ИМПЕРАТОРСКОЕ ПРАВОСЛАВНОЕ ПАЛЕСТИНСКОЕ ОБЩЕСТВО

«Комната Мицкевича» в Псковском археологическом музее

Важным событием в культурной жизни Пскова начала XX в. явилось открытие 26 марта 1909 г.1 в Поганкиных палатах «Комнаты Мицкевича», первой в составе Псковского археологического общества общедоступной коллекции.


Поганкины палаты 


Музей Псковского Археологического общества в Поганкиных палатах

Комната носила имя дарителя - действительного тайного советника, сенатора Аркадия Николаевича Мицкевича (1831-1909 гг.) и включала собрание русской и западноевропейской живописи, графики, скульптуры, предметов прикладного искусства. Первоначально «комната» размещалась на третьем этаже Поганкиных палат, а в 1915 г. переместилась на средний ярус.2

Посещение музея было платным и приносило ПАО ежегодный доход в 60-80 руб. Бесплатно эту художественную коллекцию могли осматривать только учащиеся художественно-промышленной школы им. Н.Ф. Фан-дер-Флита и рисовально-технических классов, которые с 1902 г. размещались здесь же, на третьем этаже палат. Таким образом, открытием «Комнаты Мицкевича» в 1909 г. было выполнено пожелание Елизаветы Карловны Фан-дер-Флит,3 высказанное ею в завещании, об устройстве при археологическом музее художественно-промышленного музея и при нем школы рисования им. Н.Ф. Фан-дер-Флита.4 Не случайно в ноябре того же года был принят устав этой школы,5 находившейся в ведении министерства торговли и промышленности (преобразовано в 1905 г. из министерства финансов). С последним была связана государственная служба как Н.Ф. Фан-дер-Флита, так и А.Н. Мицкевича.

Как единая коллекция собрание Мицкевича просуществовало до 1920 г., когда под руководством Е.М. Тихвинского6 были начаты разбор и систематизация музейных фондов,7 и в начале 1921 г. ряд произведений из этого собрания влился в новую экспозицию картинной галереи, открывшейся 1 апреля 1921 г. в здании бывшего предводителя дворянства. О составе коллекции А.Н. Мицкевича можно судить по каталогу,9 составленному на основании описи, сделанной самим дарителем в декабре 1904 г.

В экспозицию «Комнаты» входило 107 работ: 53 произведения русской, немецкой, итальянской, французской, голландской, японской живописи и графики, 22 скульптуры и 32 предмета прикладного искусства. Самой многочисленной группой были произведения русской школы (24), представленные иконой «Рождество Христово», «Портретом Нины Дивовой» кисти Д.Г. Левицкого и 22 работами русских художников XIX в. академического направления - С.В. Бакаловича, И.К. Айвазовского, С.Ф. Александровского, А.А. Риццони, Ю.Ю. Клевера, К.К. Буткевича. На втором месте по количеству работ стояли произведения немецкой школы (16): портреты Ганса Гольбейна Младшего, Христиана Вильгельма Дитриха, Антона Графа, пейзажи, батальные и жанровые сценки мюнхенских и берлинских художников XIX в. П. Бурмейстера, И.Э. Вейзера, К.Г. Циммермана и др. Среди произведений итальянской школы следует назвать имя Р.Я. Венецианца, Тинтореето, маньеристов ХVI в. А.А. Бронзино, Д.А. Парденоне. Две жанровые сценки неизвестных художников, а также работа ученика Рембрандта Говерта Флинка представляли голландскую живопись. В разделе французского искусства висели живописные работы Ф. Лемуана, Ж.В. Шарпантье, П.И. Дедре-Дорси и Я.Ф. Рене.

В коллекцию скульптуры входили многофигурные композиции в рост, бюсты, рельефы, мелкая пластика, выполненные из мрамора, бронзы, гипса, бисквита, слоновой кости итальянских, французских, немецких, греческих и русских мастеров салонно-академического направления. Привлекали внимание работы Мишеля Клода Француа Клодиона, Александра-Жозефа Фальгера, а также Джованни Батиста Ломбарди и Антонио Ботиннели. 

В небольшом собрании прикладного искусства нашло отражение увлечение Запада и России искусством Востока: это фарфоровые вазы, блюда, чайные приборы японской и китайской работы, японские лаковые ящики с перламутром, дорожный сундук, египетские ширмы.


Поганкины палаты после Великой Отечественной войны

Судьба коллекции Мицкевича оказалась печальной: из 107 работ сохранились только 12 - произведения И.К. Айвазовского, С.Ф. Александровского, И.К. Буткевича, А.А. Риццони, П.И .Дедре-Дорси, Ж.В. Шарпантье, Ф. Лемуана, А. Графа.

Состав коллекции А.Н. Мицкевича, представлявшей в основном произведения мастеров академического направления, был, несомненно, обусловлен происхождением, образованием и тем положением, которое занимал Аркадий Николаевич. Сведения же об А.Н. Мициевиче отрывочны и скупы.

Родился Аркадий Николаевич Мицкевич в 1831 г.,10 происходил из полтавских дворян. Но уже во второй половине XIX в. фамилия Мицкевичей в Полтавской губернии не значилась,11 близкие родственники Аркадия Николаевича (отец, брат, сестра, дяди) проживали Петербурге.12 На протяжении всего XIX в. фамилия Мицкевичей не встречается и в списках дворян Псковской губернии:13 вероятно, Аркадий Николаевич был связан с Псковом по женской линии.

А.Н. Мицкевич окончил юридический факультет С.-Петербургского университета, прослужив год в С.-Петербургской губернской прокуратуре, перешел в канцелярию Правления I округа путей сообщения, где прослужил пять лет (1852-1857 гг.) и получил чин титулярного советника. В течение четырех лет на государственной службе он не был, а по истечении этого срока в 1861 г. поступил в канцелярию Морского министерства, где проработал 13 лет (1861-1874 гг.). Здесь он проявил особую активность и исполнительность, постепенно занимая должности от младшего помощника делопроизводителя до делопроизводителя, участвовал в плавании русской эскадры к шведским и датским берегам (1865 г.), а также исполнял особые поручения в Греции (1870 г.), за что ему было объявлено «именное монаршее благоволение» и он был награжден иностранными орденами. В Морском министерстве А.Н. Мицкевич работал в разных комитетах и комиссиях, принимая участие в трудах по освобождению от крепостной зависимости черноморских поселян (1862 г.), участвовал в устройстве общей государственной типографии (1870 г.), являлся членом комитета по разработке Устава общего подаяния. За успешную работу он получил чин надворного советника, а затем действительного статского советника.

Вице-директором, а затем и директором канцелярии Морского министерства, где служил А.Н. Мицкевич, был С.А. Грейг, которому покровительствовал великий князь Константин Николаевич. Уже тогда А.Н. Мицкевича и С.А. Грейга связывали, видимо, не только служебные, но и дружеские отношения. Вероятно, благодаря С.А. Грейгу А.Н. Мицкевич в 1874 г. сначала перешел на службу в Государственный контроль, а в 1878 г. стал директором канцелярии министерства финансов. Служба в этих двух государственных учреждениях была для А.Н. Мицкевича успешной. Он работал в различных комиссиях, в годы русско-турецкой войны 1877-1878 гг. выезжал в действующую армию на Дунае, в Румынию, Болгарию, в Одесский военный округ. Его заслуги были отмечены награждением пятью орденами: Св.Владимира III ст., Св.Станислава, Св.Анны I ст., Кн.Даниила I ст., Белого Орла, а также медалью в память войны 1877-1878 гг. В возрасте 39 лет Аркадий Николаевич стал тайным советником, гофмейстером двора Его Величества, а в 1896 г. - сенатором.

На протяжении всей своей службы в министерстве финансов А.Н. Мицкевич был связан с деятельностью Русского общества пароходства и торговли (РОПиТ): регулярно присутствовал на его Советах, встречался с Н.М. Чихачевым,14 с Н.Ф. Фан-дер-Флитом, который после смерти отца в 1873 г. входил в Совет общества. Об этих встречах в своих дневниках часто упоминал Н.Ф. Фан-дер-Флит.15 «Заседали с Чихачевым в Русском Обществе, - писал он, например, в 1882 г. - ...Все обедали у Мицкевича, который очень любезный хозяин и мастер по кулинарной части».16

А когда адмирал Чихачев покинул пост директора Одесского отделения РОПиТ, А.Н. Мицкевич был среди тех, кто на освободившееся место выдвигал Н.Ф. Фан-дер-Флита. Этот важный момент в жизни последнего отмечен особо, он писал: «На 6 часов у нас торжественный обед на 14 человек».17 Среди приглашенных были Чихачев и Мицкевич.

По долгу службы Мицкевичу часто приходилось бывать в Одессе, где в 1884-1894 гг. жили Фан-дер-Флиты. Мицкевич обследовал различные агентства РОПиТ на Кавказе, Крымском побережье, на Босфоре, Греческом архипелаге, выяснял условия плавания по Александрийской и Анатолийской линиям, выезжал в Турцию, Грецию, Палестину, Египет, Испанию, Италию, Францию, Германию. Именно там он мог приобретать произведения искусства. В дневниках 1880-х гг. Фан-дер-Флит очень часто отмечал встречи с Мицкевичем, сообщал об осмотрах вместе с ним кораблей, о посещении конторы РОПиТ в Одессе, о совместных обедах.18 Аркадий Николаевич часто бывал у Фан-дер-Флита дома как в Одессе, так и в Петербурге.

В 1889 г. они вместе осматривали Всемирную выставку в Париже,19 их интересовали новинки в области науки и техники. От министерства финансов Мицкевич входил в комиссию по организации Всероссийской художественно-промышленной выставки 1880 г. в Москве и знаменитой Нижегородской выставки 1896 г., в оформлении павильонов которой принимали участие К.А. Коровин, М.В. Нестеров и М.В. Врубель. Несомненно, Мицкевич посещал экспозиции художественных отделов этих выставок.

Многие чиновники министерства финансов были коллекционерами и библиофилами, и Мицкевич с ними общался. Так, во время посещения им Пскова в 1904 г. его имя было поставлено в книге посетителей музея ПАО рядом с именем тайного советника Павла Викторовича Кухарского, сын которого был библиофилом и ревностным собирателем гравюр.20 Письменных свидетельств о знакомстве Мицкевича с художниками, графиками, скульпторами не сохранилось, но то, что эти встречи были, подтверждают художественные произведения его коллекции: «Портрет Мицкевича» С.Ф. Александровского, портрет коллекционера скульптора Антонио Ботиннели, изображение Мицкевича в этюдах К.К. Буткевича. Встречался он не только с художниками, но и с коллекционерами. Так, сохранилось два письма его М.Н. Никонову21 крупному коллекционеру, который вел переписку с М.И. Семевским, К.К. Случевским, П.П. Сведомским, А.Ф. Бычковым, а также с западноевропейскими художниками и скульпторами конца XIX в. В 1892 г. Мицкевич писал, например, М.Н. Никонову: «Был сегодня у Вас и... увлекся Вашей художественной коллекцией».22

Любовь к искусству и желание сделать его доступным широкому зрителю провинции заставили А.Н. Мицкевича не только собрать произведения искусства, но и написать завещание, в котором он дарил свою коллекцию «...родному Пскову, дабы положить в нем основание художественному музею».23 Тем самым А.Н. Мицкевич повторил гражданский подвиг П.М. Третьякова, остался в памяти поколений.

_____________
Примечания

1. Псковская жизнь, 1909, 29 марта.
2. Труды ПАО за 1914-1915 гг. Вып.12, Псков, 1915. С.187.
3. Елизавета Карловна Фан-дер-Флит (урожд. Пистолкорс, 1839-1904 гг.)- жена Н.Ф.Фан-дер-Флита (1840-1896 гг.), видного псковского земского деятеля, владельца имения Быстрецово, в 1861-1878 гг. служившего в министерстве финансов, а в 1884-1894 гг. - директора Одесского отделения русского общества пароходства и торговли (РОПиТ).
4. Исторический вестник. Т.II. 1907. С.747.
5. Труды ПАО за 1909-1910 гг. Вып.6. Псков, 1910. С.109-110.
6. Евгений Михайлович Тихвинский (1893-1942 гг.), в 1920 г. - уполномоченный по Псковской губернии, возглавил псковскую секцию охраны памятников старины и искусства, руководил всей музейной работой в Пскове и губернии.
7. ЦГА СПб., ф.2555, оп.1, д.1368, л.96.
8. ПГИАХМЗ, Отдел каталогизации. Довоенные карточки.
9. Труды ПАО за 1909-1910 гг.
10. ЦГА СПб., ф.1350, оп.87, ч.22, д.547. л.899.
11. Памятная книга Полтавской губернии. Полтава, 1865; Памятная книга Полтавской губернии. Полтава,1909.
12. Петербургский некрополь. Т.2. СПб., 1912. С.151.
13. В 1909 г. в Порховский уезд переехал Николай Антонович Мицкевич, потомственный дворянин Костромской губернии, и стал работать губернским землемером. Никакого отношения к А.Н. Мицкевичу он не имел. ГАПО, ф.110, оп.1. д.595, лл.1-4; ф.20, оп.1, д.3160 л.32; ф.Р-320, оп.1., д.13. л.9.
14. Николай Матвеевич Чихачев (1830-1917 гг.)- генерал-адъютант, адмирал, в 1862-1884 гг. - директор Одесского отделения РОПиТ, с 1884 г. начальник Главного морского штаба, в 1888-1895 гг. - управляющий Морским министерством, владелец имения Добрывичи в Псковской губернии, душеприказчик Е.К. Фан-дер-Флит.
15. ОР РНБ, ф.806, №№69, 70, 78, 84, 89, 90, 91 за 1882-1890 гг.
16. Там же.
17. Там же.
18. Там же.
19. Там же.
20. ПГИАХМЗ, Отдел редких и рукописных книг, ф.ПАО.
21. ОР РНБ, ф.521, №95: письмо к М.Н.Никонову. 1892 г.; ф.682, №166: письмо к Н.Н. Селифонтову, 1892 г.
22. ОР РНБ, ф.521, №95.
23. Труды ПАО за 1909-1910 гг.

Кудрявцева Ольга Анатольевна – старший научный сотрудник отдела редких и рукописных книг Псковского музея-заповедника "Псков" №14, 2001. С.19-22.

Фото: Псковский государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник