Реставраторы обнаружили фреску под известково-песочным слоем стен находящегося под охраной ЮНЕСКО кафедрального собора Святого Эчмиадзина.
Реставрируемый с 2014 года собор на днях был на неопределённое время закрыт для посещений. Подробности о находке приводит в своём сюжете армянское церковное телевидение «Шогакат». Автор проекта реставрации фресок Ашхен Папоян говорит, что обнаруженная в центральном нефе собора фреска непонятно по какой причине осталась под слоем песочно-известковой штукатурки в ходе восстановительных работ 1954–1955 гг.
О существовании фрески свидетельствовали сохранившиеся до наших дней копировки, сделанные кистью армянского художника Вардкеза Суренянца. По словам Папояна, копировка Суренянца указывала на то, что где-то в соборе, в какой-то из его частей, может находиться скрытая под штукатуркой фреска. Она отмечает, что все остальные фрески были идентичными, однако копировка Суренянца указывала на одну, которая отличалась своими узорами и рисунком от остальных фресок. И вот поиски реставраторов увенчались успехом, а обнаруженную фреску на данный момент очищают от пыли. Мастера отмечают, что пока рано говорить о размерах этой фрески.
Подробнее о росписи можно будет узнать после тщательного лабораторного анализа, а пока видно лишь, что на ней изображены растения. На данный момент внутри собора ведутся работы по снятию всех остальных фресок. Реставраторы отмечают, что в ходе работ могут обнаружиться новые слои, в том числе и с новыми фресками, слоями красок и штукатурки. Уникальные росписи на известковой штукатурке собора Святого Эчмиадзина по фрагментам разбираются и укладываются на съёмные щиты. Далее росписи будут вынесены для дальнейшей их реставрации, а вернутся на стены собора только после окончания укрепительных работ всей конструкции храма с 17-вековой историей.
По преданию, место строительства собора указал святому Григорию Просветителю сошедший с небес Иисус Христос (с древнеармянского – грабара – «Эчмиадзин» означает «Сошествие Единородного»). Храм был воздвигнут рядом с царским дворцом в 303 году. Существует предание, что он был сооружён на месте языческого храма. Первоначально построенный в форме базилики, собор был перестроен в V в. при армянском ишхане – князе Вагане Мамиконяне в крестово-купольный храм.
В первой половине VII века, после перестроек, произведённых при католикосах Комитасе и Нерсесе III Строителе, план собора приобрёл очертания, сохраняющиеся доныне. В VII в. в окрестностях Эчмиадзинского монастыря были построены храмы св. Рипсиме (618 г.) и св. Гаяне (630 г.) – классические памятники армянской архитектуры. В XVII в. над кафедральным собором возвели новый купол, а перед западным входом трёхъярусную колокольню.
В XVIII в. над северной, восточной и южной апсидами надстроили шестиколонные ротонды, что придало собору пятикупольное венчание. В 1869 году с восточной стороны к собору была пристроена обширная ризница для хранения церковной утвари и драгоценных реликвий. Роспись интерьеров собора была выполнена в начале XVIII в. художником Нагашем Овнатаняном; в конце XVIII в. её восстановил и дополнил его внук Овнатан. В храме, кроме главного алтаря в восточной апсиде, ещё шесть алтарей. Один из них – алтарь Сошествия – расположен в центре собора, на традиционном месте видения святому Григорию.
Источник: Благовест инфо