29 августа 2021 года в городе Кандалакша Мурманской области состоялось торжественное открытие памятника преподобному Феодориту Кольскому (1481-1571). Мероприятие прошло в рамках празднования 450-летия со дня кончины святого, день памяти которого отмечается 30 августа.
По окончании Божественной литургии в Предтеченском храме, которую возглавил действительный член ИППО митрополит Мурманский и Мончегорский Митрофан, участники богослужения прошли крестным ходом к главной площади города, где и был был установлен памятник по решению местных властей.
Бронзовая скульптура на гранитном постаменте общей высотой 5,2 м отлита на Ростовском литейном заводе «Кристалл». Преподобный Феодорит – выдающийся церковный и государственный деятель, дипломат, ученый, историк, а также доверенное лицо царя Иоанна IV и просветитель саамов (лопарей). В 1526 году он построил в устье реки Нивы храм Рождества Иоанна Предтечи, вокруг которого был построен город Кандалакша.
«Мы сейчас являемся свидетелями уникального события. Впервые в истории нашей великой державы наконец-то воздается должное этому великому человеку. Он дал письменность лопарям, построил храмы и монастыри на этой земле, удивительным образом сочетая в себе святость, мудрость и ум государственного деятеля. Царь послал сюда монахов во главе с Феодоритом с заданием обратить в православную веру местный народ, чтобы земля стала православной, а значит русской. Феодорит Кольский, Трифон Печенгский и их ученики крестят лопарей, которые посылают своих посланников к царю с просьбой построить церкви и монастыри. Вот так эта земля стала российской, и вот в чем подвиг Феодорита», — отметил перед освящением памятника митрополит Митрофан.
Присутствовавшему на церемонии открытия автору памятника – члену Ростовского отделения ИППО, заслуженному художнику России, академику Российской академии художеств, скульптору, принимавшему участие в работе надо монументом, Сергею Исакову была вручена архиерейская грамота.
__________________галерея__________________
Справка:
Преподобный Феодорит Кольский (1481-1571)
Уроженец Ростова, блаженный Феодорит ушёл из дома своих родителей в Соловецкий монастырь, и через год, 14-ти лет, приняв пострижение, был поручен на послушание престарелому и весьма мудрому пресвитеру Зосиме. Феодорит прослужил при обители пятнадцать лет, и, навыкнув всякой духовной мудрости, укрепился в подвигах добродетели. Тогда он был рукоположен новгородским архиепископом в иеродиакона, и, пробыв один год у своего старца, испросил у него дозволение посетить другие монастыри. Потрудившись в разных обителях, Феодорит решился принять на себя подвиг апостольский: он отправился на устье Колы, в землю диких лопарей. С языком их он успел познакомиться в Соловецком монастыре.
Просвещая лопарей, Феодорит перевел некоторые славянские молитвы на их язык и обучил их истинам веры. Двадцать лет Феодорит трудился в этом святом деле. В Новгороде он был рукоположен в иеромонаха, некоторое время был духовником митрополита и, возвратившись к лопарям, основал там монастырь, который, впрочем, принужден был вскоре оставить по ненависти иноков, не желавших строгих правил устава его. Между лопарями было уже две тысячи крещеных. Удалившись в новгородскую область, и потом, вызванный в Москву, он был поставлен архимандритом Суздальского Спасо-Евфимиева монастыря. Некоторое время жил в Ярославском монастыре, откуда был вызван в Москву и в 1558 году отправлен царем Иоанном Васильевичем Грозным в Царьград с вопросом к патриарху о короновании. Возвратившись из Греции, Феодорит принес царю ответное послание патриарха, и за эту услугу ему была назначена награда, состоящая из 300 сребренников и собольей шубы, крытой аксамитом (парчой). Но Феодорит пожелал принять только 25 сребренников, и когда царь прислал ему и шубу, то инок продал шубу, деньги раздал бедным, а сам удалился на покой в Прилуцкий монастырь, Вологодской губернии. Отсюда он два раза посещал просвещенных им лопарей и, наконец, после многотрудных подвигов и скорбей, почил мирно сном смерти на месте своего пострижения в Соловецком монастыре и погребен близ южной стены Преображенского собора.
В публикации использованы материалы patriarchia.ru