Памятная доска в честь Елизаветы Фёдоровны была открыта 1 ноября на фасаде бывшего дворца принца Карла – месте рождения Великой княгини в городе Дармштадт.
Проект, подготовленный к 154-летию Елизаветы Фёдоровны, реализован благодаря совместной инициативе России и городских властей Дармштадта (федеральная земля Гессен), лично обер-бургомистра Йохена Парча, председателя Совета директоров организации пенсионного страхования Гессена Биргит Бюттнеp, а также Гессенского отделения Императорского Православного Палестинского Общества (ИППО). Организацией установки Памятной доски и торжественных мероприятий занимались Генеральное консульство РФ во Франкфурте под руководством Александра Булая и Гессенское представительство ИППО (руководитель Денис Судобин). Отрадно, что в эпоху политических штормов культурные связи между Россией и Германией продолжают активно развиваться и крепнуть.
Договорённость об открытии Памятной доски была достигнута после полугодовых переговоров. Данное событие – первое мероприятие такого рода в российско-германских культурных отношениях. Идея установки памятной доски принадлежит Международной общественной организации – Императорскому Православному Палестинскому Обществу (ИППО) и лично её руководителю Сергею Степашину. Организацией установки занималось Генеральное консульство РФ во Франкфурте, организацией торжественных мероприятий – Гессенское представительство ИППО.
На торжественных мероприятиях также присутствовали ландграф гессенский Донатус, консул РФ во Франкфурте-на-Майне Александр Булай, представители православного духовенства: Марк, архиепископ Берлинский и Германский (Русская Православная Церковь Заграницей), Тихон, архиепископ Подольский, Управляющий Германской и Берлинской епархией, а также представители российской и европейской творческой и научной интеллигенции.
С приветственным словом к собравшимся обратился Посол России в ФРГ Сергей Нечаев:
– Ровно 154 года назад здесь, в Дармштадте, родилась женщина, жизненный путь которой стал символом, не имеющим национальных границ, общечеловеческих нравственных устоев милосердия, веры и человеколюбия... Великая княгиня Елизавета своими деяниями показала несостоятельность суждений, разделяющих людей по языку, крови и политическим пристрастиям для оправдания жестокости и насилия, противопоставив этому веру в Бога и человеческую добродетель. В сегодняшнем мире Елизаветинское наследие в этом смысле особенно востребовано и имеет для нас непреходящее значение. Нравственное наследие, оставленное Великой княгиней, учит нас одному: если вы любите свою страну, то сделайте так, чтобы и в вашей стране, и у ваших соседей царил мир.
Посол России также выразил глубокую признательность Императорскому Православному Палестинскому Обществу за «восстановление исторической памяти».
Обер-бургомистр Дармштадта Йохен Парч также выступил на этом мероприятии:
– Благодарю за сотрудничество представителей России, Русской Церкви, а также Императорское Православное Палестинское Общество за инициативу по созданию этой памятной доски. Это сотрудничество очень сблизило нас за последние месяцы и надеемся, что такое доверительное партнёрство продолжится и далее.
Инициатор установления доски Сергей Степашин, Председатель ИППО, поблагодарил всех, кто участвовал в установлении памятной доски: скульпторов под руководством Михаила Сердюкова, создавших памятную доску, обер-бургомистра Дармштадта Йохена Парча, Посла России в Германии Сергея Нечаева, консула РФ во Франкфурте Александра Булая и всех российских дипломатов, принявших участие в подготовке к мероприятию.
– Любовь к семье и к своему мужу и, конечно же, милосердие определяли жизнь Елизаветы Фёдоровны, ─ сказал гостям события Председатель ИППО. ─ ... Когда немецкая принцесса, воспитанная в строгих лютеранских традициях, приехала в Россию, она попала в чужую среду. Но она приняла Россию, полюбила её и стала даже более русской, чем многие русские, жившие там. Но в то же время она очень любила свою историческую родину, любила и Англию, ведь она была внучкой королевы Виктории...
Если бы меня спросили, кем же была Елизавета, я бы ответил: она была человеком мира, то, что нам сегодня так не хватает! Её смерть была трагической и страшной. Она могла уехать в 1917 году после известных событий из России, но она отказалось, сказав: «Почему я должна уезжать из страны, которую я люблю?!» И когда нам сегодня говорят, что прошло уже 100 лет и хватит вспоминать прошлое, я думаю, это неправильно. Потому что 100 лет назад в моей стране был развязан красный и белый террор и Великая княгиня Елизавета стала одной из первых жертв этого террора...
В этот же день, помимо открытия Памятной доски в Дармштадте, прошли и другие торжественные мероприятия, включая Божественную литургию, заседание, посвящённое памяти Великой княгини и её роли в истории двух стран, а также дружественный приём по случаю данного события.
Справка «МК-Германии»
Великая княгиня Елизавета Фёдоровна – принцесса Гессен-Дармштадтская. В супружестве – Великая княгиня царствующего Дома Романовых. Старшая сестра последней российской Императрицы Александры Фёдоровны. Почётный член и Председатель Императорского Православного Палестинского Общества с 1905 по 1917 год. Основательница Марфо-Мариинской обители в Москве. В обители были созданы больница, амбулатория, аптека, где часть лекарств выдавали бесплатно, приют, бесплатная столовая и ещё множество учреждений. В Покровском храме обители проходили просветительские лекции и беседы, заседания Императорского Православного Палестинского Общества, Географического общества, духовные чтения и другие мероприятия.
Поселившись в обители, Великая княгиня Елизавета Фёдоровна вела подвижническую жизнь: ночами ухаживала за тяжелобольными или читала Псалтырь над умершими, а днём трудилась, наряду со своими сёстрами, обходя беднейшие кварталы, сама посещала Хитров рынок – самое трущобное место тогдашней Москвы, вызволяя оттуда малолетних детей. Там её очень уважали за достоинство, с которым она держалась, и полное отсутствие превозношения над обитателями трущоб.
В ночь на 18 июля 1918 года Великая княгиня Елизавета Фёдоровна была убита большевиками: сброшена в шахту Новая Селимская, в 18 км от Алапаевска.
Источник: «Московский комсомолец»