В воскресенье православные отмечали Благовещение Пресвятой Богородицы, один из двенадцати главных праздников церковного года, издавна почитаемый на Руси. Каков главный смысл Благовещения, почему в этот день запрещалось работать и нужно ли выпускать в небо птиц после богослужения — в материале РИА Новости.
Что произошло в Иудее
Название праздника отражает событие, описанное в Евангелии от Луки. Богородице явился архангел Гавриил и провозгласил, что она, оставаясь девой, родит Сына – Иисуса Христа, Мессию, которого ожидало ветхозаветное человечество. Так начался переход от Ветхого Завета к Новому.
Слова, с которыми архангел обратился к Марии (Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою, благословенна Ты между женами), впоследствии стали молитвой, знакомой с детства всем верующим христианам.
На тот момент Мария была обручена с плотником Иосифом, согласно евангельскому тексту, происходившему из рода царя Давида. Он был очень стар и имел шестерых детей. И неслучайно праздник Благой вести отмечается за девять месяцев до Рождества Христова.
Невероятное доверие
«Cначала нужно понять, что это за день и почему мы вообще его отмечаем. Дело в том, что исторически ни один праздник не нужен в принципе – ну что нам всем до того, что кто-то когда-то что-то сделал, даже самые святые, даже сам Господь? Мы почитаем Преображение Господне не потому, что Спаситель поднялся на гору, и даже не потому, что Он там увидел пророков Илию и Моисея, а потому, что Он преобразился и показал Себя во всей Своей славе. А что праздновать на Благовещение? То, что архангел явился Богородице?» – задаётся вопросом иеромонах Феодорит (Сенчуков).
Собственно, архангел для того и существует, чтобы кому-то являться, объясняет священнослужитель. «Значимо другое, – подчёркивает он в беседе с РИА Новости. – Мы почитаем Богородицу не просто как Божию Матерь, а именно как «честнейшую херувим и славнейшую без сравнения серафим» (слова из молитвы. – Прим. ред.)». То есть человека, уподобившегося ангелам.
«Мы говорим, что она была безгрешной, потому что всецело доверяла Богу. Ей является ангел и говорит совершенно непонятную вещь: ты, мол, родишь младенца, который будет Богом, который будет убит, будет несказанно мучиться, пусть даже потом и воскреснет. И что же она отвечает? «Се, раба Господня». Я твоя раба, Господи», – рассуждает иеромонах.
Надо понимать, что мир Иудеи I века отличался от нашего большей суровостью. Православный публицист и историк Сергей Худиев напоминает: те времена были отмечены голодом, жестокими конфликтами, свирепостью властей. «Там было предостаточно плохих вестей, но у людей была надежда: они ждали хорошей, очень хорошей новости. Настолько хорошей, что она заставила бы их полностью забыть все несчастья. Они ждали её долго, очень долго – веками кровавой и трагической истории. Люди жили, страдали и умирали, бывали разбиты и угоняемы в плен, терпели голод и множество бед, но они помнили истину, провозглашённую пророками: мир принадлежит Богу», – говорит историк.
Книга чудес
«Мария на тот момент была 15-летней девочкой. Конечно, это юг, там девочки рано взрослели, рано выходили замуж. Но Мария воспитывалась при храме, была девственницей, которую вручили Иосифу именно для того, чтобы сохранить её девство. И вот ей говорят: «Ты родишь». Как к этому отнесутся окружающие? Что скажут уже взрослые дети Иосифа, когда обручённая с их отцом девочка, которая почитается девственницей, рожает ребёнка? Они будут думать, что она блудница. И она, понимая всё это, принимает слова архангела, всецело доверяя Богу», – поясняет отец Феодорит.
В Ветхом Завете было много чудес – по существу, он весь из них состоит. «Там являются ангелы, там сам Бог в виде Троицы приходит посидеть с человеком под Мамврийским дубом. Чем-то удивить человека, привыкшего существовать в подобном мире, достаточно сложно. Удивительно именно беспредельное доверие Марии – единственное подобное за всю историю человечества».
«Мы, по существу, все и давно Богу не доверяем. Мы уповаем на «князей человеческих», верим, что нам поможет богатство, что мы можем опереться на людей. А она думала иначе», – продолжает иеромонах.
Всё дело в птице
На Руси издавна считалось, что на Благовещение категорически запрещено работать. В народе даже ходило поверье, что и в аду в этот день грешникам даётся послабление от мук. «Птица гнезда не вьёт, девка косу не плетёт» – это тоже о Благовещении. На самом деле всякий труд, кроме самого необходимого, не поощрялся в любой христианский праздник, а акцент именно на Благовещении связан с особой его значимостью. Неслучайно это единственный богородичный праздник, который упоминается в Священном Писании.
«В народе говорят: «На Благовещение птица гнезда не вьёт». Откуда такое представление? Да потому, что праздник настолько велик, что в этот день даже птица не занимается своими обычными делами, а празднует и не участвует в обычной своей тяжёлой и трудной жизни. Само слово «праздник» означает быть праздным, а не устраивать в этот день генеральную уборку», – считает настоятель храма Живоначальной Троицы в Троицком-Голенищеве протоиерей Сергий Правдолюбов.
Однажды, вспоминает он, одну пожилую женщину спросили: «А почему же птицы не празднуют? Вон летают, носят свои веточки». А она говорит: «Это, наверное, безбожники птиц заразили, вот они и работают, с праздником не считаются!»
«По своей сути это праздник Преображения. Только не Бога, как было на Фаворе, а человека. Если Спаситель показал себя в Своей славе, то Богородица показывает себя в славе Бога», – подчёркивает отец Феодорит.
Пропуск в рай
Что касается птиц, то с ними связан ещё один древний обычай: после праздничного богослужения священник и прихожане выпускали в небо домашних птиц. Именно домашних, а не пойманных по случаю в лесу, как это часто бывает в наши дни, что часто вызывает яростные протесты зоозащитников. Отец Сергий Правдолюбов, родившийся в Рязанской области, отмечает «москвоцентричность» этой практики.
«В моём детстве никто никого не выпускал. А вот в Москве так было, видимо, издавна принято. Птиц выпускали на свободу, потому что уже тепло и они не замёрзнут, могут до лета летать на свободе», – говорит он.
«Но это праздник не только птиц, но и колоколов, ведь колокол очень часто назывался благовестником. На колоколах почти всегда писались праздничные благовещенские слова: «Благовествуй, земле, радость велию, творите, Небеса, Божию славу!» И колокольный звон в этот день особенно торжественный, особенно радостный и веселящий души», – продолжает священник.
И наконец, Благовещение – один из двух дней Великого поста, когда верующим разрешается есть рыбу (второй – Вербное воскресенье).
«Ныне открываются двери рая. Огненный херувим не преграждает вход, но приглашает всех войти туда, где единственным пропуском являются слова, сказанные Богородицей: «Да будет мне по слову Твоему», – говорил в своей праздничной проповеди священник Александр Шаргунов.
Источник: РИА Новости