Отношение арабов к русским и России было самое благожелательное, о чем свидетельствуют многие русские путешественники.
Русский врач и путешественник А. В. Елисеев, не раз бывший на Ближнем Востоке, писал:
Для православного населения Сирии и Палестины были созданы одно- и двухклассные начальные школы, а для малолетних детей при каждой школе учреждалось особое малолетнее отделение. Допускалось и совместное обучение, но при этом мальчики и девочки сидели отдельно. Если количество учеников в классе превышало сорок, создавалось параллельное отделение. Оценка знаний проводилась по 5-ти балльной системе, единица означала «слабо». Лучшие из окончивших получали преимущественное право на прием в учительскую семинарию, работа которой определялась всесторонне продуманной инструкцией и детально разработанными программами по всем предметам. К учителям Палестинского Общества предъявлялись достаточно высокие требования:
В изданиях Палестинского Общества опубликованы поименные списки всех служащих — от учителей до сторожа.
По данным 1895 года, в Палестине было 17 учебных заведений с 1 010 учащимися, в Сирии — 6 с 2 302 учащимися.
Когда девочки-ученицы прибывали в школу, с них снимали мерку, чтобы сшить белье, платье и башмаки. Платья обычно шились привычные, арабские, башмаки были тоже арабские, красной кожи.
Вставали ученики в шесть часов утра, спать ложились в половине десятого вечера. После молитвы, завтрака и утреннего приготовления уроков в 8 часов утра начинались школьные уроки. Их было шесть, каждый продолжительностью в 1 час, с десятиминутными рекреациями между ними и перерывом на обед и большую перемену с 12..30 до 2.30 пополудни. По средам учеников водили на загородные прогулки продолжительностью с 1 часа дня до 6.30 вечера. Детально разработанный баланс времени опубликован в Отчетах Общества.
На время пребывания в пансионе каждому пансионеру полагался полный комплект постельного белья, верхнего и нижнего платья, белья, обуви, гребенок, щеток и т. п. (всего 116 единиц).
Выращенные учащимися овощи частично продавались на базаре, частично шли на стол или припасались на год.
В школах преподавался русский, арабский и турецкий языки, включая чистописание, Закон Божий, история, география, арифметика, геометрия, садоводство и огородничество, рукоделия, ремесла, гимнастика, рисование, черчение.
В мастерских Назаретского мужского пансиона ученики сами изготовляли столы, стулья, полки, шкафы, рамки, табуретки и т. п., сами делали ремонт. Среди ученических изделий были такие, как квашня для пансиона, приспособление для вешания колокола и даже кубики для детских садов.
На Рождественских и Пасхальных каникулах устраивали домашний театр на русском и арабском языках.
По случаю Рождества в Дамасской женской школе детям приготовили подарки: 200 мешочков с конфетами и орехами. Дети спели «Султанию» (турецкий гимн) и «Боже, царя храни», а затем играли и пели арабские песни.
В Бейт-Джальском женском пансионе детей научили играть в «Гуси-лебеди», горелки, «Плетень», «Жгут».
Материалы заседаний Педагогических Советов проводились регулярно и также издавались. Постановления заседаний Пед. Совета Назаретского пансиона дают картину «выдающихся проступков», в которой мы находим лишь детские шалости и ни одного случая хулиганства.
Проявлениями дурных наклонностей считались неприличие, невежливость, грубость в обращении, упрямство, неряшливость в одежде и нарушение дисциплины. Взыскания заключались чаще всего в беседе с виновниками, затем — «постановка в коридор или столовой, запись в дневник и, наконец, в штрафной журнал. За ней — осуждение поступка на пед. Совете, публичный выговор от совета или снижение балла».
В Назаретском мужском пансионе к нарушениям дисциплины относили непослушание и дерзость в отношении к учителям и старшим, брань неприличными словами, поползновение к проявлению дурных наклонностей, возня, шалости, разговор и смех во время занятий в классе, ссора, драка, вражда, смех и разговоры на молитве и в церкви. Наказывали, поставив в угол или в столовой или отделяли от остальных товарищей.
Воспитанников Назаретского мужского пансиона возили на экскурсии для ознакомления с жизнью, бытом, нравами и обычаями жителей, с людьми разного возраста и вероисповедания, для приобретения исторических сведений о разных местах.
Во время экскурсий ученики воочию видели нищету и грязь. В одной из деревень жили православные и католики — поровну. Оказалось, что католики — перешедшие в католичество бедняки-православные. Скот пал, хлеб не уродился, долг нечем выплатить — «ни православные состоятельные обыватели не помогут, ни тем более православное состоятельное духовенство, где оно есть, разумеется, не поможет. Единственная надежда на католического патера какого-нибудь». Он — и адвокат, и заступник перед судом, ходатай перед властями, избавитель от тюрьмы.
В округе Триполи, в селении Кефтун священник Григорий жил в открытой им семинарии. Его школа была единственной в Сирии по обширности программы, но ему было трудно соперничать с богатыми протестантами и католиками: «Против меня и православия выступают ученые мужи, изучившие наш край, наш язык, наш обычаи, имеющие за собой большую поддержку властей и обществ их стран и громадное богатство». У о.Григория было только три рясы: одна на нем, другая — очень старая, третья — для визитов к властям и хождения по делам. Шелковой рясы он не имел. Из 110 человек учащихся только трое могли платить установленную норму — 12 золотых в год, многие платили по 3–5 золотых, а 14 жили на всем готовом, ничего не платя. В школе не было физических приборов, географических карт. О. Григорий мечтал иметь директора с высшим образованием, русского учителя музыки, типографию. Церковь при семинарии была бедна, но безукоризненно опрятна.
Ученые арабисты того времени не оставляли своим вниманием деятельность Палестинского Общества. В 1910 году находившийся в командировке от Петербургского университета в Сирии и Египте 27-летний И. Ю. Крачковский, будущий академик, интересовался состоянием школьного дела. В 1896–98 годах в Сирии жил, изучая арабский язык и литературу, блестящий востоковед А. Е. Крымский (1871–1942 гг.) Он считал серьезным недостатком школьного дела в Палестине стремление сохранить у детей только чувство принадлежности к православию в ущерб арабской культуре.
Много лет спустя видное место в советской арабистике заняла выпускница Бейт-Джальской школы К. В. Оде-Васильева, чьи потомки живут в нашей стране и поныне. В опубликованных в 1965 году ее мемуарах читаем слова глубокой благодарности: «Я всю жизнь благодарна русскому народу, на чьи трудовые копейки я училась в те далекие годы».
Отделы Императорского Православного Палестинского Общества руководствовались специально разработанными правилами. Кроме периодических заседаний, отделы должны были проводить платные и бесплатные беседы и чтения по истории Св. Земли, сопровождаемые «приличным случаю пением» и «показом туманных картин». Непременным требованием к деятельности отделов была духовная чистота:
«Устройство увеселительных собраний с целью увеличения денежных средств ни в коем случае не должно быть допускаемо». Дешевые, доступные простому люду издания — брошюры и листки — должны были распространяться как за небольшую плату, так и даром среди прихожан и учащихся. Отделы распространяли сведения о проезде в Иерусалим и на Афон, принимали денежные и вещные пожертвования для отправлений во все места Св. Земли, на Синай и в три Афонских монастыря: Пантелеймоновский, Андреевский и Ильинский.
Кружечный сбор обеспечивал непрерывную поддержку деятельности Палестинского Общества. За неделю до дня сбора к парадным входным дверям церкви прикреплялось воззвание Общества о сборе. В устной проповеди паству знакомили со значением и целью сбора. Во время всех богослужений недели Входа Господня в Иерусалим (на литургии после четвертого Евангелия, а на всенощной и утрени — после чтения Шестопсалмия) один из священников или церковный староста или один из почетных прихожан обходил молящихся с блюдом. По окончании богослужения составлялся акт о собранных деньгах, которые не позже месяца со дня сбора представлялись в местные духовные консистории.
Как видно из первых Отчетов Палестинского Общества, чтения проводились в школах, духовных семинариях, епархиальных училищах, народных читальнях, волостных правлениях, заводах, церковных сторожках, казармах, тюрьмах, городских думах, земских управах, домах трудолюбия, богадельнях, архиерейских домах, часовнях, гимназиях, народных домах, на станциях железных дорог, почтовых конторах, офицерских собраниях, в юнкерских училищах, железнодорожных мастерских, на руднике, фельдшерских курсах, съезде земских начальников, в канцелярии консистории, ночлежном доме, гимнастическом зале и в здании купеческой биржи.
Одно чтение в 1898–99 отчетном году новгородского отдела было устроено в тюремном замке. Лекции читали: архимандриты, монахиня, воинский и земский начальники, судебный пристав, землемер, мировой судья, ветеринарный фельдшер, офицеры, частный поверенный, врачи, судебные следователи, служащие в конторах, студенты университета, воспитанники семинарии, иногда мужья и жены вместе, жены священников, княжна, жена генерала, изредка … крестьяне.
В большинстве случаев руководство чтениями вверяли оо. благочинным (в т. ч. Новгородский отдел).
28 сентября 1897 года, в воскресенье был открыт Новгородский отдел Палестинского общества. «Начало открытию было положено молебным пением Спасителю, совершенным после Божественной литургии в кафедральном Софийском соборе Высокопреосвященным Архиепископом Феогностом в сослужении Преосвященного Арсения, Епископа Кирилловского, и градского духовенства. Вслед за сим, по приглашению Владыки Феогноста, к 12 часам дня собрались в его покои духовные и светские лица для присутствования на торжественном собрании членов общества по случаю открытия местного отдела. В числе присутствовавших были: Преосвященный Арсений, начальник губернии граф О. Л. Медем, начальник дивизии генерал-лейтенант В. А. Бернгард, городовой голова Г. С. Сметанин, ректор семинарии о. Архимандрит Дмитрий, представители различных ведомств, городское духовенство и многие из купечества.» Председательствовал владыка Феогност.
Заседание открылось пением молитвы «Днесь благодать Св. Духа нас собра», затем хор архиерейских певчих исполнил концерт Бортнянского «Приидите, возрадуемся Господеви, воскликнем Богу Спасителю нашему…» Высокопреосвященный Феогност в «пространной речи, богатой содержанием и полной захватывающего интереса по сообщенным в ней сведениям», описал тяжелое положение православных обитателей Св.Земли «под гнетом иноверных и под сильным нравственным давлением пропаганды инославных учений.» «На основании статистических данных слушатели ясно могли представить себе, какой опасности подвергаются издревле православные члены этой церкви, бедные и малопросвещенные, со стороны грозных врагов Православия — латинян и протестантов, явившихся в Св.Землю во всеоружии духовных и материальных средств и с явным намерением искоренить Православие среди ее обитателей.» На первые три года были выбраны должностные лица отдела: председателем был избран Высокопреосвященнейший Феогност, Архиепископ Новгородский и Старорусский, товарищем Председателя — Преосвященнейший Арсений, Епископ Кирилловский, казначеем — купец Д. В. Пирожников, бывший до этого уполномоченным Общества, и кандидатом к нему — купец Р. Н. Красновский. Делопроизводителем был назначен преподаватель духовной семинарии Н. Г. Кудрявцев. В заключение пропели «Достойно есть», и владыка Феогност преподал всем архипастырское благословение.
Первое заседание Отдела состоялось 31 октября. Еще до открытия отдела в местных епархиальных ведомостях была опубликована статья преподавателя семинарии С. Успенского «Св. Земля и ревнители в ней Русского Святого дела», составленная по поручению Его Высокопреосвященства. Делопроизводитель составил воззвание к духовенству и православному населению епархии с приглашением всех сочувствующих «прийти на помощь бедствующим православным христианам Св. Земли по примеру и завету Св. Апостолов.» Это воззвание было напечатано в местных епархиальных ведомостях, а также отдельными листками для рассылки по церквям, уездным городам и большим селениям епархии.
На том же заседании решено было открыть в кафедральном Софийском соборе по двунадесятым праздникам внебогослужебные беседы после вечери, при участии духовенства и преподавателей местных духовных учебных заведений; в Великом Посту устроить публичные чтения о Св. Земле в помещении дворянского собрания; в книжный склад братства Св. Софии выписать издания Общества для продажи и для чтения в находящейся при складе библиотеке; обратиться к о.о. настоятелям уездных соборов и монастырей, к г.г. городским головам, земским начальникам и уездным исправникам с просьбой всемерно содействовать деятельности Общества.
21 ноября в Софийском соборе открылись вечерние чтения: о. архимандрит Дмитрий прочитал подробный доклад о Св. Земле, о положении там православных и о деятельности Палестинского общества. 26 декабря о. иеромонах Евдоким прочитал лекцию о Вифлееме и его окрестностях. 7 января преподаватель семинарии о. иеромонах Митрофан прочитал лекцию о Св. местах в области реки Иордан и священных событиях в этой местности. 2 февраля, в праздник Сретения Господня о. иеромонах Николай, преподаватель семинарии, сообщил о храме Воскресения в Иерусалиме. Материалом для чтения служили специально выписанные издания Общества. В 25 сельских приходов священникам церквей и о.о. настоятелям соборов в уездных городах, всем земским начальникам, уездным исправникам и городским головам были посланы воззвания отдела с приложением правил принятия в члены общества и бланков для членских заявлений.
В 1898–99 г. в книжном складе братства Св. Софии продавались… «почти исключительно Чтения о Св. Земле, Палестинский патерик, Древние Палестинские обители и вообще книжки недорогие, доступные по цене сельскому духовенству. Духовенство Новгорода пользовалось изданиями общества из бесплатной братской библиотеки». Местные епархиальные ведомости своевременные объявляли о вновь вышедших изданиях общества.
В декабре происходил съезд духовенства I-го округа Крестецкого уезда, на котором было решено открыть чтения о Св. Земле на станциях Николаевской железной дороги: Окуловке, Угловке, Торбине и Веребье. В Крестцах чтения проводились в городском училище и сопровождались показом «туманных картин». Издания Общества выписывались во многие церковно-приходские библиотеки, в благочиннические же библиотеки предполагалось приобретать научные исследования по отделу Палестиноведения.
В Чудове различные книги о Св. Земле выдавались желающим на дом. В селе Налючах, Старорусского уезда, предполагалось приобрести издания общества в читальню, открытую при чайной общества трезвости.
За отчетный 1897–98 г. в Старой Руссе было проведено 10 чтений, из них 4 в соборе, 2 — в зале городской думы и 4 — в школе имени Ф. М. Достоевского. Темы чтений в соборе: путь до Иерусалима, исторические судьбы св. града Иерусалима, храм Воскресенья, инославные в Святой Земле. В зале городской думы смотритель училища В. А. Смирнов провел два чтения: о Святой Земле и Палестинском обществе и о Честном Животворящем Кресте Господнем. Чтение протоиерея Иоанна Смелкова о Вифлееме сопровождалось пением соборного хора и привлекло так много народа, что не поместившиеся в зале слушатели заняли смежную комнату и коридор. В школе имени Достоевского учителя духовного училища по изданиям общества сообщили о горах, климате, почве Палестины и о пути в Св. Землю. Каждое чтение собирало много слушателей и сопровождалось пением хора певчих этой школы. По воскресным и праздничным дням в духовном училище для воспитанников обычно читались лекции, и теперь было предположено в программу этих чтений ввести чтения о Св. Земле.
За отчетный 1899–900 г. протоиереем о.А. Устинским было проведено 4 чтения о Св. Земле. По донесению священника о.А. Тогатова в с.Свинорде, Старорусского уезда за отчетный 1899–900 г. было проведено 10 чтений о Св. Земле. Они проводились по воскресным и праздничным дням, собирая от 200 до 250 человек и более, особенно в Великий пост. Каждое чтение начиналось и оканчивалось пением молитв учениками местной школы под руководством учительницы.
В Старорусском уезде в 1900–01 г. дела обстояли так. В самом городе смотритель училищ В. А. Смирнов провел 8 занятий в двух пунктах; священник А. Тогатов в с.Свинорд — 15 чтений в двух пунктах; священник А. Полетаев в с.Выставском — 6 чтений; священник Н. Вишневский в с.Налючском — 6 чтений; священник В. Третинский в с.Боровском — 5 чтений; священник В. Попов в с.Верясском — 9 чтений; священник Н. Невзоров в с.Шотовском — 7 чтений; священник А. Муравьев в с.Пересицком — 4 чтения; священник К. Знаменский в с.Новолокском — 5 чтений.
Смотритель училища В. А. Смирнов в Старой Руссе применил наглядный способ духовного ознакомления народа со Св.Землей: в витринах у церквей, в казначействе, съезде земских начальников и в полицейском управлении были выставлены Троицкие листки с изображением Вифании, храма Воскресения, Голгофы, Живоносного гроба Господня, Елеона, Иордана и Назарета, привлекавшие внимание проходящих.
К 1 марта 1898 года 23 человека выразили желание стать членами-сотрудниками Общества, представили членские взносы, так что Новгородский отдел насчитывал 75 членов.
К 1 марта 1900 года в Новгородском отделе числилось уже 80 членов, из них 1 почетный член, 12 действительных членов, в том числе 8 пожизненных и 67 членов-сотрудников, из них 15 пожизненных.
Члену общества П. Т. Денисову был выдан сборный лист для приема добровольных пожертвований. Казначей Отдела Д. В. Пирожников принял в свое заведывание 17 сборных кружек. Для размещения в Новгороде и уездных городах отдел выписал еще 10 кружек.
На заседании Отдела 12 апреля 1898 года, по предложению Его Высокопреосвященства, была образована особая комиссия «для более правильной постановки и организации этого в высшей степени важного дела». В состав комиссии вошли: ректор Новгородской духовной семинарии, директоры народных училищ, классической гимназии, реального училища и смотритель духовного училища.
Новгородский отдел обратился в Новгородскую духовную консисторию с просьбой пригласить духовенство епархии, при посредстве о.о. благочинных к участию в деле распространения сведений о Св. Земле и предложить приходским священникам выписывать издания Общества, рекомендовать их прихожанам, ввести беседы о Св. Земле в ряд обычных внебогослужебных бесед, вести народные чтения о Св. Земле там, «где по населенности прихода и удобству помещений окажется возможным», а также «вести запись собеседований и народных чтений с указанием времени, места и предмета чтений, числа слушателей и замечаний о впечатлении, какое производят на них предполагаемые чтения» и на основании этих записей ежегодно к 1 марта представлять в отдел обстоятельные сведения. В 10 уездных городов были разосланы издания и отчеты Общества, а для бесплатной раздачи на чтениях были посланы виды Иерусалима и Св. Земли, беседа о Св. Земле Епископа Макария и «Палестинские вечера» Епископа Иустина.
В Новгороде директор гимназии А. Ф. Колоколов представил для чтений о Св. Земле гимнастический зал, в котором поставили кафедру и скамьи на 300–400 мест. Заведующий народными чтениями А. М. Тютрюмов предоставил городской волшебный фонарь.
Уже в 1899 году «с разрешения Высокопреосвященнейшего Архипастыря и при его пособии приобретены волшебные фонари для духовной семинарии и духовного училища». 1 октября 1898 года, в праздник Покрова Богородицы состоялось первое чтение. Вход был бесплатный, но по билетам. Публика стремилась расположиться поближе к кафедре. Перед началом чтения архиерейский хор певчих под управлением А. М. Покровского, исполнил молитву «Царю Небесный» и тропарь празднику «Днесь благословении людий». Лекцию о. архимандрита Дмитрия слушали с напряженным вниманием — «вслушиваясь в слова лектора и всматриваясь в картины, изображавшие дорогие для православного Русского виды Московского Кремля, Киева и Иерусалима с его Святынями». Посредине чтения сделали перерыв, во время которого хор исполнил догматик 8-го гласа «Царь Небесный» Знаменного распева. По окончании чтения тот же хор пропел «Хвалите Господа с небес» Строкина и «Достойно есть» Азеева.
В праздник иконы Казанской Божией Матери было устроено второе бесплатное чтение. Духовник семинарии о. Виктор Мамонтов прочел лекцию о земной жизни Пресвятой Богородицы и о ее чудотворных иконах. Перед началом чтения, а перерыве и по окончании хор семинарских певчих исполнил несколько священных песнопений, в том числе трогательный тропарь Усердной Заступнице «К Богородице прилежно ныне притецем» и догматик «Кто Тебе не ублажит». Для дальнейших чтений было решено назначить за билеты умеренную плату — от 5 до 20 коп., а беднякам и учащимся выдавать бесплатные билеты при входе в зал.
27 ноября, в день местного Новгородского праздника в честь чудотворной иконы Знамения Божией Матери, 6 и 27 декабря, были прочитаны изданные Обществом чтения о пути в Св. Земле, Иерусалиме и его окрестностях и о Вифлееме, Хевроне и Горней. Чтения вел преподаватель духовного училища И. И. Семеновский. 6 января 1899 г. он же читал об Иордане и Иоанне Крестителе, сопровождая лекцию показом «туманных картин».
Седьмое чтение — о патриархе Аврааме — состоялось 2 февраля — в праздник Сретения Господня. Провел его преподаватель духовного училища М. И. Никольский. И это чтение сопровождалось церковными песнопениями, "между которыми следует отметить: «Утоли моя болезни» Архангельского, «Взбранный воеводе» Коченовского, «Царю Небесный» Старорусского, «Помилуй нас, Господи, помилуй нас» Ломакина, «Не имамы иныя помощи» Григорьева, «Достойно есть» Турчанинова. Слушателям раздавали листки с видами Св. Земли и тексты пастырских собеседований и воззваний Общества.
На чтения 6 января, в Рождественские праздники, народу пришло меньше.
В отчете отдела отмечалось, что благоговейное отношение в народе к Святыням Палестины и Св. граду Иерусалиму поддерживало тишину и порядок многолюдных собраний, «несмотря на то, что среди слушателей было немало детей — подростков и самые чтения продолжались иногда около 2 часов, часто без перерыва.
Успех дела вдохновлял организаторов, которые сознавали ответственность за „Святой дело во благо народа и во славу дорогой для его сердца Св. Земли“.
За 1899–1900 отчетный год в Новгороде прошло 7 чтений: 2 — в духовном училище, 3 — в Софийском соборе и 2 — в зале духовной семинарии. Осенние чтения из духовного училища были перенесены в Софийский собор по той причине, что „начальство училища не нашло возможным открыть свой зал для посторонних посетителей, опасаясь занести в среду воспитанников появляющиеся в осеннее время болезни“. Из двух чтений в зале духовной семинарии одно было проведено для воспитанников, другое — „для посторонней публики, по билетам, с платою от 10 до 50 коп.“. Оба чтения провел иеромонах Варсонофий, посетивший Св. Землю летом 1900 года вместе с ректором московской духовной академии Преосвященнейшим Арсением и студентами академии. Показ „туманных картин“ дополнялся „ясными указаниями и живыми подробностями личных впечатлений и настроений“ (Темой чтений было описание Святынь Иерусалима и его окрестностей). Хор воспитанников семинарии исполнил „Днесь благодать Святого Духа“, „Разбойник благоразумный“, „Не рыдай мене, мати“, „Мати убо позналася еси“, „Вкусите и видите“, „Слава в вышних Богу“, „Да молчит всякая плоть человеча“ и „Восхвалю имя Бога моего“, а в завершение „Крест хранитель всея вселенныя“, „Тебе одеющегося светом яко ризою“ и „Взбранный Воеводе победительная“. Это последнее чтение посетили Высокопреосвященнейший Гурий, Архиепископ Новгородский и Преосвященный Арсений, Епископ Кирилловский. Для посторонних посетителей было выдано 316 билетов. В это время в городе гастролировали приезжие артисты и малороссийская труппа; семинария была расположена в слободе, далеко от центра города. Успех чтения превзошел все ожидания. Многие посетители высказали сожаление, что подобные чтения, соединенные с духовным концертом, не могут устраиваться чаще в семинарском зале, без ущерба для учебных занятий воспитанников».
Опыт разных мест Новгородской епархии показал, что «наиболее целесообразно устроены были чтения там, где приняли участие лица училищного состава». В Боровичах, в начале сентября под руководством смотрителя училища А. В. Таирова «был выработан общий порядок чтений о Св. Земле» и намечены места для чтений: Боровичский собор, Спасская церковь, духовное училище, городское общественное собрание и казармы саперного батальона, назначено время и количество чтений на 1889/90 год. Каждый чтец знал предмет следующего чтения и мог заранее осведомить слушателей. К каждому последующему чтению готовились двое лекторов, на случай болезни одного из них. Каждый лектор был осведомлен о предмете предшествующего чтения. За ведением лекций и чтений лицами училищного состава наблюдал смотритель училища, а лицами городского духовенства — о. настоятель. Решено было пока делать чтения бесплатными, но собирать в зале заседаний добровольные пожертвования или выставлять сборную кружку. Было признано желательным ввести пение как церковных песнопений, так и некоторых духовных кантат из сборника Лепта. Соборному священнику о.А. Миролюбову совместно с надзирателем духовного училища А. Ключаревым, при обязательном участии соборных дьяков, знающих пение, было поручено составить особый хор любителей духовного пения.
Первые четыре чтения в Боровичах были устроены в духовном училище, о чем заранее было оповещено и с церковной кафедры, и через вывешенные в соборе и в духовном училище объявления. Перед началом первого чтения в домовой церкви училища Боровичское городское духовенство соборно отслужило молебен Кресту Господню. В зале, прилегающем к церкви, с трудом разместилось около 30 человек. Певчие пропели стихиру «Днесь благодать Св. Духа нас собра», после чего преподаватель А. В. Таиров прочитал лекцию о Иерусалиме, состоянии православия в Св. Земле и о значении деятельности Палестинского Общества. В перерывах хор исполнил «Крест хранитель всея вселенныя» Архангельского, «Во Иордане реке мы от грехов омылись» Серова, «Был у Христа-младенца сад» Чайковского, «Плач Богородицы» из сборника Лепта. В заключение был исполнен народный гимн (подч. нами — авт.) «Боже, Царя храни».
4 октября состоялось второе чтение — помощника смотрителя духовного училища В. Е. Преображенского. Оно было посвящено географическому описанию Палестины и ее природы и так же молитвою и сопровождалось в перерывах пением духовных пьес «Где рай мой прекрасный» из сборника Лепта, «О, Пречистая, услыши» Цампа и гимна «Коль славен». 1 ноября — третье чтение, которое провел председатель духовного училища А. И. Смирнов, посвятивший его Вифлеему и его окрестностям. Хор исполнил «Слава в вышних Богу» из сборника Лепта, «О всеблагий Бог наш и Создатель» Мегюля, «Незримый дух» Архангельского. 13 декабря преподаватель духовного училища Н. И. Троцкий прочитал об исторических судьбах Иерусалима. «Интерес к чтениям не ослабевал. Пение хора по-прежнему немало послужило к поддержанию этого интереса». На этот раз исполнены были «Боже наш, прими моленье» Монюшко, «Славьте Господа небес» Рихтера, «Спит Сион» из Лепты, «Твори добро и зла чуждайся» Миропольского. Следующие пять чтений прошли в Троицком соборе. Каждое собирало по 300–500 слушателей. 20 декабря о. протоиерей К. Е. Преображенский прочитал о судьбах Иерусалима и русских паломниках. Хор исполнил «Царю небесный», «На реках Вавилонских», «Приидите, ублажим Иосифа приснопамятного» и «Достойно есть». Второе чтение, 3 января провел священник о.А. И. Бобров — о реках в Палестине, в частности, о реке Иордан. Песнопения были те же, что и на предыдущем чтении. Третье чтение 17 января о. М. М. Петропавловский прочел о храме Воскресения в Иерусалиме. Хор исполнил некоторые песнопения из Пасхальных часов, «Крест хранитель всея вселенныя» Архангельского и «Достойно есть» Бортнянского. Четвертое чтение 2 февраля провел священник о.П.А,Ермолов — о крестном ходе пути Христа от дома Пилата до Голгофы. Хором были пропеты песни канона в Великий Пяток, «Ныне отпущаеши» и задостойник Сретению. 21 февраля пятое чтение — о горе Елеонской провел о.П. М. Орлов. Хор пел догматик 2-го гласа, «Покаяния отверзи мне двери», егда хощеши приити на суд праведный сотворити" и задостойник на литургии Василия Великого.
В заречной части г. Боровичи, в Спасской церкви прошли три чтения. 11 октября и 8 ноября местный священник о.М. К. Некрасов изложил общие сведения о Св. Земле и о горах Св. Земли, а в конце первого чтения и о деятельности Палестинского Общества. 29 ноября (третье чтение) о равнинах Св. Земли сообщил дьякон Спасской церкви Я. Орлов. Хор «стройно спел ирмосы на Рождество Христово» и «Преславена еси Богородице Дево» Кочановского. Каждое чтение собирало не менее 200 человек. Интерес народа был огромен: многие просили у настоятеля книжек о Палестине для чтения дома.
Чтения в Боровичах проводили учителя П. Н. Алекторов, А. С. Георгиевский, А. И. Смирнов, Н. И. Троицкий. Звучали песнопения: «Готово сердце мое, Боже» Дегтярева, «Боже, наше прими моление» Монюшко, «Господи, что ся умножиша» Донецкого, «Скажи мне, ветка Палестины» Георгиевского, «Незримый дух» Архангельского, «Гора Афон» Георгиевского, «Блажен муж» Львовского, «Верою русской свободна» Главача, «Ныне отпущаеши» Михайлова, «Стучася у двери твоей я стою» Орлова, «О, всеблагий Бог и Создатель» Мегюля, задостойник Сретению Турчанинова. Все эти чтения были бесплатными, и публика охотно посещала их.
25 февраля 1900 года для 400 солдат и нескольких офицеров священник П. Орлов провел чтение о судьбах Иерусалима, русских паломниках и Генисаретском озере в казарме саперного батальона. Церковные песнопения исполнил военный хор.
«Проведенные в разных местах города (Боровичи) чтения о Св. Земле не были случайными и обособленными одно от другого; в расположении их видна, с одной стороны, взаимная между ними связь и последовательность, а с другой стороны, замечается соответствие предмета чтений времени церковного года. Эта последняя особенность ясно выражалась и в выборе песнопений, какими сопровождались чтения».
Во всех уездных городах и 20 больших селениях епархии церковные собеседования продолжались. Число слушателей было различно — от 50 до 200 человек. «Особенно выделяется,— говорилось в отчете Новгородского отдела,— ревностное отношение к делу служения просветительным целям Палестинского общества почтенного пастыря и причта Мало-Вишерской церкви, Крестецкого уезда».
Священник П. Парфинский еще с 1894 года открыл в посаде Малой Вишеры уличные читальни, в которых теперь стал вывешивать Палестинские собеседования и виды Святых мест. О. П. Парфинским, по соглашению с диаконом К. Травлинским, псаломщиком Н. Светловым и учителем Больше-Вишерского училища Е. Кедровым, в течение целого года предлагались церковные собеседования, составляемые ими самими, при пособии выписанных в церковно-приходскую библиотеку в значительном количестве изданий Палестинского Общества. В Мало-Вишерской церкви по 1 января 1899 года было составлено и произнесено 25 собеседований, из них 15 священником Парфинским, 5 диаконом Травлинским и одно учителем Кедровым.
Священник П. Парфинский в Малой Вишере и священник Н. Мстиславский в с.Ниловицах особо ревностно проводили чтения. Священник П. Парфинский составил собственноручное поучение, «в котором сопоставлены благолепие праздничного богослужения и благосостояние Св. веры православной у нас, на Руси, с убогою обстановкою богослужения и печальным положением Православия в его колыбели — в Св. Земле». Посадский голова М. И. Петухов предоставил для пяти бесплатных чтений общирный думский зал, а священник П. Парфинский пригласил участвовать в организации и проведении чтений инспектора городского училища В. И. Сюганова, учителя И. А. Алексеева и учительницу Александровского женского приходского училища Т. В. Каткову. Сюганов, бывший также регентом местного хора, «оказал услугу и пением» на последнем чтении, а на предшествующих пели молитвы ученицы женского приходского училища. Заведующая этим училищем А. И. Фелицина и секретарь управы И. Е. Куприянов «не мало потрудились по управлению волшебным фонарем». Чтения начались за неделю до Великого Поста. Тематика чтений была приурочена к началу паломнического сезона. Одно из чтений собрало в думском зале не менее 600 человек. «Царю небесный» пели… ученицы, а «Достойно» было пропето всенародно. В заключение, по предложению о.Парфинского, за Высокого Покровителя Православной веры в Св. Земле, Русского Императора, всенародно, с потрясающим чувством была спета молитва «Спаси, Господи, люди твоя». Так же завершилось и пятое чтение — всенародно пропели ту же молитву. Хор под управлением Сюганова исполнил в перерывах «Кто тебе не ублажит» и «О тебе радуется».
Действие этих чтений «на умы и сердца народа» нельзя не признать благотворным.
Священник Варваринской Чуженгской церкви А. Щербаков за один лишь год провел для своих прихожан 18 собеседований, собирая на них от 150 до 250 человек между утренею и обеднею. Он сумел пробудить в них сочувствие к сбору на нужды Св. Земли, и сбор 1900 года увеличился сравнительно с прежними годами втрое.
Священник Оскочской церкви Ф. Николаевский, не дожидаясь получения из Отдела пособий для ведения чтений, на собственные средства приобретал издания Общества и бесплатно раздавал Палестинские листки прихожанам.
Священник Чудовской церкви В. Судаков провел только в своей церкви 19 собеседований в течение года, а в феврале 1900 года успел провести 7 чтений для рабочих франко-прусского цементного и стекольного заводов, а также для служащих станции Чудово. За «туманными картинами» священник сам ездил в канцелярию Общества, в Петербург.
В Отчете Отдела отмечалось, что и сельское население, и рабочие, несмотря на усталость, "с видимою радостью спешат послушать чтение о тех местах, которые освящены стопами Господа Спасителя нашего, Его Пречистой Матери и Св. Апостолов.
В Старой Руссе смотритель духовного училища В. А. Смирнов организовал выставление Троицких листков с изображением Вифании, храма Воскресения, Голгофы, Живоносного гроба Господня, Елеона, Иордана и Назарета в витринах у церквей и в зданиях присутственных мест.
Вербный сбор за 1898 сравнительно с 1897 годом, когда еще не было Новгородского отдела Палестинского общества, во многих приходах увеличился, а общая сумма сбора по всей епархии была больше предшествовавшего года на 8%.
Народ откликался на обращения Палестинского общества:
Прихожане Поддорской церкви прислали через священника О. А. Граничнова 7 фунтов золота и ниток в пользу жителей Св. Града Иерусалима. Священник Д. Никонов, неоднократно совершавший паломничество с Св. Землю, представил в Новгородский отдел пожертвования от неизвестных для раздачи бедным в Иерусалиме: пальто на вате, 37 штук белья, 11 личных полотенец, 5 платков, 2 наволочки и 2 мотка ниток.
Донесения с мест не всегда содержали точные данные о количестве слушателей, но и по предоставленным данным можно было приблизительно подсчитать их число: за 1899/900 отчетный год чтения посетили не менее 67.500 человек, а чтений было проведено приблизительно до 450…
Такую неприметную духовную работу отделы Палестинского Общества вели по всей России.
В 1915 году деятельность Палестинского Общества была прервана первой мировой войной. После Февральской революции 1917 года Общество стало чисто академическим учреждением — подразделением Академии Наук. Лишь в 1954 году возобновилось издание «Палестинского сборника» — научного востоковедного издания, снискавшего авторитет в мировой науке.
Первая после 1914 года группа православных паломников численностью в 70 человек при участии дипломата-арабиста, известного ученого, председателя Палестинского Общества О. Г. Пересыпкина, состоявшая из преподавателей и слушателей Московской духовной Академии во главе с епископом Дмитровским, ректором Академии, владыкой Александром отправилась в паломничество 18 января 1994 года.
На сегодняшний день российская собственность в Палестине составляет в общей сложности 46 объектов недвижимости и земельных участков.
Сипенкова Тамара Михайловна, старший преподаватель кафедры истории стран Ближнего Востока Санкт-Петербургского государственного университета.
По материалам сайта журнала София № 1 за 1999 г.