Представляем вашему вниманию статью секретаря Псковского отделения ИППО, к.п.н. Анны Богдановой и кандидата искусствоведения Тамары Шулаковой.
Псковским шедеврам посвящается
(К годовщине включения десяти псковских храмов в Список Объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО)
Год назад, 7 июля 2019 года, в ходе 43 сессии Комитета Всемирного наследия ЮНЕСКО десять псковских храмов были внесены в Список Объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Все эти памятники транслируют классику псковского средневекового зодчества и вместе с тем каждый из них неповторимо оригинален. Обратимся к этим великолепным творениям древнерусского искусства, славе Пскова, славе России.
Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря и собор Рождества Иоанна Предтечи Ивановского монастыря – седые великаны домонгольских времён
Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря (1130–1140 гг.). Фото: Е. Ю. Иванушкина
Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря (1130–1140 гг.) и собор Рождества Иоанна Предтечи Ивановского монастыря (пер. пол. XII в.) – храмы, от которых брала отсчёт вся псковская школа архитектуры. И хотя первый храм отсылает нас к византийским, второй – к новгородским прототипам, оба они, благодаря своим масштабу и пропорциям, художественной и эмоциональной атмосфере, стали родными Пскову, органически вписались в архитектурное пространство средневекового города.
Собор Рождества Иоанна Предтечи (пер. пол. XII в.). Фото: Л. П. Молокова
Своды и стены Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря сплошным ковром покрывают фрески, созданные в XII в. приглашёнными в Псков столичными константинопольскими мастерами. Великое чудо, что с тех далёких времён византийская живопись сохранилась во всей своей полноте – на 80 процентов!
Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря (1130–1140 гг.). Общий вид подкупольного пространства. Фото: Ю. А. Мартынова
Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря (1130–1140 гг.). Восточная часть северной ветви подкупольного креста. Общий вид. Фото: А. Д. Богданова
Уникальность этого фрескового цикла – и в высочайшем художественном качестве, и в продуманной цельной иконографической программе, и в глубочайшей богословской концепции, и в блистательном мастерстве художников – создателей гармоничного ансамбля. Приводит в восхищение богатство красочной палитры, безупречность рисунка, напоминающего о великолепном античном прошлом христианской Византии, отточенность живописных приёмов, гармония и уравновешенность композиций, многообразие сюжетов, кристальная ясность изложения церковных догматов.
Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря (1130–1140 гг.). Фрески западной стены северной ветви подкупольного креста (фрагмент). Фото: А. Д. Богданова
Собор Рождества Богородицы Снетогорского монастыря и его фрески – становление местной традиции
Собор Рождества Богородицы Снетогорского монастыря (1309–1313). Восточный фасад собора. Фото: Г. Е. Ковальчук
«Искусство XIV в. переносит нас в мир искренней веры людей, чья жизнь полна тревоги и держится надеждой на мир вышний...» (4, С. 247).
Снетогорский монастырь, ставший на излучине реки Великой, украсился собором Рождества Богородицы (1309–1313 гг.) в сложнейший переломный момент жизни Псковской вечевой республики. С одной стороны, в нём любой пскович узнает черты Мирожского собора, переданные с подчёркнутым уважением к традиции. С другой – собор производит совсем иное впечатление. Он высоко поднят – вознесён на скале и отмечает парадный въезд в «Вольный Стольный град Псков». При этом все его архитектурные формы обладают мягкостью и пластичностью, что не похоже на строгую ясность очертаний домонгольского Мирожского храма-прототипа.
Здесь впервые активно используется местный строительный материал – известняк! Именно с особенностями известняковой плиты связаны знаменитые для всей последующей псковской традиции зодчества смягчённые очертания всех архитектурных форм, скульптурная рукотворность псковского храмоздания, его неповторимая пластика, эскизность и живописность.
Ещё более замечательное открытие нас ждёт в интерьере храма. Здесь создан и сохранился первый ансамбль псковской школы фресковой живописи, абсолютно новаторский по сути, созданный местными мастерами-самородками в 1313 году.
«Сошествие Святого Духа на апостолов». Фрагмент фрески восточной стены северной ветви подкупольного креста собора Рождества Богородицы Снетогорского монастыря (1309–1313). Фото: Е. Г. Ковальчук
Здесь впервые отчётливо проявляется своеобразие художественного языка псковской школы живописи, который, освоив многие особенности византийского искусства рубежа XIII–XIV веков, трансформирует их сообразно своему темпераменту и вкусу. Этот язык удивительным образом сочетает в себе новаторство и глубокий традиционализм, как будто возрождающий образы из древней исторической памяти раннего христианства. Однажды сформулированный, он сохранится без принципиальных изменений вплоть до конца XVI века, отражая тем самым устойчивость и здоровый консерватизм местной художественной традиции.
Главный художник Снетогорского собора – своего рода самородок-виртуоз, который работает решительно и легко, смело, не боясь ошибок, осваивает различные художественные приёмы, когда-то увиденные и воспринятые им. Простота и лапидарность художественных форм, вкупе с умышленной строгостью выразительных средств, создают прямые и открытые образы, в которых строгость и аскетичность соседствуют с непосредственностью и живостью восприятия мира…» /5/
Главный мастер, а вслед за ним все остальные, впервые использует в Снетогорской росписи ставшую впоследствии знаменитой местную краску – «черлень псковскую». Её оттенки от оранжевого до интенсивно-вишнёвого в сочетании с белилами создают удивительно эффектный контраст. Черлень дешева, добывается прямо под монастырской скалой на берегу реки Великой, в отличие от целиком «привозной» мирожской живописи. Это свидетельствует о становлении именно местной псковской школы в Снетогорской росписи.
Св. Никон Метаноит. Фрагмент фрески собора Рождества Богородицы Снетогорского монастыря (1309–1313). Нижний ярус восточной предалтарной стены. Фото: Р. Д. Зотоглова
Необычайная экспрессия, перенапряжённость колорита создают аскетический и драматический характер живописи. Источником этой особенной интонации храма является Вера, вопрос её защиты, который был для псковичей вопросом жизни и смерти. В XII–XIV вв. Псков был «сжат» двумя страшными силами: c одной стороны монголо-татарское нашествие с юга, с другой – наступление рыцарско-католических орденов с северо-запада.
В Снетогорских фресках с захватывающей силой и искренностью воплотилось самосознание Пскова как последнего рубежа Русской Земли, хранящего Веру, отвечающего за всю русскую православную культуру, за домонгольские традиции. Идея эта, глубоко-эмоционально и интеллектуально-мистически переживаемая, и является стержнем, спаявшим воедино весь ансамбль фресок Рождественского собора.
Богоматерь с младенцем Иисусом Христом. Фрагмент росписи алтарной апсиды собора Рождества Богородицы Снетогорского монастыря (1309–1313). Фото: Ю. А. Мартынова
В искусстве всего византийского круга такой ансамбль только один, и он – в Пскове!
Церкви Михаила Архангела с Городца и Косьмы и Дамиана с Примостья – вечевые кончанские храмы XIV–XV вв.
Церковь Михаила Архангела с Городца была заложена в 1339 году после долгого перерыва в каменном строительстве, обусловленного трагичным для пограничного Пскова XIII веком. Она дошла до нас с перестройками в своей верхней части (к. XVII в.). Тогда же возведена красивая шатровая колокольня с затейливыми окнами и проездом в нижней части – вся родом из XVII века, века «узорочья». Оттуда же родом и полихромные печные изразцы на барабане.
Церковь стоит в древнем районе города – Городце. Она была кончанским (главным) храмом городского района и занимала важное место в градостроении – все старинные дороги, улицы Пскова стекались к ней (как к знаменитой позднее парижской площади Звезды). Рядом шумел знаменитый псковский Торг. Церковь демонстрирует обращение псковичей к традициям, идущим от Византии к Новгороду, к опыту, преподанному зарождающейся школе грандиозными учителями: Мирожским и Иоанно-Предтеченским храмами.
Церковь Михаила Архангела (1339 г. – XVII в.). Фото: М. Е. Щербакова
Итак, в первой половине XIV века, выделив новгородскую традицию как ближайшую, псковичи начинают её трансформацию и «…быстро формируют свой композиционный вариант здания, в котором, несмотря на известную ремесленность и примитивность форм, уже чувствуется особая художественная и духовная атмосфера жизни Пскова (4, С. 99).
Можно считать, что в этом храме определился особенный художественный вкус, ещё раз интерпретирована новгородская традиция. Храм при всей своей высоте (парадоксально!) не выглядит новгородским, здесь происходит пропорциональное приближение к будущему идеалу негорделивого, сомасштабного городу храма, транслируется попытка создать свою школу с опорой на учителей – Византию и Новгород.
К тому же обрастание со временем главного храма приделами, галереями, папертями постепенно привело к формированию чисто псковской пирамидальной композиции церкви.
В результате многовековых изменений ансамбль храма удивительным образом включил в себя целую историю зодчества! Так, надвратная шатровая колокольня с боковыми корпусами тяготела к московским вкусам, а древнейшие формы храма – к новгородско-псковским, за которыми угадывается и византийский образец.
Церковь Косьмы и Дамиана с Примостья с палаткой под звонницу, оградой и воротами
Примостье – ключевой градостроительный узел у моста через реку Пскову напротив Кремля. Храм, его ограда и мощная звонница составляют один из живописнейших ансамблей города времён Псковской республики. Псковская Вечевая республика – «Вольный Стольный Господин Псков» – существовала в официальных документах с 1348 по 1510 гг. Это лучший период псковской истории и культуры, когда отчеканилась, сформировалась и вышла на мировой уровень знаменитая школа псковского зодчества, когда по миру (далеко за пределами Псковской земли!) широко распространилась слава псковских «каменосечной хитрости мастеров».
Церковь Косьмы и Дамиана с Примостья (1463 – XIX в.) с палаткой под звонницу, оградой и воротами. Фото: М. Е. Щербакова
Некогда храм (1463 г. – XIX в.) был главным храмом Космодемьянского конца (района) на Запсковье и был центром его религиозной, общественной и политической жизни: вокруг шумело кончанское вече, на котором принимались важные решения.
Образ храма вполне соответствует его назначению: он значительный и монолитный, строго собирающий вокруг себя пристройки. Но с его простотой и даже суровостью уживается праздничность и широта. Рядом взметнулась палатка, которая раньше венчалась звонницей, создавая необыкновенный художественный эффект.
Архитектурных чудес в Космодемьянском ансамбле немало, но самое уникальное – в этой палатке под звонницу: во втором этаже здесь помещалась в старину дивная церковь «под колоколы». Во всей Псковской земле более ни в одной звоннице с палаткой признаков церковных помещений не обнаружено!
Церкви Георгия со Взвоза и Богоявления с Запсковья – «золотой век» псковского зодчества
Возведению этих двух храмов предшествовало интереснейшее событие: в 1474 году «навыкшие каменосечной хитрости» псковские мастера были вызваны в Москву Великим князем Иваном III для того, чтобы определить причины обрушения Успенского собора, который успели построить до уровня сводов местные зодчие. Высказав своё весомое экспертное мнение, псковичи получили приглашение Великого князя возвести несколько важнейших государственного значения храмов, два из которых по сей день украшают Московский кремль (это церковь Ризоположения и Благовещенский собор), а ещё один, Свято-Духов храм – Троице Сергиеву Лавру. Возвратившись в родной город, обогащённые различными впечатлениями и новым опытом, псковичи создали несколько гениальных храмов один за другим.
Сначала, в 1494 году, ими был построен в Пскове храм Георгия со Взвоза (1494 г. – XVI вв.)
Церковь Георгия со Взвоза (1494 г. – XVI вв.). Фото: А. Д. Богданова
Храм можно назвать высшим артистическим проявлением псковской школы. «Как внутреннее пространство, так и фасады храма демонстрируют отточенность построения, прекрасное владение формой. По ясности и качеству композиции ц. Георгия со Взвоза следует отнести к лучшим памятникам псковской школы» (6, С.124).
Утратив в XIX веке придельные боковые храмы, он стал изумительно стройным. Это гармоническая, прекрасных пропорций аристократичная церковь. Чрезвычайно «идёт» изысканному Георгиевскому храму его трёхлопастное покрытие – завершение в виде красивых плавных изгибов (реставрация 2016 года). Учёные спорят об источнике его появления в Пскове, но очевидно, что, применив его, зодчие вобрали и по-своему интерпретировали и древний опыт домонгольской Руси, и опыт молодой московской школы, и блистательный опыт итальянцев эпохи Раннего Возрождения Кватроченто, с которыми они конгениально «соработничали» в столице.
Вскоре, в 1496 году, возводится храм Богоявления с Запсковья – едва ли не лучшее произведение псковского гения, центральный памятник эпохи.
Церковь Богоявления с Запсковья (1496 г.). Южный фасад. Фото: А. Д. Богданова
Этот крупный масштабный храм замечателен разнообразием составляющих его объёмов (ими являются главный храм, два придела, притвор, галереи, крыльцо, пристройки хозяйственного назначения), непредсказуемостью отдельных ракурсов и вместе с тем поражает гармоничной уравновешенностью частей и целого.
Церковь Богоявления с Запсковья (1496 г.). Вид с северо-востока. Фото: Т. В. Шулакова
Мощная, асимметрично поставленная 4-пролётная звонница придаёт необыкновенную живость и выразительность всей композиции.
Палатка со звонницей ц. Богоявления с Запсковья. Фото: М. Е. Щербакова
Псковичи здесь мастерски применили свой излюбленный приём: контраст и ритмическое повторение форм: большая луковичная глава «перекликается» с малой, таких же очертаний, на придельном боковом храме; большой размах восьмискатного покрытия основного объёма четверика «перепевается» малыми ритмами покрытий приделов и колокольни, ещё раз повторяясь в миниатюрном ритме лентами «бегунца» на барабанах глав и алтарных апсид.
«Интерьер церкви строг, серьёзен и исполнен развитого структурного ритма» (4, С.185). Отныне псковскому искусству будет свойственна большая чёткость, будет происходить дальнейшее развитие форм, найденных в Богоявленской церкви.
Известно, что знаменитый французский архитектор XX века Ле Корбюзье в поисках новой эстетики приезжал за вдохновением из Парижа именно к этому храму, после чего создал знаменитую капеллу Нотр-Дам-дю-О в Роншане, которая своими остро-авангардными формами говорит о XX веке, но невыразимая гибкость и плавность её бетонных форм явно отсылается к поразившей Ле Корбюзье Богоявленской церкви, созданию средневекового псковского гения.
Церковь Николы с Усохи, церковь Василия на Горке, церковь Покрова и Рождества Богородицы от Пролома – шедевры псковских «каменосечной хитрости мастеров» XVI столетия
XVI век был полон кардинальных перемен в строе жизни средневекового Пскова: ключевым событием псковской истории стало присоединение к Московскому княжеству в 1510 году. В отличие почти от всех русских земель, псковичи старались сохранить свою самостоятельность в культуре и не торопились перенимать московские обычаи. Вся в XVI и во многом в XVII столетии архитектура Псковской Земли сохраняет, повторяет, интерпретирует и подчёркивает «псковскость» вновь возводимых храмов, осознавая свою традицию как величайшую ценность.
Храм Николы со Усохи (1536 г.) своим необычным названием обязан, как и многие псковские храмы, местоположению – рядом с руслом усохшей речки. Храм этот, во внешней архитектуре освобождённый реставраторами от поздних напластований, являет собой пример подчёркнуто-псковского стиля. Он был кончанским, то есть главным храмом района, парадно украшая древнейшую и главнейшую улицу города – улицу Великую, по которой въезжали в Псков прибывавшие из Москвы именитые гости.
Церковь Николы со Усохи (1536 г.). Восточный фасад храма. Фото: Е. Ю. Иванушкина
Радует глаз слаженная пирамидальная композиция храма. Замечателен архитектурный ритм, объединяющий своеобразным псковским водопадом – «ворохом кровель» все разновеликие объёмы церковного здания: от четверика – к притвору, выше – к ломаному ритму покрытий звонницы и ниже – к паперти.
В интерьере Никольской церкви поражают монументальность пропорций, грандиозность архитектурного образа – это столичный язык XVI века. Креативно-удачно адаптируя московское понимание архитектурных форм, псковичи создают единое, открытое, высокое пространство. Самое удивительное, что этот творческий подход позволил храму при всех нововведениях сохранить подчёркнуто традиционный псковский характер в целом. Произошёл синтез двух архитектурных школ при главенстве псковского понимания формы.
Церковь Николы стала этапным храмом, в котором псковичи сумели заговорить на языке нового XVI столетия, усвоив, переварив и адаптировав московские вызовы и утверждая при этом истинно псковские образцы зодчества. Мощный храм-богатырь живописно перекликается с другим шедевром архитектуры XVI века – храмом Василия на горке. В древности эти два храма объединяла пролегавшая здесь, перпендикулярно улице Великой, богатая поворотами и ракурсами улица Враговка.
Церковь Василия на горке (XVI в.) убедительно датирована исследователями (Ю. П. Спегальский, Вл. В. Седов) XVI веком. Архитектура церкви св. Василия является ещё одним прорывом в зодчестве. Этот храм говорит на новым языке и – парадоксальным образом – великолепно транслирует псковскую корневую традицию.
Церковь Василия на горке (XVI в.). Фото: Ю. Н. Мартынов
Невозможно не любоваться совершенными пропорциями, красивейшей композицией, изумительным силуэтом, «вписанностью» в пейзаж этой церкви, точно она выросла как творение самой природы на этом живописном холме в центре парка.
Храм построен на подклете, где ныне сохраняется эксклюзивный подземный храм, окружённый множеством полезных помещений. Позакомарное завершение храма, тремя «волнами» повторяющее очертание сводов, скорее всего, имеет образцом современный московский вкус XVI века и дальнюю отсылку к домонгольским храмам.
Тем не менее абсолютная вписанность храма в псковский пейзаж и все его формы, которые легко принимают «модную» цитату, читаются как абсолютно псковские, подчёркнуто камерные, музыкальные, с гибким пластичным ритмом не только апсид, луковичных глав изящной формы на стройном барабане, но и в унисон с ними поющих позакомарных покрытий.
С середины XVI века культурно-историческое взаимодействие Пскова с Москвой и всем Русским государством становилось всё теснее. Слава псковских строителей, широко распространившаяся ещё столетием ранее, обратила на них внимание самого Ивана IV, повелевшего псковичам построить укрепления и храмы в Казани и Свияжске. Летописи указывают на псковских зодчих (Постник Яковлев, Барма – полулегендарный зодчий, строитель выдающегося сооружения – собора «Покрова, что на Рву» или храма Василия Блаженного на Красной Площади в Москве (1555–1561). В одних источниках автором этого сооружения называется Барма, в других – Барма и Постник. (1, с. 303) как создателей истинно «народного дива» – собора Покрова на Рву, известного как Василия Блаженного, – символа русской государственности, который большинство иностранных исследователей считают «суперрусским», «ультранациональным» памятником. «Самое необычное, сложное и глубоко впечатляющее произведение русского зодчества XVI века» (2, С.173) возводилось псковскими мастерами, Бармой и Постником, что «… быша премудриии удобнии таковому чюдному делу… яко по Боже разум даровася им в размерении основания». (Цит. по: 2, С. 173-175).
«Мастера, создавшие это шедевр русской национальной архитектуры, обратились решительно к формам, идущим от русского деревянного зодчества. Предстоит он перед нами как завершающий памятник Великой эпохи построения могучего Московского государства XV–XVI вв., объединившего разнообразные края и княжества русской земли в целостном единстве». «Диво это дивное» столь непохоже на псковские храмы и свидетельствует об удивительной мудрости псковичей, ибо они твёрдо помнили, твёрдо знали, что возводят русский храм, сооружают его по московскому заказу. Следовательно, так или иначе им необходимо было думать о местных, московских, художественных вкусах. Вместе с тем они не забывали как о своей зарубежной выучке, так и о своём родном псковском зодчестве. Они были заинтересованы высоко пронести знамя своего псковского искусства. Их работы в Москве нельзя рассматривать лишь как простую сумму московских, псковских и готизирующих прибалтийских приёмов и форм. Наоборот, произведения псковичей свидетельствуют об органичном сплаве всех составляющих их элементов, в результате чего на московской почве появились новые оригинальные памятники, свидетельствующие о мастерстве их создателей» (3, С. 192-193).
Новый храм должен был стать и символом единства огромной новой России, посему и ставился не в Кремле, – цитадели царской власти, а на Красной площади, открытой и имевшей всенародное значение, и таким образом он становился носителем духовных ценностей русского народа перед лицом иных народов и государств.
Список псковских храмов, внесённых в Список Объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО, завершает маленькая загадочная «двойная» церковь Покрова и Рождества Богородицы от Пролома (к. XVI в.). Но с ней связана трагическая и героическая история Пскова, вступившего в неравный поединок с огромной армией Стефана Батория в 1581–1582 гг. и выдержавшего осаду с честью и победой.
Церковь Покрова и Рождества Богородицы от Пролома (к. XVI в.). Фото: А. Д. Богданова
Псково-Покровская икона Божией Матери к. XVI века (с изображением явления Богородицы и уникальным планом города Пскова и Псково-Печерского монастыря. Икона написана по следам памятных событий 1581–1582 гг.)
Изначально здесь стоял один монастырский храм в честь Покрова Богородицы. Второй храм (своеобразная церковь-близнец), посвящённый Рождеству Богородицы, был возведён в конце XVI века, сразу после победы, и в память о явлении Богородицы защитникам города прямо над стенами Покровского монастыря 8 (21) сентября 1581 г.
Так, ещё в древности псковичи придали храму статус мемориала, посвящённого покровительству Богородицы и памяти великих исторических событий на псковской земле.
Храм являет собой маленькое архитектурное чудо: церкви-близнецы, почти одинаковые, крохотные, одноглавые, одноапсидные, не имеющие столбов (!), стоят «плечом к плечу», имея общую стену. И только эта стена да остроумно поставленная над притворами красивая двухпролётная звонница соединяют их в единый ансамбль. Осознавая в условиях присоединения к Москве ценность родной старины, псковичи обнаружили максимальную гибкость архитектурного языка внутри одной традиции и приверженность к родному Образу Храмоздания. Храм прекрасен своим силуэтом, пластичностью форм, живописностью и благородной простотой.
Итак, в этом кратком эссе перед нами прошли 10 псковских шедевров, вошедших в престижный список лучших творений человечества. Попытаемся создать собирательный образ псковского храма и ответить на вопрос: что же имеется в виду, когда говорится: «Псковская школа зодчества»?
Псков немыслим без своих прекрасных белоснежных храмов, они – настоящая память города и выражение лучших ментальных качеств его создателей, народа псковского, народа русского.
Напомним, что Псков – город пограничный, власть которого имеет вечевой народный характер, строителем здесь был каждый, материал для строительства лежит буквально под ногами. Мы может с уверенностью сказать, что каждый псковский храм отражает идеалы народа. В основе созидания этих храмов будет чистая простосердечная Вера, детская в своей искренности и глубинная в своём знании основ.
Архитектура будет предельно лаконичной, абсолютно функциональной. Это тот лаконизм и минимализм, которому бы позавидовал авангардный стиль Малевича. При этом Псковский храм не выглядит застывшей чеканной формулой, раз и навсегда найденной истины, а остаётся абсолютно живым и разнообразным каждую секунду своего восприятия. Псковская архитектура исповедует высший принцип Простоты как результат преодолённой сложности. Она сочетает все свойства великого языка изобразительного искусства:
- архитектурную ясность композиции и конструкции;
- животворящую пластику, жизнеподобную, свойственную только настоящему искусству скульптуры;
- от великого искусства живописи храм берёт способность белёных стен воспринимать все краски природы и времени года, меняющиеся каждый миг и непредсказуемые.
- Живописная организация композиции псковского храма стала одним из его замечательных достоинств: она достигается непредсказуемостью впечатления от любой стороны храма, асимметрией объёмов, любимым сочетанием малых и больших форм на контрасте. (Так, в монументальном храме Николы со Усохи с юго-востока сохранилась удивительная пристройка, известная в Пскове как часовня «Неугасимой свечи». Это небольшая, с крохотной изящной главкой часовня-усыпальница прорезана крупными арками и по контрасту форм (приёму, которым мастерски владели псковичи) обращает на себя внимание. В глубокой полукруглой нише часовни был написан лик святителя Николая Чудотворца. Перед ним постоянно теплилась лампада и горели свечи, отсюда и название самой часовни.
Часовня «Неугасимой свечи» храма Николы со Усохи. Фото: А. Д. Богданова
- Наконец, в завершение образа псковского храмоздания обратимся к такой его исключительно изысканной черте, как графичное сочетание белоснежной основы с тенями разного рода. Элегантнейшим украшением псковских храмов является знаменитая тройная лента ожерелья – по орнаментальной схеме «поребрик – бегунец – поребрик», нанизанная на шею (барабан) храма, и полукружия алтарных апсид. Простое и строгое решение декора несёт в себе высокий смысл и по-своему интерпретирует название города: оно и ассоциируется с древним названием Пскова – городом Святой Троицы.
Церковь Василия на Горке (XVI в.). Верхняя часть храма. Фото: А. Д. Богданова
Всё в псковском храме соединяется в красивую пирамидальную композицию, не горделиво, а спокойно-плавно поднимающуюся к небу. Глава, отмечающая центральную ось, становится стержнем, вокруг которого каменосечной хитрости мастер «играет» асимметричными объёмами, создавая неповторимо живописный ансамбль, построенный по сложным законам гармонии, НО – воспринимаемый как простой. В псковском искусстве мы встречаемся с той простотой, что происходит не от примитивности, а является результатом преодолённой сложности. Как в красивой формуле, отсекающей всё лишнее, здесь явлена высшая красота в искусстве – Красота Простоты.
Церковь Богоявления с Запсковья (1496 г.). Фото: А. Д. Богданова
Все эти изумительные храмы есть истинное выражение русского духа и понимания мастерами русского великого правила строить, «как мера и красота скажут».
Все они вписываются и в знаменитую триаду ценностей мировой архитектуры, сформулированную ещё великим архитектором древнего Рима Витрувием, согласно которой искусство архитектуры есть гармоническое единство Пользы, Прочности, Красоты.
_______________________________________________________________________
Список использованной литературы:
- Власов В. Г. Стили в искусстве. Словарь (архитектура, графика, декоративно-прикладное искусство, живопись, скульптура). Т. 3. СПб., 1995.
- Иконников А. В. Тысяча лет русской архитектуры. Развитие традиции. М., 1990.
- Ильин М. А. Псковские зодчие в Москве в конце XV века. // Древнерусское искусство. Художественная культура Пскова. М., 1968.
- Комеч А. И. Каменная летопись Пскова XII – начала XVI в. М., 1993.
- Сарабьянов В. Д. Монументальная живопись Пскова XII–XV столетий. Интернет ресурс: http://www.nasledie-rus.ru/podshivka/9903.php
- Седов Вл. В. Псковская архитектура XIV–XV вв. Происхождение и становление традиции. М., 1992.
- Седов Вл. В. Псковская архитектура XVI века. // Архив архитектуры. Вып. 8. М., 1996.
- Шулакова Т. В. Чудо и слава Пскова // Псковский летописец. Краеведческий альманах / Гл. ред. Т. В. Вересова. – 2010. №3 (4). С. 45-62.
- Шулакова Т. В. Храмы Пскова. Проблема сохранения великой традиции древнего зодчества. Часть I и II: Монография и альбом иллюстраций. Изд. 3-е. – Псков: Псковский государственный университет, 2019.