ИМПЕРАТОРСКОЕ ПРАВОСЛАВНОЕ ПАЛЕСТИНСКОЕ ОБЩЕСТВО

Председатель ИППО Сергей Степашин дал интервью главному редактору журнала «Свободная мысль» Михаилу Делягину

На исходе 2014-го, юбилейного для нашего журнала, года, «Свободной мысли» согласился дать интервью Сергей Вадимович Степашин, генерал-полковник, доктор экономических наук, профессор, видный российский политик, председатель наблюдательного совета государственной корпорации «Фонд содействия реформированию ЖКХ».

С. В. Степашин – непосредственный свидетель и участник событий конца 1980 – 2000-х годов, ставших переломными в новейшей истории нашей страны. Деятельность Верховного Совета РСФСР последнего созыва, кризис и распад СССР, драматические события 1993-го, Первая и Вторая чеченская войны, неоднозначные по своим результатам реформы 1990-х годов, коренной поворот политического курса страны в период президентства В.В. Путина, «пятидневная война» 2008-го – все это факты не только недавнего прошлого России, но и личной биографии С. В. Степашина. В эти годы его деятельность была поистине многогранной. В разное время он занимал ответственные посты главы парламентского комитета, директора ФСБ, Министра юстиции, Министра внутренних дел, Председателя Правительства РФ, Председателя Счетной палаты РФ. Кроме того, С. В. Степашин ведет большую общественную работу, в течение 10 лет является председателем Императорского православного палестинского общества. Сегодня он, видевший многое и многих, – один из самых компетентных экспертов по проблемам нашего недавнего прошлого и ближайшего будущего. Об этом С. В. Степашин и размышлял в своем интервью, данном главному редактору свободной мысли М. Г. Делягину. М.Г. Делягин: - Вы являетесь председателем Императорского православного палестинского общества. Расскажите, пожалуйста, о нем, как и почему Вы его возглавили и о том, какие задачи перед собой ставите на этом посту.

С.В. Степашин: - Об этом можно рассказывать бесконечно, я изложу очень коротко, конспективно. Возглавляю общество 10 лет, инициатива принадлежала покойному Алексию Второму. Он ко мне обратился с такой просьбой и Сергей Лавров, министр иностранных дел. Лавров, как министр, заинтересован в наличии площадки работы на Святой земле, а Патриарх Алексий – потому что это общество является императорским православным. Отказать им я, естественно, не мог, поэтому 10 лет данное общество и возглавляю. Это старейшая международная организация нашей страны – ей 132 года. После 1917 года она выжила и работала на протяжении всей советской истории, только из названия были убраны слова «императорское» и «православное»: оно именовалось просто Палестинским обществом. В 1992 году Президиум Верховного совета принял решение вернуть ему историческое название и официально провозглашаемые задачи - какие и были при царе-батюшке. Кстати, я как депутат за это голосовал. Создавалось Императорское православное палестинское общество (ИППО) по указу Александра III Миротворца, на мой взгляд, самого успешного императора. И человек хороший был, семьянин, людей уважал, жену любил, и она его любила. Это редкостное явление в императорских фамилиях. Так вот, ИППО призвано решать три основных задачи. Первая - продвижение России на Святую землю, в исторической формулировке, а сегодня это прежде всего возвращение того, что за неделю до отставки отдал Никита Сергеевич в рамках так называемой «Апельсиновой сделки». В соответствии с ней вся собственность, которая принадлежала нам, продавалась за 1 млн.руб. на апельсины и текстиль.

М.Г. Делягин: - Один миллион!? Рублей??

С.В. Степашин: - Да. Вообще-то, за такое сажать надо. За эту сумму было передано все: это часть духовной миссии, 12 подворий, школы, больницы. Исторически мы в Иерусалиме, на Святой земле, имели огромное количество земель и собственности, - больше всех остальных. Создавалось это десятилетиями, а Никита Сергеевич одним движением руки все продал. Сейчас мы это возвращаем. Хоть и с трудом. Надо отдать должное руководителю Палестины Махмуду Аббасу: он отдал все земли, которые нам принадлежали. Мы построили на них среднюю школу, культурный центр, центр ИППО, парковую зону в Иерихоне, - в том самом месте, где Иисус 40 дней молился и сказал великие слова: «Не хлебом единым жив человек». То есть мы решаем ту задачу, которую в свое время решало ИППО. Я называю это гуманитарное возвращение на Святую землю. Вы знаете, почему арабы исторически к нам хорошо относятся? Потому что мы к ним никогда с оружием, в отличие от турок и англичан, не приходили. Мы всегда приходили со школами и добром, и по сей день они это помнят. Это уникальная скрепа, - кстати, существующая и сегодня. Сейчас мы помогаем людям в Сирии и в самой Палестине. Вторая задача ИППО заключается в изучении нашего исторического наследия: в этом отношении там край непочатый работы. С точки зрения науки, исследование Святой земли – это кладезь, который просто не с чем сравнить.

М.Г. Делягин: - Ее же, наверное, никто и не исследовал-то никогда толком с научной точки зрения.

С.В. Степашин: - Вот мы сейчас этим занимаемся системно. В частности, мы поднимаем все архивы, которые были наработаны идеологами ИППО еще до революции. Наконец, третья наша задача – до революции это называлось «паломничество», а сейчас мы расширяем возможность посещения нашими людьми святых мест. Ведь обычные туристы или паломники, как правило, приезжают лишь в Иерусалим, к гробу Господню, и, реже, в Вифлеем, место, где родился Иисус.

М.Г. Делягин: - На Иордань еще люди ездят.

С.В. Степашин: - Да, в речке искупнуться. С той и с другой стороны.

М.Г. Делягин: - Часто вот именно с этой формулировкой про «речку».

С.В. Степашин: - Но на Святой земле огромное количество святых мест, в том числе, в самой Палестине. Так вот, должен сказать, что мы сделали очень серьезный прорыв: в прошлом году в одной лишь только Палестине побывало уже полмиллиона наших граждан. Мы делаем сейчас туристические сборники, у нас есть договоренность об этом с Министерством туризма Палестины. Это хорошая вещь. И вы знаете, сколько людей с удовольствием едут прикоснуться к святыням. И оттуда человек приезжает уже другим. И еще одну задачу мы взяли на себя – оказание гуманитарной помощи христианам на Ближнем Востоке. Мы отправили 11 больших гуманитарных грузов в Сирию, сейчас отправляем в сектор Газа. В Дамаске в следующем году будем строить первую русскую образовательную школу, их в Сирии до революции было более 80. Таковы главные задачи, которые решает ИППО.
У нас небольшая организация, в ней персональное членство, и сейчас в ней состоит полторы тысячи человек. ⁠Есть почетные члены во главе с Патриархом; это Сергей Лавров и Евгений Примаков, Сергей Собянин и Юрий Лужков, - как был, так и остался. Кстати, здание ИППО передавал Лужков: это был замечательный особняк XVII века, который стоял в полном запустении, и отремонтировать его помог уже Сергей Семенович.