Казанский режиссёр создаёт картину о Великой княгине Елизавете Фёдоровне, простившей убийц мужа.
В столице Татарстана начинаются съёмки документального фильма о Великой княгине Елизавете Фёдоровне Романовой, судьба которой была тесно переплетена с городом. Корреспондент «РГ» пообщался с режиссёром Алексеем Барыкиным и узнал, кто из российских звёзд снимется в картине и что поразило автора в истории святой преподобномученицы.
С чего всё началось?
Алексей Барыкин: Этот проект мы уже несколько лет обсуждали с Андреем Колмаковым – меценатом, который финансирует съёмки. На его средства создавалась и наша предыдущая картина «Заступница» о Казанской иконе Божьей Матери.
Подумали, хорошо было бы снять фильм о Елизавете Фёдоровне к столетию её гибели. Она сыграла большую роль в судьбе Казанского Богородицкого монастыря. Там сейчас как раз воссоздаётся храм, в котором Великая княгиня обустроила своими силами подземную часовню (пещерный храм). На том самом месте, где была обретена Казанская икона.
После уничтожения собора на восемьдесят лет была утеряна и часовня. А вообще история Елизаветы Фёдоровны меня как режиссёра привлекала своей драматичностью и символизмом. Великая княгиня, сестра императрицы, красивейшая женщина своего времени, которая простила убийц мужа, отказалась от богатства, посвятила жизнь помощи бедным и была сброшена в шахту большевиками.
Так до революции выглядел Казанский Богородицкий монастырь, где построила подземную часовню Великая княгиня. Репродукция картины Э. Турнерелли, начало XIX века. Фото: commons.wikimedia.org
Это история библейского масштаба. Это не просто рассказ о человеке, это притча о добродетели и зле, о судьбах России, это портрет эпохи. А для режиссёра – большой вызов и большая ответственность. Когда работаешь над такой темой, чувствуешь, что не зря живёшь и не зря творишь.
В годовщину кончины Елизаветы Фёдоровны мы не единственные, кто снимает о ней кино. Один из актёров, с которым мы изначально договаривались об участии в фильме, был Сергей Безруков. Но в итоге он отказался, поскольку уже снимается в проекте Первого канала, посвящённого Елизавете Фёдоровне.
Не пугает такая конкуренция?
Алексей Барыкин: Нет. Мы же за фильм про Казанскую икону взялись, хотя множество картин об этом снято, в том числе выдающимися режиссёрами. Я не исключаю, что наша работа будет интереснее. Не потому, что мы особо гениальные, просто Первый канал снимает форматное кино. У режиссёра есть рамки, которые ограничивают творчески. А мы в этом плане свободнее.
Как работали над сценарием?
Алексей Барыкин: Сначала размышляли над концепцией фильма. Можно было снять простую документальную картину, собрать из хроник материал. Мы решили, что будем делать со звёздами, всё серьёзно.
Сценарий я писал больше полугода. Прочитал очень много разных исследований, книг. Причём некоторые не удалось найти в интернете и мне пришлось полностью их переснимать. Много нашёл в Алапаевском монастыре, основанном рядом с Напольной школой, где Елизавету Фёдоровну и других князей держали, перед тем как убить.
Я сидел там и фотографировал на мобильный телефон тысячи страниц, поскольку стараюсь не полагаться на какой-то один источник. В этой истории много сложных моментов, по поводу которых высказываются противоположные мнения.
Первая, с кем Вы договорились об участии в фильме, была Илзе Лиепа?
Алексей Барыкин: Да. Меня поразило, что между ними есть что-то общее. Они не то чтобы сильно похожи, но в типажах есть что-то близкое, какие-то особые благородные черты лица. Илзе тоже протестантской традиции, приняла православие и крестилась с именем Елизавета. А потом я узнал, что она серьёзно интересовалась личностью Елизаветы Фёдоровны. Так что это было не случайно.
А других актёров как нашли?
Алексей Барыкин: Вообще съёмки таких фильмов – это большая ответственность. Здесь нельзя наврать, внести отсебятину. Но и сделать фильм скучным и формальным тоже не хочется. И вот как всё это делать, никто точно не знает. Поэтому артистов к таким фильмам я ищу, полагаясь на волю Божию. Ищу каких-то указаний.
И к выбору Александра Михайлова меня подтолкнуло стечение обстоятельств. Несколько разных людей его называли. А Андрея Мерзликина порекомендовал Николай Бурляев. Мне показался интересным сам его образ, типаж. У нас в фильме несколько рассказчиков. И каждый выполняет свою задачу. Если Михайлов олицетворяет собой царскую православную Россию, то Мерзликин, наоборот, – новую советскую атеистическую Россию. И он, как мне показалось, интересно контрастирует с Михайловым в этих образах.
Изучали архивные документы?
Алексей Барыкин: У нас были три серьёзные экспедиции: Казань – Москва – Марфо-Мариинская обитель и Алапаевск. Там мы прошли по всему крестному пути Елизаветы Фёдоровны. Общались с историками, которые изучают эту тему. В Казани съёмки ведутся по благословению митрополита Казанского и Татарстанского Феофана. А наш научный консультант – проректор Казанской духовной семинарии игумен Евфимий.
Я не ожидал, что наша работа вызовет такой резонанс. Люди узнавали, над чем мы работаем, и высказывали свои соображения. Сама Илзе Лиепа очень увлекалась этой темой, она тоже включилась в обсуждение. Компетентно, со знанием фактов.
О чём-то мы спорили. Например, как преподнести тему её отношения к Распутину. Там была нравственная дилемма. С одной стороны, она простила убийц мужа, но при этом считала, что убийство Распутина оправданно. И из-за этого у неё произошла ссора с сестрой, императрицей Александрой Фёдоровной.
Или эту тему обойти? Понятно, что есть беспроигрышная версия, как снять картину. Таких фильмов много, где в благообразной форме всё это сказано, обойдены все острые углы. Но имеем ли мы право это обходить?
Вы не житие снимаете...
Алексей Барыкин: Да, совершенно верно. Мы делаем историю живого человека. И естественно, что он в чём-то несовершенен. И так её добродетели настолько очевидны. Хотя не исключено, что тему Распутина я не буду поднимать.
Когда изучали материалы, что Вас поразило?
Алексей Барыкин: Было несколько открытий. Само по себе интересно царское окружение, семья Великих князей. И впервые я серьёзно столкнулся с дискуссией о муже Елизаветы Фёдоровны, Сергее Александровиче.
С одной стороны, это человек, которого много лет историки представляли исчадием ада. И тут вдруг противоположная точка зрения, что это был святейший человек, который строил храмы и причащался трижды в неделю. И тоже много фактов приводят, это подтверждающих. Он основал Палестинское Общество. Столько храмов им было построено на Святой Земле!
И опять вопрос: вот как его подать в фильме? Мне кажется, что вторая версия тоже не вполне соответствует действительности, потому что не бывает идеальных людей. Я к нему хорошо отношусь. Прочитав материалы с той и другой стороны, я понял, что это человек, сильно оболганный историей. Но это не означает, что он был идеален.
Очень большое впечатление на меня произвела история останков Алапаевских мучеников. Её обычно обходят в фильмах. Это такой драматический боевик, с того момента как Колчак их нашёл. Об одном этом уже можно целый фильм снять.
Их много раз перезахоранивали, прятали, маскировали под тифозные трупы, очень сложно транспортировали. Отряд красных их пытался отбить в Монголии. Около года их везли.
Представляете, в каком состоянии были сами тела? Но тело Елизаветы Фёдоровны оставалось нетленным, более того, оно мироточило. Есть свидетельства людей, которые приходили и собирали это миро в бутылочки.
Вы полетите в Иерусалим на съёмки?
Алексей Барыкин: Да, мы отправляемся 14 февраля. Будем снимать и в старом городе, но наша главная цель – храм Марии Магдалины, где находятся её останки. Это очень красивое и интересное место. Мы сначала думали, что проведём там чисто документальные съёмки, но в итоге решили, что поедем с Илзе Лиепой и будем снимать её синхроны.
Когда будет премьера?
Алексей Барыкин: В июле. Планируем приурочить её ко дню кончины Елизаветы Фёдоровны. Рассчитываем, что фильм завершим в конце марта – начале апреле. А потом будем заниматься прокатными удостоверениями, афишами, дисками. В отличие от «Заступницы» мы не собираемся много использовать виртуальную студию, хромакей. Хотим от этого отойти и сделать как можно больше натуральных планов. Это вообще тренд современного кино: меньше компьютера, больше реальности. А значит, надо строить более сложные декорации. То есть не просто фон, а среду, с которой актёр взаимодействует. Но зато на монтаже время сэкономим, ведь «Заступницу» из-за компьютерной графики, которая занимала у нас 25 минут фильма из 50, мы монтировали месяцев семь. Здесь же у нас не будет такого запаса времени.
Российская газета - Неделя - Волга-Урал №7497 (34)