На протяжении многих лет Русскую Духовную Миссию в Иерусалиме возглавлял уроженец Пермской губернии и воспитанник Пермской духовной семинарии архимандрит Антонин (Капустин).
Памятник Антонину Капустину освятил Патриарх Кирилл
К 200-летию со дня рождения Антонина Капустина на его родине в курганском селе Батурино установлен памятник. Освятил его Патриарх Кирилл. Он напомнил собравшимся историю жизни и служения отца Антонина.
Отец Антонин родился в семье деревенского священника. Ничто не предвещало такого внутреннего развития, которое в итоге сопровождало жизнь Антонина. Он закончил Пермскую семинарию, затем его путь лёг на Украину, где он закончил Киевскую духовную академию.
Во время обучения обнаружились удивительные таланты отца Антонина. Он прекрасно и с лёгкостью изучал древние и новые языки, проявил огромный интерес к истории, источникам и документам, памятникам, которые формируют историческое сознание человека.
Вскоре он получил назначение и отправился в Афины в качестве настоятеля Посольской церкви, затем назначение в Константинополь, где изучал древности, в том числе знаменитый Синайский кодекс.
Отец Антонин был не только учёным-исследователем, но и замечательным практиком. И когда его назначили на Святую Землю, он совершил чудо. В условиях, когда по местным законам невозможно было иностранцам покупать землю, он купил самые лучшие участки исторической Палестины – при участии своего помощника, местного жителя, на которого и записывались эти земли, а потом переписывались на Духовную Миссию в Иерусалиме.
Талант отца Антонина и там проявился в полной мере. Он начал заниматься научными раскопками и археологией. И на Святой Земле ему удалось раскопать «порог Судных Врат». Позже на этом месте было построено подворье Русской Православной Церкви в честь святого благоверного князя Александра Невского, которое существует и по сей день. Судными эти ворота древнего Иерусалима назывались потому, что через них пролегал путь к тому месту, где совершалась смертная казнь. Это была небольшая возвышенность за пределами Иерусалимской стены, именуемая Голгофой.
Можно с уверенностью сказать, что отец Антонин – выдающийся сын России, который не только занимался духовной и пастырской работой, столь необходимой паломникам. Он утвердил русское присутствие в самом важном регионе ближнего Востока – Палестине. Нынешние паломники, приезжая в Палестину, в первую очередь располагаются на тех территориях, которые приобрёл отец Антонин и которые сейчас используются Русской Духовной Миссией.
Русская Палестина – организованное постоянное присутствие наших соотечественников в Святой Земле – удивительный феномен мировой истории. Заместитель Председателя Императорского Православного Палестинского Общества (ИППО), доктор исторических наук Пётр Стегний, в недавнем прошлом посол России в Израиле, утверждает: «Конечно, это явление совершенно уникальное. До сих пор, несмотря на утраты советского времени, по объёму владений мы вторые после францисканцев на Святой Земле. А по значению, да если ещё считать вместе с греками, несомненно, мы далеко впереди всех остальных».
В 1865 году Русскую Духовную Миссию в Иерусалиме возглавил уроженец Пермской губернии и воспитанник Пермской духовной семинарии архимандрит Антонин (Капустин). Миссия была учреждена в середине XIX века, в первую очередь для помощи русским паломникам. Деятельность Миссии и её настоятеля активно поддерживала императрица Мария Александровна, супруга Александра II.
Постепенно архимандрит Антонин пришёл к мысли, что только лишь Духовной Миссии недостаточно для укрепления позиций России в Святой Земле. Своими соображениями он поделился с В. Н. Хитрово, крупным петербургским чиновником и известным писателем, совершившим паломничество в Иерусалим. Результатом этого общения становится открытие в 1882 году в Петербурге Православного Палестинского Общества.
– Идею Палестинского Общества как общественной организации, поддерживающей паломников в Святой Земле и занимающейся изучением Святой Земли, организацией археологических раскопок, Василию Николаевичу Хитрово дал пермский уроженец, архимандрит Антонин, – подчёркивает кандидат исторических наук, секретарь Московского областного отделения ИППО Ритта Бутова.
Наряду с отцом Антонином Пермская земля дала Русской Палестине ещё одного созидателя – Дмитрия Дмитриевича Смышляева, самого яркого представителя знаменитой купеческой династии. В жизни этой семьи общественное служение, благотворительность и духовность были связаны самым тесным, неразрывным образом. Их усилиями, в частности, был воздвигнут Пермский храм Всех Святых. Там находится фамильный склеп Смышляевых.
А родовым домом Смышляевых было здание, где ныне располагается Пермская городская библиотека имени А. С. Пушкина. Именно из этого дома в 1865 году (в тот самый год, когда архимандрит Антонин возглавил Русскую Духовную Миссию в Иерусалиме) Д. Д. Смышляев отправился в своё первое путешествие на Святую Землю. Вернувшись, он с головой окунулся в пермскую общественную жизнь, девять лет возглавлял губернскую земскую управу. Однако человек, хоть раз побывавший в Святой Земле, потом неизбежно стремится туда вернуться. И Смышляев, отдав дань делам земским, вновь возвращается к делам палестинским.
Смышляев принимает близко к сердцу идею об открытии Православного Палестинского Общества. Дмитрий Дмитриевич становится одним из его членов-учредителей и привлекает к деятельности Общества известных пермских купцов – Михаила Грибушина, Григория Каменского, Ивана Любимова.
Девиз Палестинского Общества – слова пророка Исаии: «Не умолкну ради Сиона, и ради Иерусалима не успокоюсь». Первым Председателем Общества становится сын покойной к тому времени покровительницы архимандрита Антонина императрицы Марии Александровны, младший брат царствовавшего тогда Александра III, Великий князь Сергий Александрович.
– Сергий Александрович был удивительно нравственно цельной личностью, – говорит кандидат исторических наук, заместитель Председателя ИППО и руководитель Елисаветинско-Сергиевского просветительского общества Анна Громова. – Личность Великого князя является для нас избранным и излюбленным сюжетом. Одной из задач Елисаветинско-Сергиевского общества как раз и является освещение деятельности Великого князя Сергия.
Позже, будучи крупным государственным деятелем, занимая посты московского генерал-губернатора, главнокомандующего войсками Московского военного округа, члена Государственного совета, Великий князь продолжил руководить Палестинским Обществом вплоть до своей гибели от руки террориста в 1905 году. После убийства Сергия Александровича Общество возглавила его вдова, Великая княгиня Елизавета Фёдоровна.
– Это люди, для которых милосердие и помощь ближним не просто обязанность, а образ жизни, – отмечает Анна Громова. – Нам это трудно понять, потому что мы очень редко находим возможность помогать. Но то, как жили Сергий Александрович и Елизавета Фёдоровна, – это действительно образец благочестия, лучший пример благотворительности и милосердия, помощи и поддержки ближнего, призыв к нашим согражданам занимать активную жизненную позицию, участвовать в делах государства, оставаться верными своей истории и своему Отечеству.
Через некоторое время после основания Палестинского Общества Смышляев собирается совершить новое паломничество в Иерусалим. Тогда он ещё не мог предположить, что это решение коренным образом изменит его жизнь и имя пермяка будет вписано золотыми буквами в историю России и Палестины.
О повороте в жизни Смышляева рассказывает историк Ритта Бутова: «Дмитрий Дмитриевич решил отправиться в очередную поездку в Святую Землю. Об этом узнал Хитрово, и тогда возникла идея назначить Смышляева уполномоченным Палестинского Общества в Иерусалиме. Хитрово привозил Смышляева к Великому князю Сергию Александровичу в подмосковное имение Ильинское. Они долго беседовали, Сергий Александрович был совершенно очарован пермяком и с большим удовольствием утвердил предложение Хитрово о назначении Смышляева уполномоченным».
Таким образом, в 1885 году первым уполномоченным Палестинского Общества в Иерусалиме становится Д. Д. Смышляев. Там, в Иерусалиме, он встречается с Начальником Русской Духовной Миссии архимандритом Антонином (Капустиным). Два пермяка много общаются. Как напишет архимандрит в своих дневниках, для него было большим счастьем, что приехал его земляк, и вечера они проводят за чаем.
– Если бы не Смышляев, если бы не его энергия и работоспособность, Палестинское Общество не имело бы в Иерусалиме двух своих знаковых объектов – Сергиевского и Александровского подворий, – замечает Ритта Бутова. – Насколько провидчески Сергий Александрович подобрал Смышляева, и как он был на своём месте в Святой Земле!
Пробыв четыре года в Палестине, где за свои заслуги он был посвящён Иерусалимским Патриархом в рыцари Гроба Господня, Смышляев вернулся в Пермь. Ранее именно по его инициативе Палестинское Общество решило открывать отделения в провинциальных городах Российской империи. Однако сам Дмитрий Дмитриевич умер в 1893 году, так и не увидев учреждения Пермского отделения Палестинского Общества.
В конце XIX века по всей России открывается множество отделений ИППО. В те времена, по уставу, возглавлять их должны были местные архиереи.
На рубеже XIX–XX веков пермской епархией руководил епископ Пётр (Лосев). У него сложился особенный взгляд на вопрос о создании в Перми отделения Палестинского Общества. И он видел немало трудностей в решении этого вопроса. Позицию владыки объясняет настоятель храма Всех Святых, доктор исторических наук, член Пермского отделения ИППО протоиерей Алексий Марченко:
«Епископ жалуется, он говорит, что в Прикамье много раскольников, язычников, миссионерское дело находится не на высоте… Словом, нужды епархии столь велики, что организовать Пермское отделение и проводить какие-то дополнительные сборы пожертвований на палестинское дело не представляется возможным».
Но в конце концов, благодаря настойчивости Великого князя Сергия Александровича, в 1897 году епископ Пётр сдаётся. Таким образом, в Перми, наконец, открывается отделение ИППО.
К началу Первой мировой войны Императорское Православное Палестинское Общество прочно и уверенно утверждает русское присутствие на Святой Земле.
– Результаты были достигнуты впечатляющие, – отмечает историк Пётр Стегний. – Действовало 113 школ в Палестине, учительские семинарии в Бейт-Джале, Назарете, ряде других мест. Только в Иерусалиме и его окрестностях было четыре госпиталя. В Ливане, Сирии и Палестине появилось целое поколение русскоговорящих арабов – понимающих строй русского мышления, тянущихся к русской культуре людей. Это огромная заслуга Палестинского Общества. Нельзя не упомянуть о блестящих учёных, целой плеяде востоковедов, которые работали в Обществе, издавали знаменитый «Палестинский сборник». Наконец, нельзя забывать про заботу о паломниках, заботу о логистических проблемах функционирования Русской Палестины, которая лежала на плечах Палестинского Общества. Всё это производит очень глубокое впечатление.
Захват власти большевиками в 1917 году наносит тяжёлый удар Императорскому Православному Палестинскому Обществу. Прекращается деятельность всех его местных отделений, в том числе Пермского. Тем не менее Общество сохранилось, хотя и было вынуждено сменить название. В советский период оно именовалось Российским Палестинским Обществом, входило в структуру Академии наук СССР и занималось исключительно научной деятельностью.
Лишь в новых условиях, в 1992 году, Обществу возвращается его историческое название, а в 2008 году возобновляет работу и его Пермское отделение – теперь под руководством ректора (ныне президента) Пермского государственного университета Владимира Маланина.
В начале XXI века Обществу возвращается и его историческое достояние в Палестине – построенное Смышляевым Сергиевское подворье. «Я должен сказать по собственному наблюдению и опыту, – отмечает Пётр Стегний (в 2007–2011 годах занимавший пост посла России в Израиле), – что Русская Палестина функционирует очень активно, духовно окормляет наших паломников, а также паломников из других постсоветских государств. И я думаю, что она, с учётом коррекции трагической судьбы Русской Церкви в XX веке, достойно решает те задачи, которые были поставлены основателями Русской Палестины».
– Архимандрит Антонин и Дмитрий Смышляев, эти два пермяка, оставили неизгладимый след в истории всего человечества, – говорит заместитель председателя Пермского отделения ИППО, известный политик и предприниматель Олег Шилоносов. – Благодаря этим двум людям изменился и Иерусалим в том числе. Это люди мирового уровня. Они не думали о суетном, а смотрели на вечное: на священный город Иерусалим, на Священное Писание. Это вечные, базовые принципы, на которые опирается всё человечество, развивается мировая культура.
Вячеслав Дегтярников, Дмитрий Софьин
Кстати
Согласно его завещанию, Антонин Капустин погребён в Вознесенской церкви на вершине Елеонской горы в Иерусалиме. А его брат, известный краевед, составитель «Пермской энциклопедии» Михаил Капустин похоронен в Перми. До недавнего времени захоронение, располагавшееся за алтарём Успенской церкви на Егошихинском кладбище, было заброшено. Но 2 года назад усилиями неизвестного благотворителя оно приведено в порядок. При этом надгробная плита очень напоминает надгробие, установленное на могиле его брата в Иерусалиме.