения, организуется учебный процесс для детей, проводятся приходские праздники… Конечно, в храме необходимо осуществить ремонт, чтобы интерьер древней и значимой для Хомса церкви радовал глаз прихожан и паломников. Но отец Антоний не в последнюю очередь думает и о членах своей общины: он планирует организовать иконописную и ремесленную мастерские, чтобы люди могли своим трудом зарабатывать себе на жизнь (в полуразрушенном городе проблемы с работой и уровнем оплаты труда очевидны).
По предварительным подсчетам, необходимо 7500 долларов, чтобы привести храм в надлежащий порядок и организовать рабочие места для готовых к этому прихожан. Поэтому желающие оказать помощь приходу святого мученика Иулиана Эмесского могут это сделать через Императорское Православное Палестинское Общество, которое как на рубеже XIX-XX веков, так и в наше время совершает добрые дела в дружественных нам странах Библейского региона.
Руководитель Паломнической секции ИППО игумен Серафим (Кравченко)