ИМПЕРАТОРСКОЕ ПРАВОСЛАВНОЕ ПАЛЕСТИНСКОЕ ОБЩЕСТВО

Московское отделение ИППО выступило организатором благотворительной выставки в поддержку детей Донбасса

Необычную акцию организовало Московское отделение Императорского православного палестинского общества (председатель Сергей Байдаков) в галерее Фонда «Крафт-Павлова» в Армянском переулке.

Множество современных российских художников (числом под 60), неравнодушных к тому, что происходит на территории Юго-Восточной Украины, решили словом и делом помочь беженцам из Донецка и Луганска. Каждый предоставил для благотворительного аукциона по картине (а то и по две), и все вырученные деньги адресно поступят детям, бежавшим от войны и нашедшим приют в Ростовской, Тульской, Воронежской и Орловской областях.

...Пока картины развешивают в залах галереи, мы пообщались с известными художниками (среди которых Андрей Гросицкий, Ната Конышева, Варвара Бахметьева, Андрей Будаев, Клара Голицына, Вера Ельницкая, Александр Элмар, Николай Лавецкий etc.), и, несмотря на «разницу в почерке», авторы были солидарны по части любой помощи нуждающимся.

Любопытно, что Леонид Ротарь и Алексей Беляев-Гинтовт несколько месяцев назад своими силами уже хотели «созвать» подобный благотворительный аукцион, но вышли какие-то организационные неувязки; теперь же они с удовольствием участвуют наравне с другими авторами в акции ИППО «Художники Москвы — детям Донбасса». Деньги пойдут на продукты питания для детей, лекарства, теплую одежду и школьные принадлежности — впереди же учебный год.

— Алексей, — обращаюсь к Беляеву-Гинтовту, — какую картину предложили для выставки вы?

— Это портрет Льва Николаевича Гумилева. Написан недавно. Размер небольшой. Интересные параллели прослеживаются. Мистические. Недавно был в Новороссии, встречался там со всеми предводителями восстания. Так вот Александр Бородай, который принимал нашу делегацию, юношей застал Гумилева и рассказывал нам о том значительном влиянии, которое на него Лев Николаевич оказал...

— Сколь важна нынешняя арт-акция?

— Я считаю, что можно было бы сделать в тысячу раз больше. То, что Россия открыто не помогает Новороссии, скрывает свою помощь — для меня это не имеет никаких рациональных объяснений. Идет война. Наших соотечественников убивают. Поэтому я ЗА любые формы помощи.

Художник Леонид Ротарь также весьма воодушевлен происходящим:

— От всего сердца отдаю свою картину — она стала центральной в каталоге, это «Мальчик на кресте» (у меня несколько картин данного цикла, конкретно на этой изображен мальчик, обнимающий золотистый крест; размер небольшой, чтоб не смущать покупателя, хотя готов был предоставить и 2x2 метра)... В первую очередь отдал бы в пользу ополченцев, но раз акция посвящена детям — значит, так тому и быть. Сейчас есть много художников, ратующих за правое дело и все свое творчество посвящающих определенному вектору и в искусстве, и в политике, и в эстетике. Так что выставка получилась достойная. Надеюсь, такими же будут результаты.

— Но ваша картина, если правильно понимаю, написана давно?

— Скажу так: с начала 90-х годов и я, и Беляев-Гинтовт неизменно отстаиваем одни и те же позиции, не меняя их. Сейчас наши позиции неожиданно соприкоснулись с реальностью. «Мальчик на кресте» создан в 2006-м, и вот сейчас он стал необычайно актуальным — хотите, назовите это красивым словом «метафизика»...

Относительно стилевых особенностей выставки нас просветил арт-критик Арсений Штейнер:

— Картины, понятно, очень и очень разные; но в целом их можно разделить на два направления: во-первых, это художники, с которыми традиционно работает муниципальная галерея А3 (один из организаторов этой выставки), — знаменитый Андрей Гросицкий, прекрасная экспрессивная художница Ната Конышева; а во-вторых, это представители молодого движения, которое развивается в последний год — его можно условно назвать «новый русский реализм». Это Леонид Ротарь и его ученики; Елена Ковылина, некогда ученица Марины Абрамович, — одна из самых известных московских перформансисток, около года назад «переключила регистр» и занялась реалистической живописью; Беляев-Гинтовт формально к новому русскому реализму не принадлежит, но эту резкую тему он все равно продвигает много-много лет.

— Правильно ли я понимаю, что реализм вновь начинает отвоевывать себе прежде утраченные позиции?

— Скажу так. Традиционно повелось, что современное искусство считало себя левым, было обязано бесконечно протестовать, работать против существующего порядка вещей. А в последнее время эта непродуктивная тенденция (вредная прежде всего для самого искусства) завершается. И этот аукцион — одно из многих мероприятий последних месяцев, которое показывает, что современное искусство уже не занимается борьбой с чем попало, а начинает ориентироваться на здоровые ценности.

Абсолютно четкую позицию по данному вопросу имеет и Сергей Байдаков, председатель московского отделения Императорского православного общества:

— Со дня своего основания в 1882 году Императорское православное палестинское общество помогало соотечественникам на Ближнем Востоке, поддерживало христиан на Святой Земле. В настоящее время старейшая в России неправительственная организация ведет сбор гуманитарной помощи гражданскому населению пострадавших от военных действий стран, в том числе Сирии и Украине. Уверен, что гуманитарная миссия московских художников получит общественную поддержку, в том числе уважаемых меценатов, деятелей культуры, лидеров общественного мнения. Надеюсь, безвозмездное служение братскому украинскому народу поможет стабилизировать геополитическую обстановку на Юго-Востоке Украины и поспособствует установлению мира в регионе.

Ян Смирницкий. "Московский комсомолец" №26581 от 25 июля 2014