Сергей Степашин презентовал в Питере двухтомник Даниила Гранина.
Аудиозапись интервью на сайте газеты «Комсомольская правда» >>
– Сергей Вадимович, когда не стало Даниила Гранина (писатель скончался в Петербурге 4 июля этого года в возрасте 98 лет), Вы тогда в интервью нам сказали, что в любом случае всё, что вместе с ним запланировали (выход двухтомника с Вашим предисловием, презентация этого двухтомника), всё состоится в Питере в сентябре. Я так понял, что так это и произошло.
– Да, в Доме журналистов мы представили двухтомник Даниила Александровича. Это последняя книга, которую он сам редактировал, даже обложку выбирал, и сам определил, чтобы там были его произведения, связанные с инженерной профессией. Это, конечно, «Иду на грозу», «Искатели», «Зубр».
Мы не только вспомнили Даниила Александровича, но и выполнили своё обещание. Причем вечер, который был в Домжуре, назвали так: «Без Гранина, но вместе с ним».
– Там, насколько мне известно, Ваша очень интересная инициатива прозвучала, чтобы к 100-летию со дня рождения Даниила Гранина выпустить полное собрание его сочинений. Вы решили с таким предложением обратиться, пользуясь своим служебным положением, что ли, как президент Российского книжного Союза?..
– Какое же служебное положение? У меня общественная работа, это не служебное положение. На самом деле, мы предварительно поговорили с крупными издательствами... 100-летие как раз будет 1 января 2019-го года. Я вообще считаю, что этот год можно было бы назвать Годом Гранина.
В своё время Указом президента был определён год Дмитрия Сергеевича Лихачева. Даниил Александрович, кстати, до последнего дня возглавлял Фонд Дмитрия Лихачёва.
А почему Год Гранина? Потому что это великий русский писатель. Во-вторых, его книги достойны того, чтобы их читали, чтобы о них больше знали. Я думаю, что это будет сделано.
Кроме того, мы выступили с предложением о том, чтобы увековечить память великого писателя. Заксобрание Петербурга и руководство нас поддержали двумя руками. Подумать надо о том, как увековечить память Гранина непосредственно в его любимом городе, потому что родился он на самом деле в Петрограде, стал великим писателем в Ленинграде, а последние его произведения были написаны в Санкт-Петербурге. У нас таких писателей, по-моему, не так уж и много.
– Может быть, даже и нет. Скажите, а сколько должно быть томов полного собрания?
– Трудно сказать. У него огромное количество произведений, рассказов, очень много переписки, публицистики потрясающей, которую мы мало знаем.
Плюс его выступление в бундестаге, которое прозвучало в январе 2014-го года, когда он потряс немцев во главе с Меркель своими воспоминаниями о войне, о блокаде Ленинграда, о жизни, о совести.
Вообще Гранин не только писатель, это знаковая фигура для нашей страны. Когда мы выступали в Домжуре, я сказал, что не знаю, как для кого, а для меня существует три моральных авторитета, кого я лично знал. Это Патриарх Алексий, Дмитрий Лихачёв и Даниил Гранин. Они даже внешне чем-то были похожи – своей мудростью, умением говорить и слушать, любить людей.
По материалам сайта «Комсомольская правда»
Автор текста: Александр Гамов, Автор фото: Владимир Веленгурин