ИМПЕРАТОРСКОЕ ПРАВОСЛАВНОЕ ПАЛЕСТИНСКОЕ ОБЩЕСТВО

Православное Палестинское Общество: предпосылки и цели создания

Рассматриваются предпосылки создания Православного палестинского общества, оцениваются особенности религиозной и политической ситуации в Палестине к моменту его создания.

Анализируются цели создания Императорского православного палестинского общества, выделяются приоритетные направления его деятельности. 

Ключевые слова: Императорское православное палестинское общество, предпосылки, цели создания, политическая ситуация, направления деятельности. 

V. Pavinsky
ORTHODOX PALESTINIAN SOCIETY:
PRECONDITIONS AND PURPOSES OF ESTABLISHING

The preconditions and purposes of setting up of the Orthodox Palestinian Society are regarded. The article describes the political situation in Palestine and analyzes the goal of establishing the Orthodox Palestinian Society and its main activities.

Keywords: the Imperial Orthodox Palestinian Society, preconditions, political situation, activities. 

Православное палестинское общество — одна из старейших и наиболее авторитетных востоковедческих организаций нашей страны. Актуальность изучения проблем, связанных с деятельностью этого общества, определяется его огромным вкладом в отечественное востоковедение, а также недостаточностью литературы, посвященной вопросам, связанным с деятельностью общества.

Новизна нашего исследования определяется расширением представлений о деятельности Православного палестинского общества и определением необходимости проводимой им работы за период с 1982 по 1917 год. Используя метод историографического и источниковедческого анализа, мы раскрываем причины образования общества, обращаясь к методу научной критики, анализируем цели и задачи, поставленные при создании общества.

Понимание предпосылок возникновения общества невозможно без анализа политической ситуации на Ближнем Востоке. Общество создавалось в достаточно сложной политической и исторической обстановке. Формально оставаясь провинцией Османской империи, Палестина стала предметом притязаний ведущих государств Запада, что свидетельствует о немалом стратегическом значении этого района Ближнего Востока.

Д. Семенов отмечает: «Русское правительство, конкурируя с другими великими державами, делавшими религию орудием политической пропаганды в Палестине и Сирии, в тех же целях поддерживало Палестинское общество» [3, с. 216].

К середине XIX века активизировалась деятельность различных религиозных общин — католических, протестантских, — что требовало определенной реакции с православной стороны.

Так, к 1880 году число протестантских миссий возросло до 75. Формируется немецкая протестантская колония. В ноябре 1850 года турецкое правительство признало местных протестантов наравне с другими христианскими общинами.

В 1846 году восстанавливается деятельность латинского иерусалимского патриархата. Основной целью католики ставят не пропаганду католичества, а сохранение уже принадлежавших им святых мест и приобретение новых, в особенности их внимание привлекают участки в окрестностях Иерусалима.

Так, В. Н. Хитрово цитирует высказывание Иосифа Валерга: «Когда Иерусалим будет заключен в тесный круг латинских общин, когда эти общины, постепенно расширяясь, будут стеснять этот круг, тогда Иерусалим должен будет, в конце концов, стать латинским» [4, с. 28]. До 150 возрастает число католических учебных заведений.

Необходимость создания общества диктовалась также тем обстоятельством, что во второй половине XIX века резко возрос интерес к научному исследованию Святой земли со стороны развитых государств Запада.

В 1865 году с целью научного исследования Палестины и прилегающих к ней областей было основано Английское общество исследования Палестины (English Palestine Exploration Fund). Общество действовало под покровительством королевского двора. Кроме целого ряда научных работ, им была издана лучшая карта Палестины. Как отмечает В. Н. Хитрово, за пятнадцать с небольшим лет целая партия английских топографов и ученых «искрестила всю Святую землю... не оставив без внимания и осмотра ни одного холмика, ни одной ямки, ни одного камушка» [4, с. 28].

В 1878 году, подобно Английскому обществу, с целью научного исследования Святой земли было основано Германское палестинское общество (Deutsche Palastina-verein). Насколько авторитетно было это общество, можно судить по лицам, входящим в его состав: император и наследный принц германские, король виртембергский и другие.

Франция не имела специализированного общества, но за счет средств французского правительства в Святую землю направлялись многочисленные научные экспедиции и издавались научные труды по палестиноведению.

И усиление религиозной пропаганды, и возросший интерес к всестороннему изучению Палестины со стороны сильнейших держав Запада имели политическую подоплеку: была поставлена задача — добиться упрочнения своего положения в регионе. Позиции православия в Палестине на этот период В. Н. Хитрово характеризует следующим образом: «Вся история Иерусалимского православного патриархата за последние 3 века выражалась в одном — сохранении и приобретении святых мест» [4, с. 51].

Это выражалось, прежде всего, в соперничестве с представителями католической церкви, растянувшемся на многие годы. «Для борьбы с иноверными пропагандами, для поддержания туземной православной паствы Иерусалимским патриархатом не было сделано ровно ничего» [4, с. 74]. Главными причинами В. Н. Хитрово видит «безденежье и отсутствие дисциплины» [4, с. 75].

Если в 1840 году православные составляли более 90% христиан Палестины, то в 1880 году — лишь 67%, причем на 26 тысяч православных патриархат имел лишь две народные школы в Иерусалиме.

Анализ деятельности организаций, предшествовавших Православному палестинскому обществу, показывает, что они не справлялись с возложенными на них задачами. Деятельность Иерусалимской духовной миссии, основанной в 1841 году, могла быть плодотворной лишь при двух условиях: при сильной поддержке со стороны правительства и при сочувственном отношении Иерусалимского патриархата. Однако ни того, ни другого в достаточной степени миссия не имела, и она была отозвана в связи с начавшейся Крымской войной 1853-1856 гг.

Новая духовная миссия прибыла в 1858 году, одновременно с созданием Русского общества пароходства и торговли. Именно представители последнего обратили внимание на бедственное положение паломников из России. Уполномоченный В. П. Мансуров, направленный для изучения проблемы, в своих донесениях подчеркивает необходимость создания русских учреждений для паломников, на что выделяются определенные денежные средства.

В 1859 году формируется Палестинский комитет, который с первых дней своего существования вошел в столкновение с Русской духовной миссией, однако, несмотря на это, благодаря его деятельности были построены два странноприимных дома на 800 человек, госпиталь, дом Русской духовной миссии, обширный собор. С 1864 года Палестинский комитет был передан в ведомство Министерства иностранных дел и переименован в Палестинскую комиссию, которая продолжала скупать земли, строить на них больницы и приюты.

Православное Палестинское общество создавалось через несколько лет после окончания русско-турецкой войны 1877— 1878 гг., когда русское правительство осознало необходимость опираться в своей восточной политике не на узкий круг политических деятелей, а на широкие народные слои.

В 1881 году Иерусалим посетили великие князья Сергей Александрович, Павел Александрович и Константин Константинович. Ознакомившись на месте с деятельностью русских учреждений, католических и протестантских миссий, они активно поддержали принадлежавшую В. Н. Хитрово идею создания единого общества, которое взяло бы на себя поддержание и расширение многочисленных уз, связывавших Россию и Палестину. С их помощью В. Н. Хитрово получил разрешение на организацию и открытие Православного палестинского общества.

При учреждении общества на него были возложены следующие задачи: 

1) собирать, разрабатывать и распространять в России сведения о святых местах;
2) оказывать пособие православным паломникам;
3) учреждать школы, больницы, странноприимные дома, а также оказывать материальное пособие местным жителям, церквям, духовенству;
4) «вообще, ученой и благотворительной своей деятельностью стремиться к развитию православия в Палестине...» [1, с. 6]. 

При анализе уставных документов общества можно выделить следующие приоритетные направления его деятельности. 

Вдохновитель и организатор общества В. Н. Хитрово с самого дня его основания стремился придать обществу характер подлинно научной организации востоковедов. 

Согласно уставу общества, его приоритетными задачами в области научной деятельности с 1882 по 1917 год можно считать изучение еще не исследованных памятников священной старины в Святой земле, а именно — организацию археологических раскопок в Палестине и в сопредельных с ней странах; дальнейший сбор географических и этнографических данных; поиск древних рукописей в храмах и церквях Палестины и на Синае. 

Важнейшей задачей Палестинского православного общества был поиск древних рукописей в храмах и церквях Палестины и на Синае, их обработка, систематизация и издание; составление комментариев и подготовка к публикации многочисленных хождений русских и иностранных паломников к святым местам. 

Большое значение археологических памятников Святой земли для всего христианского мира не подвергалось никакому сомнению. И совершенно естественным представлялось стремление России не отстать от развитых европейских стран, таких как Англия, Франция и Германия, в области археологических исследований Святой земли. Этими соображениями была обусловлена и покупка земель, и проведение на этих участках раскопок. 

На протяжении веков связь России с Иерусалимом поддерживали русские паломники. Организация паломничества православных христиан из России к святым местам являлась одним из основных направлений деятельности Православного палестинского общества. Восьмой параграф устава общества требовал «оказывать пособие православным паломникам при посещении ими святых мест Востока устройством для них странноприимных домов, больниц, особых паломнических караванов, удешевлением путевых расходов и т. п.» [2, с. 4]. 

Устроители общества важной задачей считали сближение народов России и Ближнего Востока. Дело сближения двух культур, с их точки зрения, должно было осуществляться посредством строительства школ и учительских семинарий, предназначенных для детей православных арабов; посредством распространения русского языка, знакомства арабов с русской культурой и литературой. 

С первых дней основания общества культурно-просветительская миссия являлась одним из важнейших аспектов его деятельности. 

Мы видим, что образование Православного палестинского общества было вызвано рядом причин, важнейшей из которых являлась необходимость создания общества, многообразная деятельность которого была бы направлена на укрепление и развитие многочисленных уз, на протяжении веков связывавших Россию со странами Ближнего Востока. 

Православное палестинское общество со дня своего основания встало в один ряд с блестящими европейскими научными учреждениями и с уже существовавшими к тому времени научно-исследовательскими организациями в России. Авторитетный состав общества, энтузиазм и подвижничество его членов позволили безупречно справляться с поставленными перед ним задачами. 

_____________________
Список литературы

1. Греков Ф. (Палеолог). Императорское православное палестинское общество. Очерк его деятельности за 1982-1890 гг. СПб., 1891.
2. Дмитриевский А. А. Современное русское паломничество в Святую землю. Киев, 1903.
3. Семенов Д. С. Русское палестинское общество и его деятельность до войны 1914 // Новый Восток. 1926. № 8-9.
4. Хитрово В. Н. Православие в Святой земле // Православный Палестинский сборник. 1881. Т. I. Вып. I. 

REFERENCES
1. Grekov F. (Paleolog). Imperatorskoe pravoslavnoe palestinskoe obshchestvo. Ocherk ego dejatel'nosti za 1982-1890 gg. SPb., 1891.
2. Dmitrievskij A. A. Sovremennoe russkoe palomnichestvo v Svjatuju zemlju. Kiev, 1903.
3. Semenov D. S. Russkoe palestinskoe obwestvo i ego dejatel'nost' do vojny 1914 // Novyj Vostok. 1926. № 8-9.
4. Hitrovo V. N. Pravoslavie v Svjatoj zemle // Pravoslavnyj Palestinskij sbornik. 1881. T. I. Vyp. I.

Павинский Владимир Станиславович
Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена № 150 / 2012. С. 22-25

Научная библиотека КиберЛенинка