4 ноября Русская православная церковь празднует день Казанской иконы Божией Матери, считающейся чудотворной и помогавшей русским воинам в защите Отечества.
Согласно краткому (1579 год) и подробному (1594 год) вариантам «Сказания о явлении и чудесах от иконы Пресвятой Богородицы Казанской», чудотворная икона была обретена в городе Казань 8 июля 1579 года. После сильнейшего пожара, случившегося в городе, девочке Матроне в сонном видении явилась икона Богородицы и указала ей место под сгоревшим родительским домом, где икона была зарыта. Богородица велела Матроне сообщить об этом архиепископу и воеводе, чтобы те обрели святую икону. Но на слова девочки не обратили внимания.
8 июля мать с помощниками стала рыть по указанию дочери, но только когда сама девочка взялась за заступ и стала копать около печи, появилась икона Богоматери, обернутая в ветхий суконный рукав. Лик иконы был ясный, будто только что написанный, нисколько не пострадавший от огня (иконография Казанского образа представляет собой разновидность Одигитрии-Путеводительницы). Узнав о чуде, архиепископ с градоначальниками торжественным крестным ходом пришли на место чудесного обретения иконы и перенесли ее в церковь Николы Тульского, затем после молебна — в Благовещенский собор. Икона получила название Казанской.
События явления и перенесения образа описал священник Никольской церкви Ермолай, будущий митрополит Казанский и затем Патриарх Московский Ермоген, мученически пострадавший за Православие в смутное время.
По повелению царя Иоанна IV Великого на месте явления иконы был основан Богородицкий женский монастырь, в котором впоследствии пребывала икона.
В 1595 г. митрополитом Ермогеном был отстроен новый Успенский собор и штат монахинь увеличен до 64 человек. Чудотворный образ был обложен царскими дарами — золотом, драгоценными камнями и жемчугом.
Почитаемые списки Казанской иконы
Русской Церковью особо почитались и два чудотворных списка с Казанского образа Божией Матери, дважды сопутствовавших русскому воинству в борьбе против иноплеменников, Московский и Санкт-Петербургский.
Первый список, после тайного воззвания Патриарха Ермогена взятый казанской дружиной в поход в 1611 г., был передан дружинам северных городов под руководством князя Дмитрия Пожарского, шедшим на освобождение столицы от поляков.
После усердной молитвы русских воинов Богоматери перед Ее образом царствующий город был освобожден от врагов.
Получив такую духовную поддержку Богоматери, 22 октября/ 4 ноября русские выбили поляков из Китай-города, а затем захватчики сдали Кремль. Духовенство вышло навстречу русскому воинству с Московскими святынями, а впереди освободителей несли Святой Образ Казанской Иконы Божьей Матери.
До новой революционной смуты эта икона оставалась в построенном для нее князем Пожарским Казанском соборе на Красной площади. С 1649 г. по повелению царя Алексея Михайловича местные празднования — казанское 8 июля и московское 22 октября — стали общероссийскими, а Казанскую икону начали почитать как покровительницу Дома Романовых.
Второй чтимый список, был перенесен в числе других святынь Императором Петром Великим в обустраиваемую им северную столицу, где он стал одной из главнейших святынь града св. Петра. В 1811 г. в честь этого образа был отстроен кафедральный Казанский собор.
В 1812 г. М.И. Кутузов, назначенный императором Александром I главнокомандующим русской армией, перед отъездом в действующие войска молился перед Петербургской святыней и чрез возложение на него святой иконы получил благословение Матери Божией на святое дело борьбы с захватчиками.
Из отобранного казаками серебра, награбленного французами, в Казанском соборе, Кутузовым был устроен серебряный иконостас — дар Божией Матери. Прах полководца, известного своим благочестием, упокоился под сводами Казанского собора рядом с чудотворным образом Богоматери, не отвергнувшей его молитв и даровавшей под его предводительством победу русскому воинству над армиями Наполеона.
В Великую Отечественную войну, когда силы уже были на исходе, жители обложенного блокадой города на Неве совершили крестный ход с Казанской иконой Богоматери, что несомненно добавило стойкости верующим горожанам и помогло им выстоять до конца.
История явленного чудотворного образа печально оборвалась в тяжелое для России время начала XX в. В ночь на 29 июня 1904 года собор Казанского Богородицкого монастыря был ограблен святотатцами. Бесследно пропала чудотворная икона Богоматери. На следствии воры показали, что драгоценную ризу они продали, а икону порубили и сожгли. В тот же год русское воинство постигли неудачи на Дальнем Востоке.
Кроме этих трех икон множество других списков Казанской иконы Божией Матери в разных уголках России прославилось чудесами исцелений и милостей Царицы Небесной к православному народу, за что русские люди весьма полюбили этот образ.
Возвращение чтимого списка из Ватикана
После революции 1917 г. богоборческий режим безжалостно расправлялся с духовным достоянием русского народа и последовательно уничтожал драгоценные для верующих святыни.
Многие иконы по древности и богатых окладов попали в руки западных коллекционеров.
Один из списков Казанской иконы Божией матери, написанный в XVIII в. и украшенный драгоценным окладом и камнями, был продан за рубеж, а затем выкуплен и подарен папе Римскому Иоанну-Павлу II, в покоях которого икона находилась с 1993 г. По некоторым предположениям эта икона принадлежала основательнице Дивеевской общины схимонахине Александре (Мельгуновой) и в свое время хранилась в Казанской церкви села Дивеева.
Желание передать эту икону Русской Православной Церкви высказывалось папой Римским Иоанном-Павлом II.
В 2003 г. комиссией была проведена искусствоведческая экспертиза, определившая, что икона не является ни одним из трех главнейших образов, но представляет собой копию XVIII в., выполненную под оклад и, судя по окладу, принадлежавшую зажиточной семье.
25 августа 2004 г. в Риме прошло торжественное прощание с иконой, и в праздник Успения Пресвятой Богородицы 28 августа 2004 г. за Божественной литургией в Успенском соборе Московского Кремля чтимый список был передан делегацией Римо-Католической Церкви во главе с кардиналом Вальтером Каспером, председателем Папского совета по содействию христианскому единству, Русской Православной Церкви в лице ее первосвятителя Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II.
Находясь в июле 2005 года с визитом в Казани, Патриарх Алексий II, совершив литургию в Благовещенском соборе Казанского Кремля, передал образ Казанской епархии: икона была помещена в Крестовоздвиженском храме Богородицкого монастыря
Материал предоставлен руководителем Кипрского отделения ИППО Леонидом Булановым