13-15 июля состоялась организованная Паломнической секцией ИППО поездка в Вознесенскую Давидову пустынь, Серпухов и Тульскую епархию. Паломническую группу сопровождал игумен Серафим (Кравченко).
Паломничество началось с молитвы за Божественной литургией в Никольском храме Вознесенской Давидовой пустыни.
Вознесенская Давидова пустынь: паломники с настоятелем обители игуменом Сергием
Рака с мощами прп. Давида Серпуховского
Затем паломники поклонились почивающим в Знаменской церкви мощам основателя обители – преподобного Давида, игумена Вознесенского, Серпуховского чудотворца. В сопровождении насельника монастыря мы посетили соборы Вознесения Господня и Всемилостивого Спаса, а также Всехсвятский храм в здании монастырской трапезной.
В Вознесенской Давидовой пустыни хранятся частицы Пояса и Ризы Пресвятой Богородицы. Кроме того, в монастыре собрано более 200 частиц мощей святых, среди которых свт. Николай Чудотворец, прп. Сергий Радонежский, св. Иоанн Предтеча, ап. Андрей Первозванный, вмч. Пантелеимон, вмц. Варвара, мц. Татиана, Великие учители и святители, Киево-Печерские святые и многие другие почитаемые угодники Божии.
На могиле первого настоятеля Вознесенской Давидовой пустыни архимандрита Германа, убитого в своей келье 26 июля 2005 г., была вознесена заупокойная молитва.
Пребывание в Давидовой пустыни завершилось монастырским чаепитием, которое было любезно предложено паломникам настоятелем обители игуменом Сергием (Куксовым).
Историческая справка: Вознесенская Давидова пустынь находится в 85-и километрах от Москвы. Она расположена в красивой местности на берегу реки. Основана обитель была 31 мая 1515 г. преподобным Давидом, который пришел на это место с иконой Богоматери «Знамение» с двумя монахами и двумя послушниками. Поселившись здесь, он поставил кельи, возвел первые деревянные храмы в честь Вознесения Господня с приделом в честь Успения Пресвятой Богородицы и святителя Николая с трапезою. Около своей пустыни преподобный насадил липовую рощу. Сегодня монастырь насчитывает 11 насельников. Ежедневно в стенах обители совершается Божественная литургия.
Далее наш путь лежал в Серпухов – подмосковный город, первое упоминание о котором относится к 1339 г. В Серпуховском Высоцком ставропигиальном мужском монастыре паломники помолились перед иконой Божией Матери «Неупиваемая Чаша», поклонились честным мощам преподобного Афанасия и почтили место его погребения.
Владычний монастырь: рака с мощами прп. Варлаама Серпуховского
Историческая справка: Высоцкий мужской монастырь входит в число девяти обителей, основанных преподобным Сергием Радонежским. В то время в Серпухове княжил двоюродный брат святого благоверного князя Димитрия Донского Серпуховской князь Владимир Андреевич Храбрый. Он пожелал украсить стольный город святой обителью и попросил помощи в этом богоугодном деле у своего духовного отца — преподобного Сергия Радонежского. Несмотря на преклонные годы и зимнее время года великий подвижник откликнулся на просьбу и пешком, в сопровождении своего ученика Афанасия, пришел в Серпухов. Так, 2 декабря 1374 г., был основан Серпуховской мужской монастырь, по месту основания на холме Высоком получивший название Высоцкого. Первым настоятелем обители стал преподобный Афанасий старший. В 1374 г. первым пострижеником монастыря стал преподобный Никон Радонежский.
К началу XX в. Высоцкий монастырь, по отзывам современников, представлял собой одну из самых благоустроенных обителей Отечества. В 1931 г. монастырь полностью прекратил свою деятельность. Ровно через шесть десятилетий, 25 марта 1991 г., Священный Синод Русской Православной Церкви принял решение об открытии и возрождении Серпуховского Высоцкого мужского монастыря. Начались восстановительно-реставрационные работы. Сегодня в монастыре действуют шесть храмов, еще в трех – продолжаются реставрационные работы и создаются два новых.
В монастыре собрано множество святынь, благоговейно почитаемых верующими, в том числе около трехсот частиц мощей угодников Божиих. Особое место занимает чудотворный образ Божией Матери «Неупиваемая Чаша», в который вставлен ковчежец с частицей Пояса Пресвятой Богородицы. Образ прославлен многими чудесами и исцелениями, в основном, от страстей винопития, наркомании и табакокурения. В том же храме почивают святые мощи преподобного Афанасия Высоцкого младшего. В монастыре ежедневно совершается полный круг богослужений с обязательным по окончании литургии водосвятным молебном перед чудотворным образом Божией Матери «Неупиваемая Чаша».
Вид на Серпухов с Соборной горы
Неподалеку от Высоцкого монастыря находится Введенский Владычний женский монастырь, в котором паломники поклонились многочисленным мироточивым иконам.
Высоцкий мужской монастырь в Серпухове
Высоцкий монастырь: молитва перед иконой Божией Матери «Неупиваемая Чаша»
Историческая справка: Владычний монастырь основан в 1360 г. Московским святителем Алексием по особому изволению Божией Матери: «Алексие! Подобает тебе монастырь поставити имени Моему, купно же и себе в память... в пределе града Серпухова, тамо бо возлюбих место на спасение многим душам человеческим!». В 1362 г. уже «составлена была каменная церковь» трудами келейника святителя Алексия и ставшего первым настоятелем Владычнего монастыря преподобного Варлаама, через предстательство которого в 1878 г. в обители была явлена чудотворная икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша».
В 1919 г. Владычний монастырь был закрыт богоборческой властью. На территории была размещена школа «красных военлётов», затем на ее базе создано военное летное училище, которое лишь в 1978 г. освободило территорию обители. В течение следующих семнадцати лет храмы и корпуса монастыря растаскивались буквально по кирпичику дачниками и пр. «хозяйственными» людьми. В 1995 г. в монастыре возобновилась монашеская жизнь.
В тот же день наша паломническая группа прибыла в Тульскую епархию, знакомство с которой началось с посещения Троицкого храма в с. Бёхово.
Историческая справка: строительство церкви в селе Бёхово велось в 1904-1906 гг. Освящение храма состоялось в 1907 г. В оформлении интерьера церкви приняли участие друзья и ученики В.Д. Поленова: И. Е. Репин, Е. Д. Поленова, А. Я. Головин, М. В. Якунчикова, Е. М. Татевосян. Образцом плана и фасада церкви послужили новгородские храмы XII века, форма купола заимствована у новгородского Софийского собора. Интерьер церкви во многом повторяет внутренний вид иерусалимского храма, построенного в VI в. святой царицей Еленой.
В 30–е годы церковь была частично разрушена и закрыта. Осенью 1941 г., когда линия фронта прошла через Поленово и Бёхово, церковь сильно пострадала. В 1965 г. она была взята под охрану как памятник архитектуры, а с 1975 г. в ней проводились реставрационные работы. С 1985 г. церковь, как филиал музея, была выставочным залом, а с августа 1990 г. храм живет своей настоящей жизнью: в нем совершаются богослужения.
Вечером того же дня паломники посетили Успенский кафедральный собор, где поклонились мощам блаженного Иоанна Тульского. В главном храме Тульской епархии хранятся и другие святыням: иконы с частицами мощей священномученика Игнатия Богоносца; блаженной Матроны Московской; священноисповедника Агафангела, митрополита Ярославского; святителя Луки исповедника, архиепископа Крымского; ковчеги с частицами мощей священномученика Илариона, архиепископа Верейского и священноисповедника Николая, митрополита Алма-Атинского и Казахстанского.
Историческая справка: свою историю Успенский кафедральный собор начинает как главный монастырский храм одноименного женского монастыря, существовавшего с середины XVII в. и до 1918 г.
Настенные росписи в верхнем храме выполнены мастерски: можно подумать, что они принадлежат кисти самого В.М. Васнецова. Однако в Туле он никогда не был. Предположительно, художники-копиисты были соработниками или учениками Васнецова, приехавшими из Киева в Тулу с эскизами, чертежами и зарисовками оригиналов стенописи.
С приходом к власти большевиков монастырь был упразднен и собор в 1918 г. закрыт. В 1930-х годах его пытались взорвать, но собор оказался очень прочным и выстоял. Тогда с него сбили купола и разместили в его стенах филиал государственного архива. 8 сентября 2006 г. Успенский кафедральный собор был передан Тульской епархии Русской Православной Церкви.
В завершение дня мы ознакомились с историей и достопримечательностями Тульского Кремля – Успенским собором и расположенным в нижнем ярусе колокольни храмом св. кн. Димитрия Донского.
Тула: в Успенском кафедральном соборе
В Тульском Кремле
Следующий день нашего паломничества был связан с посещением Казанского храма в Туле, Троицкого храма в Ефремове, Казанской церкви и святого источника в с. Туртень, а также строящегося храма в честь святителя Митрофана Воронежского на берегу реки Красивая Меча.
Ефремов: у могилы архимандрита Германа
На территории храма Живоначальной Троицы погребен благочинный Ефремовского района и строитель многих храмов в Ефремове – архимандрит Герман (Попков): на его могиле иереем Вячеславом Слепневым была совершена заупокойная лития. Среди молившихся были паломники из Москвы и Тулы, глава администрации Ефремова С.Г. Балтабаев.
Особое место в Тульской епархии занимает Казанская церковь в с. Туртень: в полутора сотнях метров от храма находится святой источник на месте явления иконы Пресвятой Богородицы. Наша паломническая группа была тепло и радушно встречена настоятелем храма иереем Павлом Мананкиным. Перед чудотворным образом Царицы Небесной были пропеты тропарь, кондак и величание.
Историческая справка: по преданию, на берегу речушки в деревне Туртень молодая девушка нашла икону Божией Матери «Казанская». Своего храма в Туртени не было, потому икону отправили в ближайшую Свято-Троицкую церковь в село Круглое, но икона не один раз возвращалась туда, где была найдена. На месте явления была построена часовня, на противоположном берегу был выстроен деревянный храм. Ныне существующая каменная церковь была построена в 1802 г. князем П.И. Одоевским. На месте явления иконы в 1848 г. была построена каменная часовня, а на том месте, где был обнаружен образ, забил источник.
При советской власти ключ не раз пытались засыпать, но он все равно пробивался через горы земли и мусора.
Богослужения в Казанском храме совершаются регулярно. В 150-и метрах от храма находится благоустроенный источник и купальня, оборудованная лестницей и раздевалками.
Строящийся храм свт. Митрофана Воронежского
Во второй половине дня мы посетили строящийся храм в честь святителя Митрофана Воронежского: расположенная в удивительно живописном месте у излучины реки Красивая Меча и рядом с речными порогами, церковь имеет необычную форму – в ее архитектуре можно увидеть и маяк, и нос корабля, и парус. При храме имеются корпуса для организации летнего отдыха для детей и подростков. Этот интересный и полезный проект осуществляется на средства и по инициативе тульского благотворителя И.В. Крюкова.
Явленная в с. Туртень икона Божией Матери «Казанская»
В третий день нашей поездки мы посетили Ясную Поляну. В отличие от многочисленных туристов и поклонников таланта Л.Н. Толстого, в усадьбе-музее нам была предоставлена уникальная возможность посетить комнату супруги писателя – С.А. Толстой: именно в своей опочивальне Софья Андреевна, не разделявшая антиклерикальных взглядов своего мужа, бережно хранила больших размеров чтимую икону «Господь Вседержитель», совершая перед ней свои келейные молитвы. Над ее кроватью висят и небольшие иконы, связанные с именем Льва Толстого. В запасниках музея сокрыты от взора рядовых посетителей и другие удивительной красоты иконы, в том числе образ «Явление Божией Матери преподобному Сергию».
Источник на месте явления иконы Пресвятой Богородицы в с. Туртень
Завершилась наша паломническая поездка в храме святителя Николая в Кочаках (осн. в XVII в.): на его территории похоронены многие представители рода Толстых.
Историческая справка: Никольская церковь была построена на том месте, где житель села Кочаки нашел икону Николая Чудотворца. К XVII в. относятся и первые захоронения — могилы людей, бывших владельцами Ясной Поляны до Волконских и Толстых.
Яснополянские помещики традиционно были прихожанами Никольского храма: 29 августа 1828 г. священником Василием Можайским в Кочаках был крещен сам Лев Николаевич. Главную историческую ценность Кочаковского некрополя составляют могилы членов семьи Л.Н. Толстого. Отец и мать писателя, а также его брат Дмитрий Николаевич покоятся в фамильном склепе в северо-восточной части кладбища.
Рядом со склепом находится могила деда Толстого Н.С. Волконского. Здесь же похоронены тетки Льва Николаевича — П.И. Юшкова и Т.А. Ергольская. В 1946 г. на Кочаковское кладбище был перенесен прах брата писателя Сергея Николаевича Толстого. На Кочаковском кладбище похоронены жена Л.Н. Толстого Софья Андреевна, их дочь Мария Львовна, сыновья Петр, Николай, Алексей и Иван.
В 2008 г. сюда были перенесены останки Михаила Львовича — младшего сына Толстых, скончавшегося в Марокко. Во второй половине прошедшего столетия кочаковская земля приняла прах внуков писателя: С.А. Толстой-Есениной, а также В.И. Толстого и И.И. Толстого, эмигрировавших в Югославию и вернувшихся в Советский Союз после Второй мировой войны. Покоятся здесь и правнуки Льва Николаевича: художники А.И. Толстой и О.В. Толстой, филологи Н.И. Толстой и И.В. Толстой.