ИМПЕРАТОРСКОЕ ПРАВОСЛАВНОЕ ПАЛЕСТИНСКОЕ ОБЩЕСТВО

К тысячелетию пребывания русских монахов на Святой Горе Афон

В Институте Русского Афона в Москве состоялся совместный круглый стол с редакцией газеты «Русь Державная».

О своей деятельности рассказали генеральный директор Валерий Иванович Пирогов, директор по научной работе Дмитрий Васильевич Зубов (действительный член Императорского Православного Палестинского Общества. Прим. IPPO.Ru) и другие сотрудники института.

Пирогов В.И. Многие годы мы ездим на Афон. К Афону мы пришли разными путями: одних привела на Святую Гору любовь к Богу, других – какие-то жизненные обстоятельства. Многие из нас, кто сейчас здесь находится, Святой Афон, Русский Свято-Пантелеимонов монастырь полюбили искренне. Интересовались историей этого монастыря. Нашим первопроходцем был Дмитрий Васильевич Зубов. Это бывший работник Министерства машиностроения для химической промышленности. Работал референтом, заместителем начальника крупного управления. В его семье ходила легенда о том, что его прадедушка был монахом в Афонском Пантелеимоновом монастыре. Когда наступила перестройка, где-то в середине 90-х годов появились дополнительные средства, возможности поехать на Афон, он дерзнул и поехал на поиски своего предка. Приехал туда один, ничего не зная, ничего не понимая. Познакомился с монахами. Тогда их было мало, около тридцати человек. В конце концов, благодаря своему пытливому уму, исследовательскому подходу, он нашел в костнице череп своего прадеда и нашел записи, в которых упоминается о его пребывании в Пантелеимоновом Афонском монастыре. После этого он, естественно, загорелся и все свои деньги, которые он зарабатывал в те сложные годы, он вложил в приобретение документов, литературы об Афонском монастыре, исследование различных источников по всему миру. На протяжении ряда лет ездил в разные страны, работал в архивах, как мог, не зная древних языков, но опыт разработчика сложных специальных систем ему в этом очень помог. Он собрал очень много интересных актов, материалов, пытался их систематизировать. Естественно, ему во многом не хватало времени, денег. Но вот таким образом он одним из первых стал прокладывать линию именно системного подхода к истории Пантелеимонова монастыря.

В один из дней встретились Игорь Фролов, Валерий Пирогов и Дмитрий Васильевич Зубов, который пришел с кипой документов, им собранных – целых три чемодана – и начал эти документы раскладывать. Мы, конечно, живо заинтересовались, особенно Игорь Фролов, который многие годы посещал Пантелеимонов монастырь на Афоне. Мы с ним неоднократно поднимались на вершину Святой Горы. Это нас тоже сблизило. Сидя втроем, мы и решили выработать и реализовать в исследовании истории Русикона системный подход. Нарисовали дерево целей, сформулировали – что бы мы хотели получить на выходе. У этого дерева целей было примерно 20 ветвей, каждая ветвь была детально расписана: что нужно для того, чтобы решить каждую задачу. В итоге, как бы эти ветви ни вились, все они исходили из одного корня – необходимость сбора максимального количества информации о монастыре. В архивах, в том числе иностранных – в Стамбуле, Ватикане, в Америке. Для того, чтобы определить реальную историческую взаимосвязь событий и обеспечить формирование истории этого монастыря.

Таким образом, был принят для исследований системный подход. Но не хватало ни инструментов, ни ресурсов, поэтому было принято решение получить у духовника монастыря отца Макария благословение организовать институт. Институт – это инструмент, с помощью которого мы можем, с одной стороны, формально, с другой стороны, неформально, получать больший доступ к различным источникам информации. Выходить официально или неофициально, получать какие-то дотации или спонсорские деньги именно на научно-исторические исследования. Так было положено начало этого института.

В это время, параллельно – как говорится, Богородица вела – был организован Фонд подготовки к тысячелетию пребывания русских монахов на Афоне. Этот Фонд, который прекрасно осведомлен направлением нашей деятельности и, как бы даже незримо, помогает, осеняет нас.

Работаем мы только на энтузиазме. Образовалась группа, шесть-семь человек – ядро, эти люди здесь присутствуют. Плюс у нас обширная корреспондентская сеть в различных странах: Кипр, Греция, Турция, Франция и другие страны. Там наши сторонники, наши коллеги, которые нам помогают в сборе материалов, комментируют, переводят и дополняют эти материалы. Для того, чтобы правильно понять историю русского афонского монастыря, русскому человеку надо понять точку зрения других стран – Греции, Турции, например, которая столетиями правила этим уделом, и так далее. Поэтому нам приходится переводить с других я зыков, включая такие экзотические, как османский, караманлы. В России только два-три специалиста по этим языкам на сегодняшний день. Это вообще, можно сказать, мертвые языки, но вся переписка в те времена велась, в основном, на османском, турецком и греческом языках. Вся переписка в итоге проходила через русское посольство, через Салоники, Константинополь. Эта масса информации лежала втуне.

Мы сотрудничаем с монахом Ермолаем, который является руководителем архива и библиотеки Пантелеимонова монастыря на Афоне. У нас в институте сейчас собрались: правнук афонского монаха, специалист по архивному делу, группа переводчиков с кандидатскими степенями, работающая в области греческих архивов. Такое собрание специалистов позволяет нам на сегодняшний день поставить следующую задачу: проработать архивы, которые состоят из актов, записных книжек, воспоминаний, каких-то малоизвестных изданий, создать структуру исторического видения этого монастыря. В дальнейшем эти наработки мы передаем в монастырь отцу Ермолаю. Он уже привлекает специалистов по узким отраслям, направлениям истории или жизнедеятельности монастыря, которые совместно с нами пишут добротные фолианты или брошюры.

На сегодняшний день базу мы создали. Мы провели громадную работу, можно сказать, на уровне докторских диссертаций, выявили и определили около 50 святых, воссиявших на Афоне и святых афонских, воссиявших в России. А это уходит вглубь веков, начиная от преподобного Антония Печерского и по сегодняшний день. Десятки тонн перелопаченной информации, по каждому из них собран большой объем сведений для отработки и уточнения полных житий. Плюс ко всему добыты портреты, в том числе рукописные. Сейчас в Греции мы печатаем Патерик по благословению монастыря. Параллельно к этому Патерику дерзнули создать новую композицию иконы, на которой изображен собор русских афонских святых. Вот некоторые задачи этого института.

Сейчас мы контактируем с очень активными украинскими специалистами, энтузиастами этого дела, поэтому, несмотря на политические трудности, нас все это очень объединяет. Они изучают историю украинских, древнеукраинских, западноукраинских, молдавских афонитов, представителей Запорожской Сечи, их влияние на Афон и влияние Афона на Украину. Сергей Шумило – мощный энтузиаст этого дела.

Создавался институт для того, чтобы системно подойти к изучению данной темы, а на сегодняшний день никто так ее не изучает. Все выпускают путеводители, эмоционально-восторженные статьи, фотографии печатают, но нет научного системного подхода, за исключением специалистов, которых в России всего несколько: профессор Бибиков, профессор Лисовой, еще ряд имен. Остальные все – это люди, которые живут на отблесках информации, а то и на третичном отражении информации, кем-то опубликованной.

Здесь сейчас находится ядро людей, которые реально знают, реально чувствуют предмет исследования, потому что писать об Афоне можно только тогда, когда ты сам на нем побывал, многократно когда проникся этой благодатью, верой, через себя ее пропустил, ощутил покров Богородицы. И тогда ты не бездушно будешь отражать эту историю, а с пониманием, и видеть в сухом историческом факте не только сам факт, но и ситуацию, в которой он возник. В связи с этим можно совершенно по-другому интерпретировать то, о чем пишут не знающие и не чувствующие этой духовной составляющей авторы. Вот для этого тут собралась «могучая кучка» энтузиастов.

Зубов Д.В. Когда мы приступили к глубокому анализу всей массы информации, встал вопрос о методологии: как обрабатывать эту же гигантскую информацию? Благодаря тому, что мы в большей или меньшей степени были причастны к созданию сложных систем, и гражданских, и военных, еще в советское время, мы этот опыт – опыт работы с большими системами – использовали здесь. Когда я скромно поинтересовался, как создаются, как пишутся истории монастырей или каких-то других корпораций, то ученые Академии наук не смогли мне рассказать, что есть такая методология, никто ее не знает. Историю стран пишут – тоже кто как посчитает нужным. Поэтому мне пришлось посягнуть на то, чтобы разработать в рамках института методологию составления истории любого монастыря, хотя эта методология применима к разным системам: и к государству, и к корпорациям и так далее.

Пирогов В.И. Другими словами, это очень интересный момент. Никто никогда этим не занимался. Какие, например, деньги ходили? Ходили разные: ефимки, гульдены, еще что-то. Что это такое на сегодняшний день? Какая экономика была реальная в то время, по сравнению с нашей? Сколько хлеба ели, мы знаем, и поэтому, исходя из такой стабильной валюты типа хлеба, мы определили этапы экономического развития: взлеты, падения, когда они совсем голодали. В связи с этим мы могли предположить, что в такой-то период обязательно монахи поедут побираться по всему свету, особенно в Сербию, в Россию, на Украину и так далее, чтоб поднять экономику.

Зубов Д.В. Однажды Василий III выдал 15 тысяч золотых Гавриилу, игумену русского монастыря, а его ограбили в Минске поляки, началась переписка. Польский король сваливает на мутьянского, на валашского деспота. Тот говорит: я не брал, мои никто не брали. Целую переписку мы нашли, а когда мы с учетом стоимости килограмма хлеба, исчислили стоимость адельфата, оказалось, что эта сумма давала им возможность или прожить шесть лет безбедно монастырю целиком, или построить три четверти стены вокруг монастыря. Благодаря тому, что мы знаем методологию, как исчислить это.

Какую бы мы ни посмотрели историю монастыря, любой корпорации, любой страны, исследователи идут в плену хронологии: тогда произошло это, тогда король сменился, какой новый король пришел и так далее. И даже уважаемый Макарий Булгаков, который написал историю Русской Церкви, располагая большой информацией, не обладал системным подходом. Мы пошли по другому пути: мы излагаем историю объемно, то есть по одной оси у нас идет периодизация – крупные события, которые меняют уклад монастырей, по второй оси – влияние субъектов и по третьей влияние объектов. Например, как влияла греческая нация, потому что после 1453 года уже государства Византии не было, но греческая нация осталась, Патриарх остался, Церковь осталась, и Церковь все-таки влияла на жизнь монастыря.

В 1204 году захватили Константинополь латиняне, до 1261 года латиняне командовали, но, думаете, на этом кончилось? Нет. Они все время внедрялись на Афон. В XIII, XIV веке организовывались школы, своих шпионов посылали. И к нам шпионов посылали латиняне, то есть влияние латинян было постоянным, только в один период слабее, в другой – сильнее. Как пример, сербы влияли около 300 лет, валахи, русские влияли.

Еще применялось несколько важных методов. Как мы работаем с Виталием Васильевичем Костыговым. У нас более полутора тысячи актов до 1735 года. Как с ними работать? Это же каша. Мы сделали рубрикатор, и каждый акт вложили в соответствующую тему.

Пирогов В.И. Мы все время здесь употребляем термин «акт». Акт – это исторический документ, который определяет и описывает ситуацию в данный момент. Актовое собрание пополняется перепиской монастыря с Константинопольским Патриархом, перепиской монастыря с подворьем, с турками, получение от них различных фирманов, все это насыщено актами именно корпус документов, реально описывают живое состояние данного периода. К сожалению, провалы там есть десятилетними периодами – документы просто пропали. В годы атеистического советского времени они в монастыре продавались, мыши их ели, пойманную рыбу заворачивали в старую бумагу и так далее. Поэтому тут просто очень много пустых пятен, лакун.

Зубов Д.В. По некоторым годам имеем до тридцати документов! Допустим, 1584 год, когда умер Иоанн Грозный и затем взошел на престол Федор Иоаннович, была очень активная работа с Афоном. К счастью, из разных источников удалось раздобыть 30 актов!

Пирогов В.И. Задачей работы в архивах разных стран был поиск таких актов, их оригиналов и копий. Перелопачено громадное количество информации, в том числе, изданной литературы, в которой найдены некоторые. Сделаны их копии и описаны. Греки в этом отношении работают более системно, у них тоже есть институт, исследовательские центры. В каждом греческом монастыре есть энтузиасты, небольшие группы, которые тоже этим занимаются. У нас только в последнее время стали таким направлением заниматься, особенно когда с помощью Московского правительства была систематизирована и поднята архивная составляющая Пантелеимонова монастыря, библиотека организована, доступ открыт ученым.

Что интересно, Дмитрием Васильевичем Зубовым и Виталием Василевичем Костыговым были выявлены связи русских монастырей с афонскими монастырями на протяжении столетий. Такая объемная 3D-сеть, которая окутывает всю Россию, Украину, Белоруссию и Афон. Какая между ними связь была? Оказалось, до такой степени пронизывала Россию эта связь, и материальная, и духовная, что мы даже себе не представляли. Громаднейшее влияние! Ни в одном российском монастыре не было такого, чтобы никто не побывал на Афоне. Кто-то обязательно побывал там. Когда мы составили эту сеть, то увидели, что эта улица была с двухсторонним движением: с одной стороны, с Афона шло духовное влияние, а, с другой стороны, от этих монастырей на Афон шли пожертвования. С Афона шли книги, иконы, а на Афон шли деньги. В основном, со стороны Афона – это продвижение духовной составляющей и, в свою очередь, получение Афоном из России, конечно, денежных средств, потому что жить там было тяжело, что и говорить: грабители, разбойники.

Зубов Д.В. Мы с участием Сергея Викторовича Шумило сделали интересное обобщение: в период раздробленности Руси было десять княжеств и всякие земли... Но не было ни одной части Руси, которая не имела бы связей с Афоном, откуда бы не ходили, не посылали бы своих людей на Афон, не принимали бы афонцев.

Шумило С.В. (по скайпу из Киева). Была попытка восстановить Русик на Афоне, новый Русик. Когда греки заняли русский монастырь в 1735 г., и русская обитель на Афоне больше не существовала, стараниями запорожских казаков была предпринята попытка возобновить русский монастырь, по сути, новый Русик при болгарском Зографском монастыре (скит Черный Выр).

Запорожская Сечь активно поддерживала Ильинский скит и, в частности, Паисия Величковского. Запорожская Сечь активно выступала ктитором Паисия Величковского как на Афоне, так и потом, уже после того, как он переехал в Молдавию. В своих письмах Паисий подтверждает, что Сечь оказывала очень сильную поддержку ему, когда он был в Ильинском скиту на Афоне.

Еще интересный момент. В Румынии в Драгомирском монастыре хранится большой колокол, который молдаване, румыны называли «Запорожан». Почему он так называется? Никто не знал. Судя по архивным документам, наверное, это тот самый колокол, который был сделан на пожертвования Сечи.

Казачество как запорожское, так и причерноморское, кубанское, задунайское по имеющимся материалам особенно активно участвовало в жизни русского, славянского Афона и очень много казаков на старости лет уходили на Афон и пополняли там обители. Скит «Черный Вир» полностью состоял из казаков. Между собой они его называли «духовное Запорожье». В Ильинском скиту тоже было очень много казаков, причем там ктиторами выступали запорожцы. Задунайская Сечь, кубанские, причерноморские казаки тоже активно выступали ктиторами. Там был построен Собор на их пожертвования. Это отдельное направление исследования: роль и украинского, и российского казачества в жизни Афона. Эту тему нужно развивать, она еще совершенно не раскрыта.


Казак Святогорец

Даже в Пантелеимоновом монастыре, в костнице, если посмотреть, есть черепа, где написано, например, «схимонах Пантелеимон», а потом внизу приставочка «казак». То есть казачество в период XVIII – первой половины XIX веков играло очень важную роль в жизни Афона. У нас есть оригинал фотографии одного казака, судя по всему, или донской или кубанский казак, во всей амуниции, колоритный с дарственной надписью «афонским монахам». Это фотография уже 20-х годов, то есть в период эмиграции. Эмигрировавшие Белые казаки все равно продолжали активно поддерживать Афон, в частности, Пантелеимонов монастырь, Андреевский скит и Ильинский скит.

Чухонцева Екатерина. Историю русского Афона и нашего монастыря исследовали многие ученые, но эти исследования носили фрагментарный характер. Впервые институт пытается реконструировать историю русского Афона комплексно и на протяжении всей его обозримой истории. Столетиями живет русский Афон, столетиями общается с Россией. Впервые русские люди ступили на афонскую землю еще тысячу лет назад, как упомянуто в летописи. И на пороге тысячелетнего юбилея письменного свидетельства присутствия русских монахов на Афоне возникла смелая мысль: попытаться выявить из общего сонма русских святых именно тех русских святых, которые просияли на Афоне и тех, кто просиял в России и воздать должное иконографически и их духовному подвигу, людям, которые молились за любовь, мир и счастье соотечественников и своей Родины.

С первого раза показалось, что это очень простая задача, однако приступив к ней, мы ощутили и увидели колоссальный массив исследования самого Афона, пришлось перерыть и исследовать огромное количество материала в архивах ряда стран. Исследовать, перевести и понять множество актов, писем, записок с разных языков того времени: греческого, старославянского, сербского, турецкого, османского, караманлы и многих европейских языков.

Мы с глубоким уважением к подвижникам и заботой отнеслись к этому и нами были не только впервые выявлены 50 святых, но и восстановлены их жития и биографии. Как дань нашего восхищения и преклонения пред высоко духовными отцами был составлен Патерик и на основании его сделаны попытки создать принципиально новое иконографическое изображение всех русских афонских святых под покровом Богородицы и на фоне русского монастыря. Еще не существует отдельного памятного дня, когда будет праздноваться память собора святых русских афонитов, но уже существует иконописный образ святых русских афонитов, составленный, воплощенный трудами сотрудников Института Русского Афона. Планируется разработка акафиста, тропаря и кондака. Каждый из святых, которые представлены на этой иконе, официально уже прославлен Русской Церковью в разное время тем или иным собором.


Собор Святых Русских Афонитов

Главной целью проводимых исследовательских работ является составление полной истории русской обители на Афоне, истории духовных, политических связей России и Афона в целом. Изображение всех святых, просиявших на Афоне, причем уже в двух иконографических видах, создано Институтом Русского Афона в 2013 году. В центре иконы – образ Богородицы – покровительницы Святой Горы. Данное изображение Богородицы рекомендовано самим монастырем. На иконе представлены все три обители, на протяжении 1026 лет являвшиеся местами иноческих подвигов русской братии. Ксилургу, Старый Руссик, а также Новый (Прибрежный) Руссик – монастырь Св. вмч. и целителя Пантелеимона. По сторонам икон расположены живописные клейма.

Видимым знаком признания иконы, достойной к дальнейшему повторению, является милостивое внимание к ней Святейшего Патриарха Кирилла при вручении ему монастырем этого образа от имени братии монастыря во время его визита на Афон в июне 2013 года. Святейший Патриарх, принимая икону, благословил ее и впервые назвал изображенных на ней подвижников святыми русскими афонитами.


Икона Собор Святых Русских Афонитов

Пирогов В.И. Вторая икона была подарена Святейшим монастырю. Причем интересная попытка была сделана: двум разным иконописцам предложили написать эти иконы. Один иконописец написал икону в традиционном византийском стиле, классическом, а другой – в живописном. Когда мы эти две иконы поставили перед монахами и спросили, какую из них они хотели бы видеть в своем монастыре, они все единодушно сказали: «Лучше вот эту, в классическом стиле». Мы спросили: «Почему?» Они ответили: «Когда на нее смотришь, легче молиться, концентрируешься, а на другую смотришь – глаза разбегаются, она такая красивая, от радости отвлекаешься».


Икона Собор Святых Русских Афонитов

Сейчас мы планируем в рамках подготовки празднования тысячелетнего юбилея размножить эти иконы, чтобы их можно было распространять, дарить, продавать.

Игорь Валентинович Фролов нам расскажет о примерной программе действий на ближайшие полтора года.

Фролов И.В. Паломничество на Святую Гору Афон, слава Богу, испокон веков было, есть и будет. К сожалению, веянием времени стал так называемый православный туризм, но Афон находится в таком месте, что туда непросто добираться. Туда люди едут помолиться, предаться молитве на этой Святой земле. Это истинное паломничество.

В декабре 2014 года Афон посетила большая паломническая группа – официальная делегация от России. Цель этой поездки состояла в том, чтобы сделать презентацию юбилея тысячелетия пребывания русских монахов на Афоне. Официальная делегация была принята в Священном Киноте.

Было объявлено, что наша страна – большая, и у нас такие традиции, что 2014 год был годом Сергия Радонежского, 2015 год – будет годом князя Владимира и 2016 год объявлен годом Афона. Возглавляет оргкомитет Президент Российской Федерации. Греки были удивлены нашими масштабами, тем отношением руководства страны, наверное, и всего отечественного монашества и всех православных людей, что им показалось, что это очень много. Мы им объяснили, что страна большая, много соотечественников живет за границей, много в республиках, странах, начиная с Америки. Мы запросили на три-четыре месяца главу святого Пантелеимона, чтобы привезти эту святыню в Россию. Они пока в раздумьях, но надеемся на положительный ответ. Министр иностранных дел России Лавров встречался с новым министром иностранных дел Греции по этому вопросу.

Мы надеемся, что большие празднества будут на самом Афоне. Конечно, хотелось бы, чтобы центром всего стал наш древнерусский Пантелеимонов монастырь. Три наши основные святыни: Ксилургу, Руссик и Пантелеимонов монастырь. Здесь будут крестные ходы и праздник будет трое суток продолжаться, будут три праздничных Божественных литургии в этих трех местах.

Основным днем праздника все-таки будет 9 августа – День святого великомученика Пантелеимона в Пантелеимоновом монастыре. 15-20 лет назад что там было вокруг? Камни, змеи, мусор, свалка. С Божьей помощью монастырь восстанавливается.

Конечно, есть свои сложности в строительстве, но это всегда такое бывает. Важно, что мы здесь объединены (Россия, Белоруссия и Украина). Наши конференции были и в 2013 году в Белграде, и в 2014 году в Софии. И в этом году, мы все-таки надеемся, будет в мае такая конференция в Киеве. Это очень сильный толчок к нашему духовному единению, уже пришло много заявок – от 100 человек. Монастырь благословил не сокращать количество участников. Монастырь благословил и сегодняшний наш круглый стол.

Костыгов В.В. Я человек новый в Институте Русского Афона. Меня пригласил сюда Дмитрий Васильевич Зубов. Первое, что я увидел, когда вошел в кабинет Валерия Ивановича, – роскошная красочная икона «Собор Святых Русских Афонитов», и тогда я понял, что попал в совершенно необычную организацию к совершенно необычным людям.

Первое задание, которое мне дали – это попросили, чтобы я активизировал работу над Патериком святых русских афонитов.

Они достаточно известны для многих православных, я не буду их перечислять. Это от преподобного Антония Печерского, основателя русского монашества, и до Кукшы Одесского. Моя задача была – найти еще тех афонитов, которые еще не вошли в эту книгу. Было сорок, сейчас у нас пятьдесят жизнеописаний.

Я хотел бы вас познакомить с жизнеописанием, которое вызвало споры. Это жизнеописание последнего Государя-Самодержца Николая II, включаемое в афонский Патерик. Предложил это Дмитрий Васильевич Зубов. Споры по этой фигуре появились даже в монастыре. Мы написали обоснование, и монастырь все-таки согласился с правомочностью включения Государя-Самодержца в этот Патерик. У меня даже есть небольшая статья, которую я хотел бы в сборнике опубликовать. Что послужило поводом? Мне удалось поработать с документами ГАРФа, с дневниками Цесаревича. Там мне любезно их предоставили. В ГАРФе же мне предоставили документы РГИА, где интересные списки. Во-первых, документы учебной программы Цесаревича, он же тринадцать лет готовился, до того, как совершил свое знаменитое путешествие в 1890 году. Как отмечает его воспитатель Богданович, Цесаревич все время изъявлял желание посетить православные места Востока, поклониться Гробу Господню, побывать на Афоне. В первом плане путешествий, которыми заканчивалась его воспитательная, образовательная часть, было написано: «Афон. 13 сентября».

Кроме того, когда он стал совершеннолетним в 1884 году, старцы нашего афонского монастыря Иероним и Макарий просили губернатора Москвы князя Долгорукого, чтобы наши монахи с афонского подворья поднесли Цесаревичу в день совершеннолетия икону великомученика Пантелеимона. Такое письмо существует, в нем говорится, что совершеннолетие наследника – это для русских людей, живущих на Афоне, большая радость...

Следующая важная встреча с Афоном произошла, когда он в составе августейшей семьи в сентябре 1888 года побывал на закладке храма в «Новом Афоне», основанном по инициативе нашего монастыря на Святой Горе. На крейсере «Москва» они прибыли в сентябре 1888 года к берегам «Нового Афона» и были торжественно встречены всей монашеской братией. В присутствии епископа Геннадия Сухумского осуществилась, по случаю такой торжественной встречи августейшего семейства, закладка главного собора Ново-Афонского монастыря – храма Целителя Пантелеимона. В дневнике Цесаревич отмечает это важное событие: первый камень заложил Александр III, а второй – Наследник Цесаревич.

Теперь расскажу про несостоявшееся, к сожалению, путешествие Цесаревича на Афон. Было два маршрута движения. Турки не пропустили два наших корабля и из-за этого маршрут Цесаревичу изменили. По новому маршруту Цесаревич прибыл в Афины к своей крестной матери Ольге Константиновне, Королеве Эллинов, и остановился там, а перед предполагаемой поездкой Цесаревича на Афон, был послан флаг-капитан Цесаревича адмирал Басаргин на канонерской лодке «Запорожец». В книге достопамятных посещений, которая ведется на Афоне – у нас эти документы есть, – отмечено, что адмирал Басаргин принес радостную весть нашим монахам, что приедет Цесаревич. Вы можете себе представить, как активно к этому начали готовиться! Был разработан весь ритуал: как его будут встречать, как будут звонить в колокола, и будет праздничный трезвон, но самое интересное: его должны были встречать в красных ризах – пасхальных! Предполагалось, что Цесаревич заложит новый храм. Есть предположение, что это тот храм Троицкий, который изображен на известной литографии. Но это уже достаточно поздний проект. Первоначально предполагалось, что председатель Палестинского общества великий князь Сергей Александрович Романов заложит камень, но он не смог. И тогда думали, что заложит этот камень Цесаревич.

Для встречи Цесаревича в Афинах были посланы два афонских монаха: Маркелин и Илиодор. В наших архивах сохранились два письма. Одно – послу в Афинах, в котором они просят оказать содействие, чтобы произошла эта встреча, и чтобы затем сопроводить Цесаревича на Афон. Представьте, как готовились к встрече!

Последний интересный документ, попавшийся мне в архиве – это документ, касающийся несостоявшегося визита, письмо адмиралу Басаргину, где они с сожалением говорят, что не получилась эта встреча, и просят помочь, чтобы эти два монаха встретились с Цесаревичем и вручили подарки. Подарки эти были вручены, и в дневнике Цесаревича отмечено, что как раз за три дня до того, как он отправился на своем судне вместе с Георгием Александровичем (на фрегате «Память Азова») к берегам Египта, он встретился с афонскими монахами. Они ему торжественно вручили две наши великие святыни: иконы целителя Пантелеимона и Скоропослушницы. И в списке икон, подаренных наследнику (этот список хранится в РГИА в Санкт-Петербурге), как раз эти две иконы отмечены, что они были вручены.

Когда произошла коронация, Афон посылает ладан. Получает благодарственное письмо от протопресвитера Янушева – духовника, который благодарит и сообщает, что ладан поступил прямо в храм Зимнего дворца.

В августе 1898. игумен о.Андрей пишет: «Быв лишены предполагаемого в 1890 году посещения Вашим Императорским Величеством святой Горы Афонской и нашей древней обители св. вмч. и целителя Пантелеимона и глубоко скорбим о сем.... »

Неоднократно государь Николай II имел встречу с русскими монахами со Святой Горы Афон и на отдыхе в Ливадии (в Крыму), и в Одессе на яхте «Штандарт».

Редакция «Руси Державной» надеется, что это только начало интересного путешествия наших читателей на Святую Гору Афон.

Репортаж подготовил главный редактор газеты Андрей Печерский

Православная ежемесячная газета «Русь Державная», № 3, март 2015 г.>