ИМПЕРАТОРСКОЕ ПРАВОСЛАВНОЕ ПАЛЕСТИНСКОЕ ОБЩЕСТВО

Откуда пошли традиции Масленицы

Сегодня начинается Масленица — в народе её принято отмечать блинами и массовыми гуляньями.

Праздник длится всю неделю. Согласно православному вероучению в эти дни готовятся к Великому посту, а с точки зрения славянских традиций – провожают зиму. Как правильно праздновать Масленицу и нужно ли это делать вообще – разбирался корреспондент РИА Новости.

© РИА Новости, Александр Кряжев

Сырный «буфер»

За сравнительно небольшой период после десятилетий государственного атеизма Масленица снова стала поистине всенародным праздником. Трудно отыскать в России семью, где в это время не пекли бы блины. Хотя почти век советская власть всеми силами пыталась стереть из народной памяти обычай, связанный с религиозным дурманом и буржуазными пережитками.

Масленица действительно определяется православным календарём. За неделю до Великого поста – периода самого строгого воздержания – начинается неделя мясопустная, или сырная седмица.

© РИА Новости, Владимир Вяткин. Празднование Масленицы в Суздале

Название говорит само за себя: церковный устав велит уже в это время отказаться от мяса. Зато яйца и все молочные (сырные) продукты ешь сколько угодно, до самого поста, который в этом году начинается 11 марта.

«На мясопустной неделе существенно меняется богослужение: в среду и пятницу нет литургии, в эти дни уже действует великопостный устав. То есть это такой буфер между мясоедом и Великим постом. А смысл очень простой: у человека есть определённая внутренняя инерция, ему даётся неделя, чтобы облегчить вхождение в пространство поста, очень напряжённое», – рассказывает РИА Новости заведующий кафедрой богословия Московской духовной академии протоиерей Павел Великанов.

Массовые похороны

Примерно с XV века на Руси эта подготовительная неделя в богослужебных книгах именуется масленым заговеньем, а её последний день мясопустом – с этого момента вплоть до Пасхи запрещается не только мясная, но и молочная пища. Так что даже само название «Масленица» отчасти связано с христианством. Кстати, советская власть старательно избегала этого слова и даже, возродив в 1960-е годы прошлого века сам праздник, официально называла его «Проводами русской зимы».

«Проводы зимы – не что иное, как большая языческая тризна: мы же до сих пор называем похороны «проводами». Так вот Масленица – большая тризна по богине-Зиме, которую побеждает Весна», – поясняет в беседе с РИА Новости верховный жрец Союза общин славянской родной веры Вадим Казаков.

© РИА Новости, Антон Скрипунов. Жрец совершает обряд славления предков на праздновании языческой Масленицы (Комоедицы) в деревне Турейка Наро-Фоминского района Московской области

Кулачные бои, лазание на столб, сжигание чучела зимы – во всём этом языческий смысл. Например, столб, по словам Казакова, символизирует известное многим верованиям дерево мироздания, а масленичные бои – тризну. «Когда умирал князь, на его похоронах устраивались бои до крови, а подчас и до смерти. В летописях говорится: «боряхусь пред мертвецы», то есть перед гробом покойника», – уточняет Казаков.

А сжигание чучела и вовсе восходит к широко распространённой у индоевропейских народов древнейшей традиции поклонения очистительному огню. Его пламя – также главный символ Навруза, праздника весны у тюркских народов.

Вот и Масленица напрямую связана со встречей весны. Неспроста славяне отмечали этот праздник в конце марта – в день весеннего равноденствия. Да и название было совершенно другое, восходящее к одному из языческих ритуалов. Первый испечённый блин славяне, прежде чем съесть, особыми возгласами посвящали пращурам. Но, как говорится, первый блин всегда комом, отсюда и Комоедица.

© РИА Новости, Антон Скрипунов. Церемония погребения чучела Зимы на праздновании языческой Масленицы (Комоедицы) в деревне Турейка Наро-Фоминского района Московской области

Что символизируют блины

Вообще говоря, сегодня блины занимают самое главное место среди масленичных традиций, будто ради них всё и затевалось. В масленичную неделю это блюдо предстаёт во всём разнообразии. Не зря известный русский писатель Иван Шмелёв отмечал, что именно блин задавал настроение всему празднику.

А ещё в народе считается, что блин символизирует солнце – главный атрибут весны. Действительно, чем не повод для радости?!

© РИА Новости, Олег Золото. Дети едят блины во время праздничных гуляний на Масленицу

Но, оказывается, изначально у блинов был диаметрально противоположный смысл. «Они были поминальным блюдом, причём, в отличие от современности, второстепенным. Главным же на столе был хворост (тонкое печенье, напоминающее ветки деревьев. – Прим. ред.)», – подчёркивает жрец Вадим Казаков.

В целом же обряды Масленицы с дохристианских времён сохранились в первозданном виде примерно на 80 процентов, уверяет представитель языческой общины.

© РИА Новости, А. Свердлов. Репродукция картины Б. Кустодиева «Масленица», 1916 год

Флешмоб или ритуал?

Выходит, Масленица и поныне сугубо языческий праздник? Почему же тогда блинами угощают не только посетителей ярмарок, но и, например, прихожан православных храмов? Неужели отступают от веры?

«На самом деле всё зависит от того, как относиться к Масленице: как к культурному явлению или как к имеющим сакральный смысл ритуалам», – отмечает протоиерей Павел Великанов.

«Например, в православной Греции есть такая традиция: в Страстную седмицу (последняя неделя перед Пасхой. – Прим. ред.) во дворах храмов сжигают чучело Иуды. Понятно, что здесь есть общие корни со сжиганием чучела Зимы у нас. Возникает логичный вопрос: а зачем сжигать? Если мы относимся к этому как к секулярному обычаю, ни к чему нас не побуждающему, это одно дело. Если же мы это превращаем в некую «ниточку», за которую начинаем тянуть, и тем самым заниматься реконструкцией языческих действий – совсем другое», – поясняет священник.

© РИА Новости, Владимир Астапкович. Мужчина лезет на столб во время масленичных гуляний в парке Горького в Москве

«То есть с церковной точки зрения, если Масленица не несёт в себе антихристианского заряда, в празднике ничего плохого нет. Главное, – напоминает богослов, – не забывать о приближении Великого поста».

«Если же мы видим, что к этому начинается религиозное отношение и проступают некие смыслы, вдохновляющие людей на какие-либо ритуальные действия, то здесь надо остановиться и сказать: ребята, ну вы как-то определитесь – либо вы язычники и поддерживаете эти обряды, либо вы христиане», – заключает протоиерей.

Источник: РИА Новости