ИМПЕРАТОРСКОЕ ПРАВОСЛАВНОЕ ПАЛЕСТИНСКОЕ ОБЩЕСТВО

Пушкинская церковь, переехавшая за три версты

История появления Сретенской церкви в Новой Деревне в Пушкино необычна: её собрали в 1922 году уже после начала гонений на веру, и весь советский период храм оставался действующим. Первые полвека своей истории храм стоял у железнодорожного вокзала Пушкино, а в годы гражданской войны переехал на новое место, где стоит до сих пор. Церковь связана с именами архиепископа Амвросия Ключарёва, священномученика Алексия Введенского и протоиерея Александра Меня.

Новая Деревня стоит на Старом Ярославском шоссе – бывшей Троицкой богомольной дороге, благодаря чему описание этого селения можно найти в двух книгах XIX века: «Путеводителе из Москвы в Троице-Сергиеву Лавру» Н. М. Снегирёва и «Журнале пешеходцев от Москвы до Ростова, и обратно в Москву» М. Н. Макарова. Первый автор кратко и мимоходом упоминает деревню в главе о Братовщине: «Пропустим деревню Тарасовку на Клязьме и Новую деревню, где деревянные избы заменены каменными домиками…». Второй автор М. Н. Макаров рассказывает о Новой Деревне подробнее.

Этнограф писал, что население Новой деревни сильно отличалось бытом от соседей. Сюда якобы высылали людей из дальних мест, поэтому жильцы деревни, возможно, были потомками «мамистов, мордвы, чувашей, чухны» и прочих народностей. Также Макаров писал о недоброй славе этого отрезка Троицкого пути: «Встарь, как говорят, от Пушкина до Братовщины было жутко для пешеходцев и даже для немногочисленно проезжающих. Дикари Новодеревенские имели худую промышленность». Однако уже во времена Макарова разбой в этих местах ушёл в прошлое, и большинство крестьян промышляло мирным делом – поставкой дров в Москву. По свидетельству Макарова в Новой деревне путешественника обступали толпы детей разного возраста и настойчиво просили милостыню. При этом большинство мальчиков и девочек выглядели вполне опрятно – здесь бытовал обычай просить подаяние «на гулянье» и «на пряник».

До революции в Новой деревне не было храма. История Сретенской церкви начинается в трёх верстах от селения – у вокзала Пушкино. После строительства Московско-Ярославской железной дороги окрестности станции Пушкино становятся знаменитым дачным местом. Среди дачников были люди разных сословий, в их числе одним из первых стал известный церковный деятель, богослов и проповедник XIX столетия архиепископ Амвросий Ключарёв. До принятия монашеского пострига и епископского сана, будучи настоятелем московского храма Казанской иконы Божией Матери у Калужской заставы, священник приобрёл в Пушкино несколько десятин сосновой рощи. Ключарёв стал инициатором строительства возле станции летней церкви для дачников, потому что ближайший Никольский храм находился далеко от вокзала и всегда был полон верующими окрестных деревень. В 1874 году построили деревянный храм в честь Боголюбской иконы Божией Матери. Биограф Амвросия Ключарёва писал: «Среди глубокого соснового бора, зелени и лугов, в светлом и просторном храме раздавалось слово церковного витии… внушавшего верным пользоваться летним отдыхом и свободою от суеты и шума города для молитвенного настроения души и сосредоточения мыслей и чувств в помышлении о едином на потребу».

Деревянная Боголюбская церковь не предназначалась для зимних служб, но уже в первый год выяснилось, что работники станции и крестьяне окрестных деревень хотели бы молиться здесь и в холодное время года. По этой причине рядом с Боголюбской церковью в 1875 году построили ещё один маленький храм в честь Святого Духа. Меньший по размерам храм было дешевле отапливать зимой.

В начале XX века рядом с деревянной Боголюбской церковью построили новую каменную с тем же посвящением. Окружённая новодельными постройками эта церковь стоит недалеко от вокзала Пушкино и сегодня. Деревянный зимний храм Святого Духа в 1922 году разобрали, но не уничтожили, а перевезли в Новую Деревню. Храм переосвятили в честь Сретения Господня – так началась его история на новом месте.

На территории Сретенского храма есть три важных памятника. Слева у входа паломника встречает скульптурное изображение преподобного Сергия Радонежского, напоминающее о старом богомольном пути в Троицкую Лавру. За алтарём с левой стороны стоит резной белокаменный крест над могилой известного богослова и проповедника XX века отца Александра Меня, который служил в этом храме последние двадцать лет жизни. К слову, Сретенский приход один из двух в Подмосковье, где особо чтут память отца Александра. Второй такой храм находится в посёлке Семхоз в Сергиевом Посаде. Он построен на месте гибели священника. Наконец, третий памятный знак – это мраморный крест с ликом прославленного в 2003 году новомученика протоиерея Алексия Введенского.

Храм появился в Новой Деревне в советские годы и не закрывался, но его священнослужители не избежали преследований в годы гонений. Отец Алексий Введенский был назначен настоятелем в Сретенскую церковь в 1930-м году, в самое страшное для Православной Церкви десятилетие XX века. Вместе с супругой и сыном священник жил в небольшом доме у церкви, а в свободное от службы время по настоянию сельского совета работал на пилке леса. В 1937 году отца Алексия арестовали по обвинению в антисоветской агитации и приговорили к десяти годам трудовых лагерей. Ровно восемьдесят лет назад 23 декабря 1938 года священномученик скончался на строительстве Самарской теплоэлектроцентрали. Отец Алексий Введенский был погребён в безвестной могиле, а памятный крест у Сретенского храма – дань памяти прихожан.

Источник: Антон Саков. Источник: Благовест инфо