15 декабря 2022 года в помещении домового храма во имя святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова Института сферы обслуживания и предпринимательства (филиала) ДГТУ в г. Шахты был реализован научно-просветительский проект «Игорь Эммануилович Грабарь: раскрытие образа Святой Руси».
Организаторами форума выступили: научный студенческий кружок «Православный Восток» кафедры «Православная культура и теология» Института сферы обслуживания и предпринимательства (филиала) ДГТУ в г. Шахты Ростовской области, Шахтинская епархия при поддержке Государственной Третьяковской галереи, Центрального музея древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублёва и Ростовского отделения Международной общественной организации «Императорское Православное Палестинское Общество».
В храмовом помещении, являющимся научно-практической лабораторией кафедры «Православная культура и теология», собрались директор института профессор Сергей Страданченко, студенты, сотрудники, преподаватели института и представители городских СМИ.
Организованное по предложению директора института мероприятие своими целями и задачами ставило раскрытие значения многогранной личности выдающегося художника, реставратора и учёного И.Э. Грабаря в контексте непростых социально-политических реалий XX века для судеб произведений древнерусского искусства; осмысление наследия изобразительного искусства Древней Руси в её выдающихся памятниках иконописи (на примере иконы «Святая Троица» преподобного Андрея Рублёва); воспитание студенческой молодёжи в духе высоких моральных ценностей; формирование у студентов интереса и потребности к научному творчеству в области православной культуры, культурологии, научного палестиноведения, византологии, религиозной философии, истории, краеведения и религиоведения. Автором и руководителем проекта являлся старший преподаватель ИСОиП (филиала) ДГТУ в г. Шахты, древлехранитель Шахтинской епархии, секретарь Ростовского отделения ИППО Илья Шарков. Студенты, участники студенческого научного кружка «Православный Восток» под руководством автора проекта подготовили интересные и содержательные доклады, сопровождаемые фотопрезентациями.
Перед началом форума к собравшимся с приветствием обратился настоятель домового Иоанно-Богословского храма вуза протоиерей Роман Амплеев и прочитал молитвы перед началом всякого благого дела. Священник призвал Божие благословение на труды организаторов и участников проекта.
Страницы жизни и творчества выдающегося русского и советского художника, реставратора и учёного Игоря Грабаря представила в своём выступлении студентка Анастасия Бондар. О художественном творчестве И.Э. Грабаря в докладе «Чудные краски русской зимы. Цветной перезвон» рассказала старший преподаватель кафедры «Православная культура и теология» Людмила Борисовна Томилина. Студент Анатолий Колодяжный представил И.Э. Грабаря как хранителя и реставратора русской церковной старины. В выступлении «Икона Святой Троицы. Возвращение и осмысление шедевра и святыни» старшего преподавателя Ильи Шаркова были затронуты вопросы истории создания и богословия иконы Троицы преподобного Андрея Рублёва, значения этого образа для нашей страны и мирового искусства.
Большой интерес собравшихся вызвало видеообращение научного сотрудника Государственной Третьяковской галереи, куратора выставки, посвящённой 150-летию И.Э. Грабаря, кандидата искусствоведения Ольги Атрощенко (Москва). Видообращение записано и любезно предоставлено по поручению Главного хранителя музейных предметов Государственной Третьяковской галереи Татьяны Городковой. О музейной деятельности И.Э. Грабаря в своём выступлении рассказала магистрант Наталья Прудова. Видеообращение Заведующего сектором научно-методической работы Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва Дионисия Денисова (Москва) познакомило участников проекта с коллекциями этого уникального столичного музея.
В заключении Илья Шарков присоединился к пожеланиям студенчеству научных сотрудников ведущих российских художественных музеев, активнее посещать музеи и выставки, продолжать изучать богатейшее культурное наследие нашей страны, чаще пользоваться студенческой Пушкинской картой, обогащаться новыми знаниями и открывать новые страницы отечественной истории искусства и культуры.