ИМПЕРАТОРСКОЕ ПРАВОСЛАВНОЕ ПАЛЕСТИНСКОЕ ОБЩЕСТВО

О паломничестве в Воронежскую митрополию

В рамках реализуемой Императорским Православным Палестинским Обществом и ОАО «Российские железные дороги» программы «Святыни России» 44 паломника из Москвы и Подмосковья 28 сентября побывали в Воронежской и Россошанской епархиях. Поездка, состоявшаяся по благословению митрополита Воронежского и Лискинского Сергия, была организована Паломнической секцией ИППО и Паломническим отделом Воронежской епархии.

С первыми лучами солнца поезд РЖД сделал остановку в Россоши, где паломников ожидал автобус: им предстоял еще полуторачасовой переезд в Костомаровский Спасский женский монастырь.
 
Костомарово: паломники ИППО у входа в пещерный храм
 
Справка: В толще меловой горы, находящейся примерно в 3-4 км от Дона, неведомыми подвижниками были ископаны удивительные пещерные храмы, ставшие уникальными памятниками христианской культуры и безмолвными свидетелями силы духа и веры их безымянных создателей.
Никаких письменных свидетельств о времени создания и о подвижниках, населявших Спасскую обитель, не сохранилось.
 
Пещерный храм в честь святых мучениц  Веры, Надежды, Любови и матери их Софии
 
Существует несколько гипотез о времени возникновения пещерных храмов и монастырей в землях среднего Дона. Одна из них предполагает их древнее происхождение: по ряду признаков можно увидеть необыкновенное сходство меловых подземных монастырей Дивногорья, Белогорья и Костомарова с древними пещерными сооружениями Каппадокии, созданными христианами, бежавшими от кровавых гонений римских императоров еще в I-II вв. по РХ. Центральное место в них занимает храм с довольно большим пространством, высокими сводчатыми потолками, опирающимися на массивные меловые колонны. И уже от храма идут многочисленные разветвления ходов с одинаково обустроенными кельями и усыпальницами.
Другая гипотеза – о создании пещерных монастырей Подонья в период с XVII по XIX век – никак не противоречит тому, что начало этому удивительному явлению было положено еще в древние времена, вероятно в VII-X веках.
 
Пещерная келья
 
После революционных событий 1917 года и крушения Российской империи большинство храмов и монастырей было закрыто и разрушено, а духовенство и верующие миряне подверглись жестоким гонениям. Подобная участь постигла и две хорошо известные в России пещерные обители – Успенский Дивногорский и Воскресенский Белогорский мужские монастыри. Но непостижимым Божественным Промыслом именно во времена господства безбожной власти Костомаровская пещерная церковь была освящена в честь Спаса Нерукотворного. Это произошло после Великой Отечественной войны. В 1946 году по многочисленным и настоятельным просьбам верующих близлежащих сел в пещерном храме села Костомарово официально было разрешено совершать богослужения. Нужно отметить, что после 1917 и вплоть до начала 40-х годов здесь тайно совершали свой молитвенный труд отдельные подвижники. Самым известным из них был блаженный старец Петр Еремеенко, уроженец села Белогорье.
9 октября 1959 года Подгоренский райисполком принял решение о закрытии Спасской церкви. Членам общины, жившим в деревянном доме близ пещер, местные власти создали такие условия, что они вынуждены были покинуть эти места и разойтись.
Несколько десятилетий Костомаровские пещеры находились в запустении. Их стены полностью закоптили факельной гарью и изрезали различными надписями случайные посетители и искатели приключений. Но 1993 году начались работы по их восстановлению. На протяжении нескольких лет ими руководил протоиерей Александр Долгушев, который в то время был благочинным Острогожского церковного округа Воронежской епархии. В 1997 году был открыт Спасский женский епархиальный монастырь. С этого момента началась новая история Костомаровских пещер. Требовалось приложить немало душевных и телесных сил, чтобы среди овеваемых сильными ветрами и поросшими ковылем меловых гор построить монастырь.
 
Паломники ИППО в Костомаровском монастыре
 
За минувшие два с половиной десятилетия это место совершенно преобразилось. Пещерный комплекс был полностью восстановлен, возведен наземный храм в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших», в котором сейчас ежедневно совершаются богослужения. Построены новые корпуса и хозяйственные помещения.
 
В год открытия обители из Покровского храма г. Павловска была передана в дар икона Божией Матери, написанная на листе цинка. В годы богоборчества она была прострелена шестью пулями, следы от которых сохранились до сегодняшнего дня. В монастыре этот образ стал главной святыней и прославился как чудотворный. По благословению митрополита Воронежского и Лискинского Сергия икону стали именовать Костомаровской.
Спасский женский монастырь в настоящее время посещает большое число паломников из разных мест России, ближнего и дальнего зарубежья. Эта обитель привлекает не только удивительной и своеобразной красотой природы. Ее пещерные храмы свидетельствуют о поразительной, непостижимой духовной силе, которой обладали их безымянные создатели. Недостижимость и сокровенность их подвигов, твердое, неотступное стремление к своему Творцу, навеки запечатленное в могучих меловых сводах и столпах пещерных храмов, поражают и смиряют ум современного человека, а также вдохновляют и наполняют Божественной благодатью, пробуждая в душе память о вечном.
 
Служение Божественной литургии в пещерном храме святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии возглавил руководитель Паломнической секции ИППО игумен Серафим в сослужении клирика Спасской обители иерея Александра. Умилительное пение сестринского хора, исходящий от восковых свечей свет, отсутствие окон, аскетичное убранство пещерной церкви – всё это создавало особую атмосферу для молитвы, исходившей из глубины души и обращенной к Богу.
 
Божественная литургия в пещерном храме
 
По окончании богослужения по благословению игумении Елены монахиня Сергия провела паломников по меловым кельям, показала пещерный храм преподобного Серафима Саровского, под сводами которого в память о пасхальном приветствии батюшки Серафима «едиными усты и единем сердцем» было исполнено песнопение «Христос воскресе» и пропето величание Саровскому старцу.
 
В храме прп. Серафима Саровского
 
В наземном храме в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших» богомольцы поклонились чтимому образу Царицы Небесной «Костомаровская».
Перед дальней дорогой в Воронеж паломникам был уготован царский завтрак: монастырские блюда, приготовленные с любовью руками сестёр, произвели на нас не меньшее впечатление, чем окружающие Спасскую обитель ландшафты.
 
Завтрак по-костомаровски
 
К двум часам пополудни автобус доставил нас в центр Воронежа. Проделав небольшой отрезок пути пешком по улице, некогда именовавшейся Введенской, паломники оказались в Алексиево-Акатовом женском монастыре.
 
Справка: Обитель эта, одна из старейших в Воронежской епархии, основана в 1620 году. Воронеж в то время был небольшим городом-крепостью, имевшим исключительно военное значение: находившийся на южной окраине Русского государства, он защищал наши земли от набегов крымских и ногайских татар и «всяких неприятельских воинских людей». В 1620 году к городу подошло многочисленное войско литовцев и черкасов (так называли в ту пору казачьи отряды, состоявшие на службе у Польско-Литовского государства). Воронежцам предстоял неравный бой. Тем не менее, всецело полагаясь на помощь Божию, они предприняли вылазку, имевшую необычайный успех: неприятель бежал и с тех пор набеги на город прекратились.
 
В избавлении от грозившей опасности горожане явно увидели милость Божию и небесное заступничество святых угодников, прежде всего святителя Московского Алексия, в день памяти которого произошло сражение. Чувство благодарности выразилось в желании построить в городе храм и посвятить его святому, который не раз спасал Русскую землю от ига иноплеменных.
 
Так, в 1620 году, игумен Кирилл, получив участок земли, закрепленной за монастырем – Акатову поляну, заросшую вековыми деревьями возвышенность с покатым склоном к реке (потому, наверное, именовалась она Акатовой) – сам перешел на новое место с несколькими единодушными братьями, положив таким образом начало второй по времени воронежской обители. На Акатовой поляне вскоре построили деревянную церковь, освященную во имя святителя Алексия, келью для игумена и несколько келий для старцев. Жизнь в обители строилась на началах пустынно­жительства, общежитие было введено позднее.
 
Главный храм и колокольня Акатова монастыря
 
В начале ХХ века обитель продолжала жить размеренной жизнью городского монастыря: совершались уставные службы, братия трудилась на послушаниях, старцы молились, но жить спокойной жизнью оставалось считанные годы. Уже в 1918 году власти затребовали списки монастырских ценностей. В начале 1930 года городские власти запретили колокольный звон, будто бы беспокоивший окрестных жителей. Часть зданий, принадлежавших монастырю, еще ранее была отобрана.
К лету 1931 года монахов на Акатовой поляне уже не осталось. Церковь была отдана под жилье рабочим паровозно-ремонтного завода имени Дзержинского. Старинную шатровую колокольню приспособили под сарай, пристроив к ней деревянный навес. В 1930-е годы пытались взорвать надвратную колокольню. При этом были разрушены верхние ярусы и повреждены близстоящие дома, что удержало богоборцев от повторения взрыва. Имущество монастыря, не изъятое ранее, было расхищено. После закрытия большая часть икон оказалась в запасниках Воронежского музея изобразительных искусств, и, не вывезенные во время войны, они были сожжены во дворе музея в период немецкой оккупации города. Судьба чудотворных икон «Троеручица» и «Живоносный Источник» остается неизвестной. Осквернено и сровнено с землей кладбище, на котором были похоронены многие настоятели монастыря и братия, а также благотворители обители, представители некогда известных в городе дворянских и купеческих фамилий. Возвращаясь после освобождения Воронежа в 1943 году в разрушенный город, люди селились в уцелевших зданиях обители. В последующие годы по мере восстановления города и строительства нового жилья монастырская территория снова опустела. Только в бывшем настоятельском корпусе, соединявшемся с полуразрушенной надвратной колокольней, в 1960-е годы размещались художественные мастерские. На стенах давно опустевшего храма упражнялись скалолазы. Святое место, где стояла некогда обитель святителя Алексия, за несколько десятилетий богоотступничества превратилась в заросший бурьяном и заваленный строительным мусором пустырь, над которым возвышалась шатровая колокольня, взятая под охрану как памятник старины.
В 1989 году святое место с полуразрушенным храмом и остатками немногих сохранившихся монастырских строений было передано Воронежской епархии, и в марте того же года начались восстановительные работы. По благословению митрополита Воронежского и Лискинского Сергия в последние годы были восстановлены все принадлежавшие монастырю храмы и здания, уцелевшие в годы богоборчества. На старинную шатровую колокольню, безмолвствовавшую целое столетие, вновь подняли колокола. Заново построены келии на месте снесенных казначейского, братского и настоятельского корпусов. В 2015 году восстановлена церковь во имя преподобного Сергия Радонежского в здании бывшей надвратной колокольни. Так как восстановить разрушенные в 1930-е годы верхние ярусы не представляется возможным, здание завершено пятью главками с крестами — такой вид имело оно еще до возобновления храма, когда служило гостиницей для духовенства монастыря и паломников, издали привлекая внимание всех приближающихся к святой обители.
 
Гостеприимный и радушный прием ожидал столичных паломников и в Акатовом монастыре: после трапезы, позволившей подкрепить физические силы, насельница обители рассказала гостям об истории монастыря и ее святынях, сопроводив нас и в главный храм в честь святителя Московского Алексия, и на могилу блаженной Феоктисты. Милостью Божией явилась для нас возможность увидеть и приложиться к древней вышитой золотыми нитями пелене, которая когда-то покрывала раку с мощами святителя Митрофана, первого епископа Воронежского.
 
Вышитая золотыми нитями пелена с изображением свт. Митрофана Воронежского
 
Поблагодарив игумению Варвару, возглавляющую обитель с 1992 года, за заботу и попечение о нашей паломнической группе, мы направились на святой источник, над которым ныне возвышается храм святителя Митрофана Воронежского.
 
Справка: На месте, где сейчас расположен главный корпус Воронежского университета, прежде находился Митрофановский монастырь, который был одним из важнейших религиозных центров православной России и одной из главных достопримечательностей Воронежской губернии. Комплекс зданий Митрофановского монастыря выделялся среди городской застройки как архитектурный ансамбль, создававшийся в течение нескольких десятков лет с конца XVIII века. Эта святая обитель была названа именем святителя Митрофана, первого епископа Воронежского (1623-1703), который пребывал на воронежской кафедре более двадцати лет. Начало епископского служения святителя Митрофана совпало с тяжким для Руси временем смут и церковного раскола. Первый Воронежский святитель ревностно заботился о нуждах паствы. Он утешал бедных и богатых, был покровителем вдов и сирот, заступником обиженных. Его дом служил гостиницей для странников и лечебницей для больных. Молился святитель не только о живых, но и об усопших христианах, и особенно о воинах, павших за Отечество, вписывая их имена в синодик.
Нет сегодня в Воронеже Митрофановского монастыря, куда на протяжении нескольких веков стремились паломники и богомольцы со всей России, чтившие память дивного угодника Божия – святителя Христова Митрофана. Но под горою, на которой стоял монастырь, прямо за главным корпусом Воронежского государственного университета по милости Божией остался источник, в народе называемый Митрофановским. Место это освящено молитвами великого угодника Божьего святителя Митрофана. Церковное предание гласит, что святитель часто посещал источник, бьющий из-под горы будущего Митрофановского монастыря, для уединения и молитвы.
Почитание святого источника известно более трёхсот лет. Однако в богоборческие времена святое место стало не только местом молитв. Запустение, пьяные компании, люди в купальных костюмах – такая картина представала перед взорами воронежцев. Наконец, в 1993 году участок земли был передан Воронежской епархии. Источник заметно преобразился: из красного кирпича была выложена купальня, построены кабинки для переодевания, оборудовано место, где удобно набирать воду.
Осенью 1998 г. началось строительство храмового комплекса с купелями. Почти два десятилетия прихожане храма шли к главному событию приходской жизни: 31 декабря 2017 года Великое освящение новопостроенного храма на источнике во имя святителя Митрофана Воронежского совершил митрополит Воронежский и Лискинский Сергий.
 
Паломническую группу императорского Православного Палестинского Общества встретил и тепло приветствовал настоятель Митрофановского храма иерей Сергий Грубов.
 
Иерей Сергий Грубов с паломнической группой ИППО
 
Кто-то окунулся в воды святого источника, кто-то взял с собой освященную воду, но и те, и другие получили благодатную помощь от посещения этого святого места, которое в давние времена посещал сам святитель Митрофан.
 
За неимением времени пришлось лишь из окна автобуса взглянуть на самый древний и значимый храм Воронежа – Успенский Адмиралтейский собор: колокольный звон, доносившийся с главной колокольни столицы Черноземья призывал всех, в том числе и нас, на вечернее богослужение.
 
Успенский Адмиралтейский собор
 
Всенощное бдение в Благовещенском кафедральном соборе возглавил ключарь собора иерей Павел Колбасов в сослужении соборного духовенства и игумена Серафима (Кравченко), сослужившего по благословению митрополита Воронежского и Лискинского Сергия.
 
Всенощное бдение в Благовещенском кафедральном соборе
 
В начале всенощного бдения паломники поклонились мощам святителей Митрофана, Тихона и Петра Воронежских.
 
Паломники в очереди к мощам свт. Митрофана Воронежского
 
Справка: Десятилетия советского периода роль кафедрального собора выполнял Покровский храм (с 1948 года). В конце 90-х годов назрел вопрос о строительстве нового, более вместительного кафедрального собора. Местом для строительства нового собора, для которого было решено возродить название Благовещенского, был избран Первомайский сквер, устроенный в конце 1840-х годов как городской сад и пришедший на момент начала строительства собора в запустение. Постановлением исполнительного комитета администрации города Воронежа от 7 августа 1998 года №536 Воронежскому епархиальному управлению был выделен участок в центре сквера.
Проект собора в русско-византийском стиле был выполнен архитектором Владимиром Петровичем Шевелевым. Внешне он напоминает взорванный Владимирский собор, построенный в Воронеже одним из учеников знаменитого Тона.
Первый камень в основание нового собора был заложен 28 августа — в праздник Успения Пресвятой Богородицы. Богослужение возглавил митрополит Воронежский и Липецкий Мефодий. При закладке собора присутствовали руководители области и города. 23-24 мая 2003 года Воронеж стал столицей Дней славянской письменности и культуры. На территории Благовещенского собора состоялось открытие памятника святителю Митрофану, первому епископу Воронежскому (автор – скульптор И.П. Дикунов).
7 апреля 2004 года, в престольный праздник кафедрального собора – Благовещения Пресвятой Богородицы, во временном нижнем храме была совершена первая Божественная литургия. С тех пор в храме начались регулярные богослужения.
Официальное открытие Благовещенского кафедрального собора состоялось 6 декабря 2009 года. По этому случаю 5 и 6 декабря в Воронеже проходили масштабные торжества, в которых приняло участие большое количество горожан и гостей города. 5 декабря состоялся Крестный ход — из Покровского собора в Благовещенский были перенесены честные мощи святителя Митрофана Воронежского, святителя Тихона Задонского и священномученика Петра, архиепископа Воронежского. После этого, в новом храме состоялось праздничное Всенощное бдение. 6 декабря, в день памяти святителя Митрофана, состоялось официальное открытие Благовещенского собора. Митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий отслужил праздничную Божественную литургию.
18 сентября 2011 года Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Чин великого освящения Благовещенского кафедрального собора. 24 августа 2012 года митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий совершил Великое освящение нижнего придела Благовещенского кафедрального собора. Новоосвященный придел наименован в честь трех святителей: Димитрия, митрополита Ростовского, Митрофана и Тихона, епископов Воронежских. 17 сентября 2012 года, в день празднования 330-летия основания Воронежской епархии, митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий совершил Чин освящения новопостроенного здания Духовно-просветительского центра при Благовещенском кафедральном соборе.
 
Последним пунктом программы явилось посещение Покровского собора, который до освящения Благовещенского собора имел статус кафедрального. По окончании вечернего богослужения паломникам был предложен ужин, уготованный в Паломнической гостинице, которая находится рядом с Никольским храмом Воронежа.
 
Покровский собор
 
Строго по расписанию фирменный поезд «Воронеж» отправился в Москву, чтобы на следующее утро доставить пассажиров в Белокаменную. Разместившись в уютных купе, посетившие Воронежскую митрополию богомольцы благодарили Бога за то, что Господь сподобил их помолиться у святынь Воронежской земли.
 
Костомаровский Спасский женский монастырь
Вспоминали они с благодарностью и тех, чьими трудами и попечением состоялась эта паломническая поездка – Сергея Степашина, Олега Белозерова, митрополита Воронежского и Лискинского Сергия, епископа Россошанского и Острогожского Дионисия, а также их ближайших соработников и послушников.
 
Материал подготовил
руководитель Паломнической секции ИППО
игумен Серафим (Кравченко)