7-8 мая 2023 года группа прихожан столичных храмов посетила ряд монастырей и скитов, расположенных в Подмосковье и Владимирской области. Поездка была организована руководителем Паломнической секции ИППО игуменом Серафимом (Кравченко), который и сопровождал паломников.
Первым на пути нашего следования был женский монастырь – Свято-Введенская островная пустынь (г. Покров, Владимирская область). В конце XVII в. монахи Покровской Антониевой пустыни Сергий и Тимофей в поисках уединения и тихой молитвы в отдаленном от больших селений месте поставили на острове посреди Вятского озера небольшую деревянную часовню и келью. С годами монашеская община увеличилась. В декабре 1708 г. Сергий и Тимофей с братией подали челобитную «Великому Государю Царю и Великому Князю Петру Алексеевичу всея Великия и Малыя и Белыя России Самодержцу», в которой просили о дозволении построить на Вятском озере церковь во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы. По указу царя Преосвященный митрополит Рязанский и Муромский Стефан благословил монахов, они срубили лес в середине острова и возвели деревянный храм, который в декабре 1710 г. был освящен.
Введенская островная пустынь
Введенская островная пустынь. Молитва перед иконой
Основатель пустыни Сергий был рукоположен в иеромонахи и назначен настоятелем обители. Уединенный монастырь стали называть Введенской островной пустынью, а за озером закрепилось новое название – Введенское.
За два столетия обитель стала весьма благополучной. Братии было 30 человек, в обитель тянулись паломники — только в 1911 г. монастырь отпустил 1500 бесплатных обедов; при обители работала школа (в 1911 г. в ней учились 12 мальчиков и 11 девочек). Однако революционные события коренным образом изменили уклад обители: в 1918 г. Свято-Введенский монастырь был закрыт, имущество национализировано.
В августе 1993 г. из Муромского Свято-Троицкого монастыря на остров приехали первые 9 монахинь. Определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 6 июня 1995 г. обители присвоен статус женского монастыря. До сих пор возрождение монастыря продолжается.
Совершив краткую молитву в Введенском монастырском храме, мы направились в Киржачский Свято-Благовещенский женский монастырь, некогда основанный самим преподобным Сергием Радонежским. По благословению святителя Алексия, митрополита Московского, преподобный Сергий поставил небольшую деревянную церковь, которую освятили в честь Благовещения Пресвятой Богородицы.
Продолжить дело созидания новой пустынной обители и быть в ней наставником иноков игумен Сергий поручил своему преданному ученику и сподвижнику Роману, который, устроив Благовещенский монастырь и став образцом подвижнической жизни для своей братии, преставился, как и его учитель преподобный Сергий, в 1392 г. К середине XVI в. Киржачский Благовещенский монастырь являлся вторым из 14-и приписных монастырей Троице-Сергиевой обители. В 1656 г. боярин Иван Андреевич Милославский возводит рядом с Благовещенским собором над могилами своих родителей новую каменную церковь в честь Всемилостивого Спаса. Впоследствии это место становится фамильной усыпальницей Милославских.
В 1764 г., согласно Указу императрицы Екатерины II "О секуляризации монастырского землевладения", в числе упраздненных оказался и Киржачский монастырь: все храмы обители на полтора столетия стали приходскими. В 1918 г. все строения на территории бывшего Киржачского монастыря с находившимся в них церковным имуществом были реквизированы «военным ведомством». 23 мая 1923 г. Киржачская ликвидационная комиссия закрыла Благовещенский, Спасский и Сергиевский храмы обители. В середине 60-х киржачские власти – ради включения города в «Золотое кольцо» – наконец, решили «оживить» древний монастырь: на первом этаже Спасского храма предполагалось устроить молодежный клуб, на втором – установить игровые аппараты; в Благовещенском соборе планировалось открыть музей, а в западной части галереи – расположить киоски для продажи сувениров и напитков. В конце 80-х годов на защиту древнего монастыря встала киржачская общественность: в 1989 г. два древних монастырских храма были возвращены Русской Православной Церкви.
Киржачский Благовещения Пресвятой Богородицы женский монастырь. Святой источник.
Посещение Киржачского монастыря увенчалось уставным вечерним богослужением, поклонением святыням обители и посещением святого источника, над которым возведена благолепная часовня. Краткая заупокойная молитва была вознесена по погребенным на территории монастыря.
Деревня Новосёлово. Храм св. ап. Андрея Первозванного.
На закате дня мы успели посетить расположенный в дер. Новосёлово храм святого апостола Андрея Первозванного, отреставрированный на средства летчика-космонавта А.А. Леонова в память о погибших и почивших летчиках-испытателях и космонавтах, а также часовню, воздвигнутую рядом с местом гибели первого космонавта Ю.А. Гагарина и военного летчика-инструктора В.С. Серёгина.
Деревня Новосёлово. Часовня неподалёку от места гибели Ю. Гагарина и В. Серёгина
Понедельник 4-й седмицы по Пасхе был посвящен посещению скитов и подворий Троице-Сергиевой Лавры.
Малинники. Источник «Гремячий ключ»
8 мая наш день начался с визита на святой источник «Гремячий ключ». Однажды преподобный Сергий вместе со своим учеником Романом оказались в том самом месте, где, по просьбе испытывавшего жажду ученика, игумен совершил молитву у склона горы, из которой тотчас начали бить цельбоносные водопады. Этот источник, именуемый в народе «Гремячий ключ», и по сей день дарует духовные и телесные силы тем, кто приходит сюда с верой, надеждой и благоговением. В период воинствующего безбожия источник не раз пытались разрушить и обезобразить: сжигали часовню, заваливали подступы, рушили кресты, но тропа православных паломников не зарастала и в те смутные времена. Сегодня трудами братии Троице-Сергиевой Лавры и благотворителей постепенно возрождается и вновь обустраивается духовная жизнь вокруг знаменитого источника. Постепенно сформировался уникальный ансамбль церковного деревянного зодчества, включающий три храма (во имя Сорока севастийских мучеников, во имя преподобного Сергия Радонежского, в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник»), звонницы, трапезные палаты, гостиничные и келейный корпуса, мосты и лестницы к водопадам, купели и многое другое.
Скит Параклит
Затем наша паломническая группа направилась в небольшой и тихий Скит Святого Духа (Параклит). Параклит – слово греческое, в переводе означает «Дух-Утешитель». Основание скита относится к 1858 г., а 2 июля 1861 г. митрополит Московский Филарет (Дроздов) освятил двухэтажную церковь во имя Святого Духа Параклита с престолом в честь Сошествия Святого Духа на верхнем этаже и с престолом в память обретения главы Иоанна Предтечи на нижнем этаже. В 1919 г. многие лаврские монахи перебрались в скит Параклит. На тот момент он был самостоятельным и официально числился трудовой артелью. В 1927 г. здесь принял постриг будущий Патриарх Пимен (Извеков). И вскоре после этого скит закрыли. До середины 1960-х годов в верхнем храме располагался сельский клуб со сценой в алтаре, а в нижнем – овощехранилище. В 1992 г. пустынь вновь была возвращена Церкви. За последние сто лет обстановка здесь совсем не изменилась: все тот же лес, огород, сенокосы и молитвенная тишина. Внутри храма сохранилась дореволюционная лепная отделка и старинный пол из каменных плит. В скиту подвизается всего несколько монахов.
Гефсиманский Черниговский скит
Преодолев несколько километров пути, мы прибыли в Гефсиманский Черниговский скит, начало которому было положено в 1844 г. тщанием святителя Филарета (Дроздова), митрополита Московского и Коломенского, и наместника Лавры преподобного Антония (Медведева). В соборном храме находятся ковчеги, в которых хранятся частицы многих вселенских и русских святых. Помолившись перед почитаемым образом Божией Матери «Черниговская Гефсиманская» и поклонившись мощам преподобного Варнавы Гефсиманского, нам посчастливилось побывать в подземных келиях и пещерных храмах обители, почтить места погребения преподобного Варнавы, схимонаха Филиппа и скитских благодетелей. Пещерное отделение обязано своим появлением юродивому Филиппу (крестьянину Филиппу Андреевичу Хореву): началось всё с «ископания погребка» для хранения продуктов, использовавшихся в трапезной. Однако вслед за погребом вскоре в пещерном отделении появились келии и первая церковь.
Гефсиманский Черниговский скит. Пещерные келии
В советский период Гефсиманский скит в полной мере испытал на себе от богоборческой власти все невзгоды. К настоящему времени проведен большой объем архитектурно-реставрационных работ, восстановлены пещерные храмы архангела Михаила и преподобных Антония и Феодосия Печерских, обновлена колокольня и находящиеся в ней храмы, на берегу пруда воссоздана деревянная надкладезная часовня. Гефсиманский Черниговский скит открыт для всех желающих поклониться его святыням, а также для всех, кто хочет узнать историю монастыря, увидеть его достопримечательности, пещерные храмы и келии, а также почерпать воды из святого источника.
Гефсиманский Черниговский скит. Место погребения прп. Варнавы Гефсиманского и схимонаха Филиппа.
Гефсиманский Черниговский скит. Могилы философов и мыслителей К. Леонтьева и В. Розанова.
На территории монастыря нашли место своего упокоения известнейшие философы конца XIX – начала XX вв.: К.Н. Леонтьева (в монашестве Климент) и его идейный наследник В.В. Розанов. Неподалеку от их могил погребен недавно почивший епископ Феофилакт (Моисеев), который в 1991-2002 гг. был настоятелем Гефсиманского скита.
Спасо-Вифанский монастырь.
Спасо-Вифанский монастырь. Нижний (пещерный) храм в Преображенском соборе.
В тот же день паломники посетили Спасо-Вифанский монастырь. На подмосковной земле напоминанием о чуде воскрешения Лазаря стала Спасо-Вифанская обитель, устроенная попечением Лавры преподобного Сергия Радонежского. Место, названное позже Вифанией, а прежде носившее имя Корбуха, стал обустраивать ректор Троице-Сергиевой семинарии архиепископ Московский Платон (Левшин). В 1783–97 гг. это был скит Троице-Сергиевой Лавры. Название «Вифания» новый скит получил по приделу соборной Преображенской церкви во имя Лазаря, воскрешенного в Вифании Палестинской. Центром Вифании стал небольшой по размерам двухъярусный Спасо-Преображенский собор, построенный в 1783 – 1785 гг. Собор имел два престола: верхний в честь Преображения Господня и нижний в память воскрешения Христом праведного Лазаря. Сам митрополит Платон объяснял идею двухпрестольного храма так: «Один храм к другому имеет близкое отношение: ибо между воскресением и преображением есть союз таинственный. Выходя из нижнего храма, восходим на сей верхний. Так, выходя из гроба воскресением, восходим мы в храм славы, преобразуясь из тления в нетление. Не можно удостоиться преображения, доколе не удостоился воскресения». Престол нижнего храма в честь воскрешения Лазаря был устроен в алтаре, обращенная к молящимся стена которого представляла вид искусственной пещеры.
В храме имеется Распятие, в котором хранятся частицы Животворящего Креста Господня и Голгофы. В икону Воскресения Христова помещена частица Гроба Господня. В большинство храмовых икон вложены частицы мощей изображенных на иконах святых угодников Божиих.
Троице-Сергиева Лавра
На исходе второго дня нашего паломничества мы не могли не заехать в Троице-Сергиеву Лавру, чтобы поклониться честным мощам игумена земли Русской – преподобного Сергия Радонежского. Поблагодарив Бога и авву Сергия за благоуспешное паломничество, мы сподобились поклониться и тем святыням, которые хранятся в Серапионовой палате, примыкающей с южной стороны к Троицкому собору Троице-Сергиевой Лавры. По преданию палата стоит на месте келии преподобного Сергия, где имело место посещение преподобного Божией Матерью.
Среди почитаемых святынь в Серапионовой палате находится золотой наперсный крест-мощевик преподобного Сергия, присланный ему в благословение Константинопольским патриархом Филофеем, части мощей святого апостола Андрея Первозванного, святого архидиакона Стефана и многих святых. В Никоновской церкви находятся частица Пояса Пресвятой Богородицы, камень от Гроба Господня и почивают мощи преподобного Никона Радонежского.
Троице-Сергиева Лавра. Никоновская церковь.