Иконопись идёт путём списка — создания образа на основе уже существующего. Мы знаем, что в древности с чудотворных икон часто делали списки, и они тоже были впоследствии прославлены как чудотворные. Но почему же тогда по-разному выглядят Казанские, Владимирские, Донские иконы Богородицы и узнаём мы их по деталям иконографии?
Слово «список» нужно правильно понимать. Это понимание было несколько утрачено за то время, когда церковное искусство в России не развивалось. «Список» не означает, что церковный художник списывает один в один, копирует образ. Иначе мы бы не имели всего того богатейшего наследия, дивной галереи образов православной иконописи. И в разных храмах на нас бы смотрели одни и те же лики, как будто христианское искусство – неживое.
Чаще всего иконописец создавал список в стиле эпохи и в соответствии со своими художественными задачами, привнося что-то новое в трактовку образа. При этом художник, конечно, оставался в рамках строгого канона. Так же делались и записи икон, когда поверх потемневшего образа писали новый.
Поэтому иконы с одним названием и, соответственно, иконографией выглядят по-разному. Смущаться этим не надо. Например, несколько лет назад была отреставрирована Смоленская икона Богоматери – надвратный образ, который городу Смоленску подарил Борис Годунов. Открывшийся лик «Одигитрии» многих удивил и своей экспрессией, и несоответствием привычному образу. Однако, по заключению реставраторов, икону написали в начале XVII века, и живопись вполне соответствует тому времени.
Источник: foma.ru