ИМПЕРАТОРСКОЕ ПРАВОСЛАВНОЕ ПАЛЕСТИНСКОЕ ОБЩЕСТВО

«Как беден наш язык!»: об очередном паломничестве к христианским святыням Сирии

Информационные сообщения о нестабильной ситуации в Сирии, террористической опасности и совершаемых антиправительственными силами взрывах и обстрелах в этой ближневосточной стране резко контрастируют с реальной действительностью. На подконтрольных законным властям территориях жизнь идет своим чередом: дети ходят в школу, работают государственные учреждения, открыты магазины, шумит восточный базар, по вечерам не испытывают недостатка в посетителях рестораны и кафе, горожане отдыхают в парках и скверах, суета взрослых гармонично сочетается с сигналами автомобилей и смехом детей. Одним словом, каждодневная жизнь сирийцев, какой её видят посещающие Сирийскую Арабскую Республику гости, проста, обычна и обыденна.

С 31 октября по 6 ноября 2024 года состоялась очередная (уже четвертая) паломническая поездка в Сирию, организованная Императорским Православным Палестинским Обществом при поддержке Министерства туризма Сирийской Арабской Республики и личном участии д-ра Самера, специалиста в сфере российско-сирийских отношений и экономики. Вошедшие в состав группы жители Москвы и Санкт-Петербурга, за исключением руководителя Паломнической секции ИППО игумена Серафима (Кравченко), в Сирии никогда не бывали, а потому их впечатления и эмоции были по-детски просты и искренни.
 
Пройдя паспортный контроль и получив багаж, мы были тепло встречены в здании Международного аэропорта Дамаска давними друзьями ИППО – Джафаром и Исамом, которые в скором времени доставили нас в … Россию: мы приехали в Представительство Русской Православной Церкви, чтобы помолиться в домовой церкви святого священномученика Игнатия Богоносца, епископа Антиохийского. По благословению настоятеля храма, архимандрита Филиппа (Васильцева), представляющего Патриарха Московского и всея Руси при Антиохийском Патриаршем Престоле, игумен Серафим совершил водосвятный молебен и прочел молитву «В путь шествовати хотящим». От имени паломников приходу были переданы свечи и богослужебные просфоры. Поклонившись мощам святого великомученика Иакова Персиянина и выслушав рассказ отца Филиппа об истории Представительства Московского Патриархата, наша группа направилась в Старый город.
 
В храме при Представительстве Русской Православной Церкви
 
В Кафедральном соборе Успения Пресвятой Богородицы, именуемом арабами Мариамия, паломническую группу ИППО приветствовал викарий Предстоятеля Антиохийской Церкви епископ Ларисский Моисей, который вручил каждому иконочку и угостил печеньем.
 
Паломники с епископом Ларисским Моисеем в Мариамия
 
Специально для гостей из России были открыты двери храма преподобного Иоанна Дамаскина (домовый храм при православной школе для арабских детей) и церкви Святого Креста – крупнейшего собора в Дамаске, построенного в 1932 году неподалеку от ворот святого Фомы (Баб Тума).
 
Церковь Святого Креста в Дамаске
 
Пройдя по узким мощеным улочкам Старого города, невольно вдыхая аромат арабского кофе и кондитерских пекарен, мы вскоре оказались у входа в подземную церковь, устроенную в доме святого апостола Анании: именно здесь жил Христов ученик из числа 70-и апостолов, которому Господь повелел идти в дом Иуды, располагавшийся на Прямой улице, и крестить пребывавшего там Савла, некогда гонителя христиан, а теперь – ослепленного ярким светом с неба на дороге в Дамаск и слышавшего обращенный к себе голос Христа (Деян. 9, 2-19). В крипте апостола Анании были пропеты тропарь, кондак и величание, а также прочитан отрывок из новозаветной книги «Деяния апостолов».
 
В подземной церкви св. ап. Анании
 
Затем паломнический маршрут привел нас к воротам «Баб Кисан», внутри которых устроена греко-католическая часовня в память о другом событии – бегстве из Дамаска апостола Павла, который из-за преследования иудеев вынужден был спуститься глубокой ночью в корзине по городской стене (Деян. 9, 22-25). Осмотрев настенные росписи, выполненные русскими иконописцами, и увидев макет корзины, в которой мог быть спущен апостол, мы, немного утомленные ночным перелетом и по нашим меркам летним (хотя и ноябрьским) солнцем, пошли в гостиницу, которая имела название «Прямая улица»: мы проживали там, где когда-то по соседним улочкам ступали ученики Спасителя и мужи апостольские, христиане первых веков, мученики и исповедники Антиохийской Церкви …
 
Ворота Баб Кисан
 
Второй день был полностью посвящен городу Сайедная: об этом христианском селении, его многочисленных храмах и монастырях можно говорить часами и писать книги, но это не поможет передать глубину тех чувств, которые испытывают паломники при посещении женской обители Рождества Пресвятой Богородицы и мужского монастыря святого Георгия Победоносца. По согласованию с Антиохийской Патриархией и по благословению игумении Февронии отец Серафим возглавил служение Божественной литургии в сослужении монастырского клирика. Умилительно пел сестринский хор, но еще большее впечатление произвело пение архимандрита Филиппа (Васильцева): арабские и церковнославянские тексты, греческие словосочетания облекались в восточные интонации и напевы. Под сводами кафоликона (главного монастырского храма) молитва от сердца и ума возносилась к небу: слезы благоговейной радости наворачивались у паломников на глазах.
 
Сайедная: на подступах к монастырскому входу
 
А перед литургией архимандрит Филипп совершил молебен в часовне-крипте, где хранится главная святыня – образ Божией Матери «Шагура» («Преблагословенная»), написанный самим апостолом Лукой. Во время молебна были вознесены особые прошения о бездетных родителях из России.
 
Сайедная: в часовне иконы Пресвятой Богородицы
 
Радушие игумении Февронии, которая всегда встречает паломников ИППО, было поистине безгранично: это и вкусный завтрак, это и личное общение, это и продолжительная душеспасительная беседа, это, конечно же, и подарки. В память о посещении обители и в благодарность за гостеприимство матушке игумении был преподнесен крест с украшениями, а сестрам розданы иконы и шоколадки.
 
Сайедная: в монастыре Рождества Пресвятой Богородицы
 
О жизни первых христиан нам напомнила пещера в монастыре святого Георгия: ещё в I веке в ней собирались верующие для совместной молитвы. Пещерные храмы пророка Илии и святой Феклы, устроенные в скале, на склоне которой возведена ротонда в честь Божией Матери, также погрузили нас в раннехристианскую эпоху.
 
Сайедная: у входы в пещерный храм св. Феклы
 
В самой обители мы помолились перед иконой великомученика Георгия, известной тем, что пуля, выпущенная в этот образ, не просто застряла в доске, а расплавилась, словно восковая свеча.
 
Сайедная: монастырь св. вмч. Георгия Победоносца
 
На вершине горы, примерно на высоте 2200 м над уровнем моря, нас встретил монах Гавриил – смотритель монастыря Херувимов. «Едиными усты и единым сердцем», хотя и на разных языках, был пропет тропарь Бесплотным силам в храме, сложенном из каменных блоков, относящихся к античному периоду. На территории этой высокогорной обители можно увидеть несколько пещер, датируемых III веком.
 
Монастырь Херувимов
 
Далее следовало приятное отклонение от маршрута и программы: в своем доме паломников из России принял руководитель Сирийского отделения Императорского Православного Палестинского Общества Мишель Аль-Тали: чай и кофе, восточные сладости, компоты и варенья из абрикосов, инжира и груш… Радушия и любви гостеприимных хозяев хватило на всех: каждый был окутан вниманием и заботой.
 
В гостях у руководителя Сирийского отделения ИППО
 
На исходе дня нам оставалось лишь посетить греко-католический монастырь святого Илии, сооруженный у входа в пещеру, в которой якобы скрывался от Иезавели Божий пророк. Предание сомнительное, но в монастыре сохранился средневековый пещерный православный храм: удивительной красоты и сохранности настенные росписи производят неизгладимое впечатление.
 
Древний алтарь и фрески в монастыре св. пророка Илии
 
Утро субботы мы провели во всемирно известной Маалюле, где до сих пор местные жители используют в устной речи арамейский язык. Монастырь 313-325 гг., посвященный святым мученикам Сергию и Вакху; расщелина в скалах, через которую спасалась бегством от преследователей святая равноапостольная Фекла; женский монастырь в честь первомученицы Феклы Иконийской; молебен в пещере перед ее святыми мощами; выросшее в стародавние времена на камнях дерево; святой источник – всё это надо видеть, здесь надо побывать и помолиться, потому что это святое место, выстоявшее под натиском террористов и возрождающееся ныне из пепла.
 
В часовне, где покоятся мощи св. равноап. Феклы
 
Нашу группу приветствовал духовник Маалюльской обители – архимандрит Матфей.
 
Маалюля: паломническая группа с архим. Матфеем
 
Сестры монастыря охотно вступали с нами в беседу, используя известные им русские слова, испрашивая молитв и благословения. А нам казалось, и мы в этом уверены, что молитвы тех, кто не убоялся боевиков, кто находился в числе взятых в плен заложников – вот чьи молитвы устремляются к Богу и достигают неба: и мы просили молитв у монахинь, оставляя им для поминовения записки с именами своих родственников и близких.
 
Горная расщелина в Маалюле
 
По дороге в Хомс мы заехали в редко посещаемый даже паломниками монастырь святого Георгия Победоносца в Кафр Бухум и в Хаму. В монастыре нас ожидала незапланированная встреча с христианской молодежью и местным священником, который вынес нам для поклонения ковчег с мощами великомученика Георгия и хранящиеся в храме старинные русские иконы.
 
Кафр Бухум: молодежная приходская группа и паломники
 
В Хаме мы полюбовались средневековыми водоподъемными колесами и отведали местный, только в Хаме производимый, десерт.
 
Водоподъемные колеса (нории) в Хаме
 
Вечером мы прибыли в Хомс. Знакомство с этим городом началось с посещения сиро-яковитского храма, в часовне которого хранится серебряный реликварий с самой большой в мире частью Пояса Пресвятой Богородицы. Перед святыней игумен Серафим (Кравченко) совершил молебен. Трогательно звучало общее пение молитвы «Царице моя Преблагая». Здесь же имеется ковчег с частицей мощей святого апостола Симона Кананита (Зилота).
 
Часовня Пояса Пресвятой Богородицы в храме Умм аль-Зенар
 
Затем нам открыли вход в подземную часть церкви Умм аль-Зенар: мы оказались в храме, основанном в 59 году (sic!). Не в 359 и даже не в 159, а в 59 году, то есть тогда, когда еще были живы основатели Антиохийской Церкви – апостолы Петр и Павел!
 
Хомс: игумен Серафим, Мишель аль-Тали и члены Сирийского отделения ИППО
 
Воскресный день начался с осмотра руин дома, некогда принадлежавшего родителям святого мученика Иулиана Эмесского (Эмеса – древнее название Хомса), литии на могиле русского полковника Арсения Лосьева (+1925, Хомс) и посещения храма святого мученика Иулина – безмездного врача и целителя, чудеса у гробницы которого происходят и в наши дни: одним из тех, кто получил исцеление от болезни, приносившей страдания и проблемы в течение 17-и лет, был наш соотечественник, посетивший этот храм в составе паломнической группы ИППО в ноябре 2023 года. Рассказ об этом удивительном чуде был положен на бумагу, засвидетельствован подписью исцелившегося и передан митрополиту Хомскому Григорию в назидание нашим современникам и потомкам.
 
Хомс: у гробницы св. мч. Иулиана Эмесского
 
У гробницы с мощами святого Иулиана игумен Серафим и настоятель храма иерей Антоний совершили молебное пение. Абуна (так называют священников арабы) Антониос помазал богомольцев елеем от лампады, подарил всем иконы небесного покровителя храма, а игумен Серафим передал в дар приходу икону преподобного Серафима Саровского с частицей его мощей, а также частицу мощей святого Алексия, Человека Божия.  
 
В кафедральном соборе в честь Сорока Севастийских мучеников игуменом Серафимом был совершен молебен перед вынесенным из алтаря на середину храма ковчегом с частью мощей Севастийских страстотерпцев.
 
В кафедральном соборе Хомса
 
Затем в здании Хомской митрополии последовала торжественная встреча с митрополитом Эмесским Григорием: основная тема, затронутая в рамках встречи, – реставрация икон.
 
Встреча с митрополитом Эмесским Григорием
 
Справка: В 1898-1899 гг. в храме Сорока Севастийских мучеников был установлен мраморный иконостас, изготовленный на средства Императорского Православного Палестинского Общества, о чем на иконостасе и Царских вратах имеются соответствующие надписи на русском и арабском языках. Беломраморный иконостас и деревянные Царские врата находятся в неизменно хорошем состоянии. Однако требуется капитальная реставрация написанных русскими мастерами 60-и икон, которые расположены в иконостасе: за 125 лет все они претерпели испытание временем. Реставрационные работы готов осуществить Центр византийского искусства и реставрации икон святого апостола Луки (руководитель Центра – архимандрит Спиридон Файад, г. Латакия, Сирия).
Председатель ИППО Сергей Степашин убежден, что «приведение в надлежащее состояние икон в иконостасе, который был в XIX столетии пожертвован нашими соотечественниками, членами Императорского Православного Палестинского Общества, главному храму Хомса, является важным и значимым шагом в деле укрепления международных отношений и межцерковных связей. Предпринимаемые нами сегодня усилия станут достойным и заметным вкладом в сохранение наследия ИППО в Сирии, видимым знаком преемственности международной линии Общества и обозначением нашего присутствия на Ближнем Востоке».
Общая стоимость реставрационных работ оценивается в 19.750 долларов: часть из этих средств уже собрана и передана Хомской митрополии для начала реставрационных работ. Значительный вклад в общую кружку для пожертвований внесло екатеринбургское отделение ИППО. Не остались в стороне как предприниматели, так и простые прихожане. Предстоит найти ещё 6.000 долларов для того, чтобы проект был завершен в срок и на достойном уровне. Контроль за расходованием средств, ходом выполнения и качеством реставрационных работ будут осуществлять митрополит Хомский Григорий (Хури-Абдулла) и руководитель Сирийского отделения ИППО г-н Мишель Аль-Тали.
 
В тот же день мы успели пройтись по стенам и башням замка крестоносцев Крак-де-Шевалье и помолиться за вечерним богослужением в Патриаршем мужском монастыре святого Георгия Победоносца в Долине христиан (монастырь «Хумайра» VI в.).
 
Замок Крак-де-Шевалье
 
После осмотра верхнего (нового), среднего (XVII в.) и нижнего (древнего) храмов нас ждал деревенский ужин и отдых в гостинице, расположенной в долине среди гор.
 
Вечер в Патриаршем монастыре св. Георгия Победоносца
 
Следующий день – это паломническая мозаика: крепостная церковь архангела Михаила в Белой башне (г. Сафита); мужской монастырь XVIII века в честь пророка Божия Илии (г. Сафсафа), где мы были сердечно приняты настоятелем обители.
 
Паломники в Ильинском монастыре (Сафсафа)
 
Успенский женский монастырь в Блеманне, о котором следует особо сказать несколько слов. Насельницы этой святой обители – игумения Макрина и монахиня Мария – являются духовными чадами преподобного Паисия Святогорца. В течение 4-х лет они были свидетельницами и очевидицами его молитв и духовных трудов. Рассказ о старце, почитаемом как в греческом мире, так и в России, из уст тех, кто его видел, кто с ним молился, кто назидался его наставлениями, стоит того, чтобы преодолеть тяготы горной и извилистой дороги, ведущей к этому монастырю. От имени паломнической группы для монастырской библиотеки были переданы изданные в России книги – труды преподобного Паисия Святогорца, а также исследования о нем и его духовном наследии.
 
Успенский монастырь в Блеманне
 
Вечером нас ждало краткое знакомство с Тартусом и прогулка по берегу Средиземного моря.
 
Предпоследний день был отдан Дамаску: еще раз мы прошлись по Прямой улице, поклонились части главы Иоанна Предтечи, бережно сохраняемой в особо устроенной внутри мечети Омейядов часовне. Надо сказать, что историческая мечеть Дамаска – это не что иное, как перестроенная христианская базилика в честь Иоанна Крестителя.
 
У часовни св. Иоанна Крестителя в мечети Омейядов
 
В тот же день состоялись официальные встречи руководителя Паломнической секции ИППО игумена Серафима Кравченко с Секретарем Священного Синода Антиохийской Православной Церкви епископом Селевкийским Романом и министром туризма Сирийской Арабской Республики г-ном Мохаммедом Рами Радван Мартини.
 
Как повествует житие преподобного Иоанна Дамаскина, несправедливо отсеченная его рука была вывешена на главной (надо полагать, торговой) площади сирийской столицы (кстати, Дамаск – старейший действующий столичный город, неизменно сохраняющий этот статус в течение нескольких тысячелетий). Теперь на месте центральной площади раскинулись торговые ряды и павильоны известнейшего и уникальнейшего по своему колориту рынка Хамидия.
 
Внутренний двор мечети Омейядов
 
В день, когда нам предстояло покинуть духовно богатую и необычайную по красоте страну, имя которой – Сирия, мы успели посетить монастырь на месте явления Господа Савлу в Коукабе и Георгиевский храм 515 года в городе Изра. В монастырском храме по благословению наместника обители архимандрита Матфея, уже знакомого нам по Маалюле, а теперь встретившего нас и в Коукабе, игумен Серафим (Кравченко) совершил молебен апостолу Павлу.
 
Храмовый комплекс в Коукабе
 
А в далеко расположенной от Дамаска церкви-октогоне VI века нас приветствовал наш давний знакомый – настоятель храма иерей Илия. Вместе с ним мы поочередно пропели песнопения, посвященные Георгию Победоносцу у его гробницы, в которой, по преданию, хранится часть мощей (палец) и щит святого великомученика.
 
Изра: гробница св. вмч. Георгия
 
Из Изры наш путь лежал в аэропорт. Позади – промчавшиеся 7 дней паломничества, огромный багаж непередаваемых впечатлений и духовных переживаний, эмоциональных потрясений и ярких воспоминаний, опыт молитвы в древних храмах и монастырях, живое общение с представителями духовенства и мирянами. В ходе этой поездки мы поклонились святыням и приобщились к созерцанию порой недосягаемых высот духовной жизни. Для кого-то такое приобщение послужило «во исцеление души и тела», а для кого-то, увы, оно стало «в суд или во осуждение».
 
Об Антиохийской Православной Церкви, ее храмах, святынях, монастырях и людях можно сказать очень многое и говорить можно очень долго; нельзя умолчать о самобытности и неповторимой красоте Сирии. Но, как писал русский поэт Афанасий Фет (1820-1892):
 
Как беден наш язык! – Хочу и не могу. –
Не передать того ни другу, ни врагу,
Что буйствует в груди прозрачною волною.
Напрасно вечное томление сердец,
И клонит голову маститую мудрец
Пред этой ложью роковою.
 
В Сирию надо приехать. В Сирии надо побывать. Сирию надо почувствовать. А любовь к Сирии придет сама собой!
 
Руководитель Паломнической секции ИППО
игумен Серафим (Кравченко)