ИМПЕРАТОРСКОЕ ПРАВОСЛАВНОЕ ПАЛЕСТИНСКОЕ ОБЩЕСТВО

Игуменья Сергия (Вотрина): «Монашество приближает человека к Богу»

Действительный член ИППО игуменья Сергия (Вотрина) дала интервью еженедельнику «Аргументы и факты».

26 октября открыт возобновлённый Спасский женский монастырь в центре города. В этот же день монахиня Сергия (Вотрина) была возведена в сан игуменьи.

Что это за «коллектив» такой – сёстры во Христе, и легко ли им управлять? В чём смысл монашества? Где молиться легче: среди полей-лесов или в центре города среди децибелов ночных дискотек? Об этом беседуем с игуменьей Спасского женского монастыря Сергией.

По Божьему промыслу

А. Юхтанов: Матушка, не секрет, что большинство нашего населения в советский период было далеко от веры и Церкви. Рискну предположить, что и Ваш путь не был так прост. Можете о нём рассказать?

м. Сергия: Да, вы правы. Хотя любовь к церковным службам привила мне бабушка, которая из храма практически не выходила. Она, конечно, не заставляла нас делать то же самое, хотя и рассказывала про службы, как они благодатны. Так что я за ней тянулась.

– Но ведь Вы, наверное, прошли и через пионерию, и через комсомол…

– Разумеется. Потом вышла замуж и переехала в Ульяновскую область, к родителям мужа. Они мечтали о внуках. Мы прожили шесть лет, детей не было. Медицина сказала, что дело во мне, сделать ничего невозможно. Отец моего мужа был председателем колхоза, мать директором школы. Когда я стала посещать храм в соседнем селе, они даже ворчали, что я их «позорю». А я выходила со службы окрылённая. Как-то вечером я возвращалась домой из детского сада, где работала медсестрой. Иду домой, дождик такой моросит, мелкий-мелкий. И при этом солнышко. И вдруг вижу радугу, такую «двухъярусную» радугу. И под ней ясно вижу храм. А у нас в деревне храма нет, откуда он взялся? Смотрю на него, любуюсь, а сама иду. Дорога идёт через овраг. Спускаюсь в овраг, поднимаюсь – храма нет. Вот такое мне было видение. Уже потом, когда приехала в Комаровку вместе с игуменьей матушкой Магдалиной, увидела этот храм наяву. Один в один.

– Это и послужило толчком к Вашему монашеству?

– Да. Я узнала, что в Церкви на любое дело берутся благословения, сходила на приём к архиепископу Проклу, встретила там же матушку Магдалину (игуменья Михайло-Архангельского монастыря в Комаровке – Ред.), познакомилась с ней. Владыка благословил сходу, без расспросов. И тут же села с матушкой в машину и поехала в Комаровку. Тогда в обители было всего лишь шесть человек, я приехала седьмая. Всё тогда в 1996 году только начиналось.

– Вы душой сразу приняли монастырскую жизнь?

– Вы знаете, абсолютно. Вот почему-то такое чувство было, что это мой дом родной. Будто я там жила всю жизнь свою, не было никакой оторванности, чувства, что я что-то потеряла… Понимаете? Абсолютное спокойствие. Есть всё-таки такой промысел Божий. Я это вижу так.

Монахиня Сергия и митрополит Симбирский Прокл в Михайло-Архангельском монастыре. Автор фото: Нафанаил 

И с тех пор двадцать лет прошло! Я была келейницей у матушки, мы всегда были вместе. А здесь, в одном из домов бывшего Спасского монастыря, располагалось городское подворье нашего Михайло-Архангельского монастыря. После кончины митрополита Прокла на его место пришёл владыка Феофан.

Монахиня Сергия в Комаровской обители. Фото: https://vk.com/

Он решил обязательно возродить Спасскую обитель. Городское подворье было изъято у Комаровского монастыря, другое монастырское здание, занимаемое полицейским «шестым отделом», было освобождено в две недели – это поразительно! Сюда же, в новую общину, переведено из Комаровки и несколько сестёр, включая меня. И вот мы приступили к возрождению обители.

Вид будущих построек возрождённого монастыря. Проект. Фото: https://vk.com/

– Можете описать обычный день «среднестатистической» монахини?

– Конечно! Утром у нас около 5:00 – подъём. В 5:30 собираемся в храме, там начинаются службы – «полунощница» проходит, потом «утреня», потом «часы» и Литургия. Заканчивается где-то около десяти. И спускаемся на трапезу. Во время еды обязательно чтение идёт. Например, святых отцов, что-нибудь о монастырской жизни. После трапезы каждая идёт в свою келью, минут 20-30 отдыхает, а потом расходятся все на послушания: либо в храм убираться, или Псалтирь читать, либо на кухню или в просфорню. Послушания длятся у сестёр до половины третьего дня. С полчетвёртого до четырёх немного отдыха, затем с 4 до 5 вечера – трапеза. С пяти вечера начинается вечернее богослужение, где-то полседьмого оно заканчивается, проходит чаепитие, после чего возвращаемся в храм, вычитываем «Малое повечерие», совершаем крестный ход вокруг монастыря с прочтением «Правил Богородичных». После этого возвращаемся в храм, вычитываем вечерние молитвы и «Апостол» с Евангелием. Потом расходимся каждая по своей келье.

Монашество – это свобода

– Бытует мнение: монашество – это итог каких-то жизненных неудач.


– У каждого свой путь. Знаете, каждый человек хоть раз в жизни задаёт себе вопрос: для чего я живу? Во-первых, это познать себя. Кто ты есть? Монашество – это приближение человека к тому, от чего мы отпали. Это непосредственное служение Богу. Служить Ему можно и в миру. Но легче это делать, когда ты одинокий, когда ничем не связан – семейными узами, какими-то иными обязательствами. Большой плюс монашества, что ты один на один с Богом. Эта свобода даёт именно ту возможность… Во-первых, и себя познать. И именно приближение к тому, от чего в своё время отпали. Но с другой стороны, уйдя в монастырь, человек на такую войну, на такую тропу борьбы встаёт… Внешне это… Ну что такое? Ну ходят в храм и молятся. На самом деле, духовный мир, он гораздо глубже. Это воины… Знаете, как есть армия, а это своего рода армия духовного мира. Потому что это борьба с невидимым миром.

Фото: https://vk.com/

– Для нас, светских, советских людей, есть такое понятие – коллектив. Монастырь – это коллектив?

– Да! Это больше, чем коллектив. Это семья. И, конечно, как и в семье, там всё бывает. Цель у неё такая, чтобы такая была сплочённость и дружба, и понимание. Чтобы любое решение непоколебимо всеми было принято как своё. Большая дружная семья.

– Матушка Магдалина и в светской жизни была руководителем. Ей, наверное, проще было начинать в этом смысле, чем Вам сейчас здесь.

– И у неё были трудности, и у меня. У каждой – своего рода. Какие трудности? Дело в том, что, да, она была руководителем. И, конечно, ей знакомо всё это было. Но в монастыре это совершенно всё иначе. В светском коллективе люди, знаете, за зарплату выполняют своё «послушание». В монастыре не так. Если сестре что-то не понравилось и она говорит: «А я не буду это делать!», надо найти такую золотую середину, когда тебе сестра так не ответит.

Фото: АиФ/ Алексей Юхтанов

Всё только начинается

– Комаровка – это лес, поле, пруды, чистый воздух и тишина. А ведь Вы открываете обитель совершенно в другом месте. Со всех сторон Вас обступают увеселительные заведения – ДК «Губернаторский», «Версаль». Грохот ночных дискотек. Никакого хозяйства, даже садика внутреннего...

– Монашество само по себе даёт какой-то внутренний покой. Куда тебя ни переселят, окружающее тебя абсолютно не трогает. Я не могу это передать словами.

– А есть ли у монастыря особая миссия именно в таком месте? Центральном, оживлённом, развлекательном?

– Так, по документам обитель уже была при основании города. Можно полагать, что сам город изначально начал своё существование вокруг неё. И вырос благодаря тому, что было духовное начало, понимаете? А наша миссия для мира, наверное, действительно заключается в том, чтобы показать людям, что есть такой образ жития и такое служение.

Досье «АиФ»

Игуменья Сергия (до пострига – Елена Вотрина). Родилась 23 октября 1970 года в Молдавии. Училась в Тираспольском медучилище. В 1996 году стала послушницей, затем монахиней Михайло-Архангельского женского монастыря. Сегодня возглавляет воссозданный Спасский женский монастырь.

Справка «АиФ»

Первое упоминание о Спасском женском монастыре относится к 1663 году, косвенные данные указывают на его существование в 1647 году – за год до основания города. Располагался монастырь в квартале между Пожарным переулком и улицами Спасской, Чебоксарской (Бебеля) и Дворцовой. В комплекс входили храмы – Спаса Нерукотворного, св. Алексия Московского (разобранный после пожара 1864 года) и Иверской Божией Матери, построенный в 1870-х годах. В 1920 году монастырь был официально закрыт постановлением Губисполкома. На его территории был организован концентрационный лагерь. После гражданской войны лагерь закрыли, и часть монахинь смогла вернуться в монастырь, но большая часть помещений была отдана рабочим патронного завода. Храмы действовали ещё несколько лет, в частности, церковь во имя Иверской иконы Божией Матери. В 1932 году она, как и остальные храмы, была передана на «строительный материал для разборки». В настоящее время на части монастырской территории, где располагаются два оставшихся исторических здания, решением Святейшего Синода восстанавливается разрушенная обитель. Открыт сестринский корпус с расположенным в нём храмом Иверской иконы Божией Матери и трапезной, начато строительство надвратного храма с колокольней в честь новомучеников Симбирской земли, в планах также – восстановление отдельно стоящего храма Иверской иконы Божией Матери.

Закладка камня надвратного храма 4 ноября в праздник Казанской иконы Божией Матери. Справа от митрополита: Анастасия, ктитор монастыря Игорь Любченков, губернатор Сергей Морозов. Фото: Симбирская митрополия

Святыни монастырского храма

Самая старинная икона монастырского храма – Нерукотворный образ Христа Спасителя. Эта икона находилась на воротах симбирской крепости во время нашествия войск Степана Разина (XVII в.).

Иверская Икона Божией Матери, написанная на святой горе Афон специально для храма возрождаемого Спасского монастыря.

Икона преподобномученицы Екатерины Симбирской – монахини, жившей в Спасском женском монастыре на рубеже XIX–XX вв. и расстрелянной за веру Христову в 1938 г.

Икона преподобного Сергия Радонежского с частицей его святых мощей – дар Свято-Троицкой Сергиевой Лавры.

Икона святителя Луки Крымского с частицей его гробницы – передана в дар обители митрополитом Анастасием (Меткиным).

Ковчег с мощами дивеевских святых XVIII–XX вв.: преподобных Александры, Марфы и Елены, блаженных Пелагии, Параскевы и Марии, а также преподобноисповедницы Матроны.

Часть башмачка из облачения мощей святителя Спиридона Тримифунтского

Спасский женский монастырь в Симбирске. Фото со старинной открытки

В Ульяновске вновь открыт Спасский женский монастырь

«Аргументы и Факты» № 46, 2017 г.