Публикуемая к 15-летию преставления ко Господу Патриарха Алексия II статья была написана Н. Н. Лисовым сразу после кончины Святейшего для газеты «Московская перспектива», с которой он сотрудничал с 1990 года (газета также носила название «Московское строительство», «Домострой»).
Николай Николаевич очень трепетно относился к Патриарху Алексию, был благодарен ему за поддержку инициатив, связанных с возрождением Императорского Православного Палестинского общества. Как заместитель председателя ИППО (с 1989 года) Н. Н. Лисовой с начала 1990-х неоднократно встречался с Патриархом в его резиденциях в Чистом переулке и Даниловском монастыре. В 1997 г. Н. Лисовой участвовал в подготовке исторического визита Патриарха в Святую Землю и стал автором фильма «Миссия». (Телефильм о визите Патриарха Алексия II в Святую Землю для участия в торжествах в связи со 150-летием Русской Духовной Миссии в Иерусалиме). Студия «ПИТА». В 2000 году Патриарх подписал предисловие к огромному труду Н. Н. Лисового ««Приди и виждь». Свидетельства Бога на земле». В 2005 году, когда отмечался 15-летний юбилей патриаршества, Н. Лисовой написал замечательную статью к этому событию. («На пятнадцатой ступени. (К 15-летию со дня интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II) // Московская перспектива. 2005. №№ 22–24).
Ниже публикуются также фотографии со встречи председателя ИППО Я. Н. Щапова и его заместителя Н. Н. Лисового, а также членов Совета ИППО с Патриархом Алексием II, которая состоялась 17 января 2006 года.
Священник Димитрий Сафонов
ОТЕЦ ЦЕРКВИ – ОТЕЦ НАРОДА. ПАМЯТИ ПАТРИАРХА АЛЕКСИЯ
Не будет преувеличением сказать, что наш русский двадцатый век – страшный и славный, кровавый и благословенный – кончился не восемь лет назад, как следует по календарю, а кончается сегодня — с погребением в Елоховском соборе последнего, может быть, по-настоящему великого нашего современника Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II.
Пяти Патриархам — от святителя Тихона до Святейшего Алексия II — Господь судил стоять у кормила церковного корабля в течение этого столетия. Каждый по-своему выразил суть своего времени, молитву и упование народа Божия в испытаниях истории: святитель Тихон, подъявший подвиг мученичества и исповедничества в грозе и буре революционного катаклизма; Святейшие Сергий (Страгородский), сохранивший Церковь в условиях террора и антирелигиозного геноцида и возглавивший патриотический порыв верующего (и неверующего) народа в годы Великой Отечественной; Алексий I (Симанский), мужественно противостоявший хрущевским гонениям 1950-1960-х, Пимен (Извеков), приведший Церковь после десятилетий забвения и изгойства к незабываемым всенародным торжествам 1000-летия Крещения Руси… Патриарху Алексию II довелось быть главным вершителем нового церковно-исторического строительства на изломе столетий, в самом конце XX — начале XXI века.
Трудно сказать, кто на кого «влиял» в тот или иной период сильнее: Церковь на Державу или Держава на Церковь, или воля Божия назначила время перемен для той и другой. Несомненно одно: для Церкви годы первосвятительства Алексия II были временем возрождения и утверждения.
Напомним лишь основные, знаковые события его биографии.
23 февраля 1929 г. в столице Эстонии Таллине в семье православного священника Михаила Ридигера и Елены Иосифовны, урожденной Писаревой, родился их единственный сын Алексей. Традиционный вопрос о выборе жизненного пути и профессии для Алеши Ридигера не стоял. С детства он помнил наизусть не только утренние и вечерние молитвы, но и весь текст Литургии. Уже тогда он решил, что будет священником.
Бог и судьба устроили так, что будущему Патриарху довелось пройти в своей жизни путь всей церковной России.
Начинал он свое служение в Эстонии, русская община которой продолжала жить по законам и обычаям прежней дореволюционной жизни. Но в 1944 г. Таллин был освобожден советскими войсками. Последующая жизнь и служение Патриарха будут проходить в условиях социалистического общества, в рамках новых, очень непростых отношений Церкви с советским государством. Так, по воле Божией, в духовном опыте Патриарха встретились и соединились традиции и менталитет белой Церкви Исхода и Церкви до конца претерпевших.
Его церковное служение началось в 16-летнем возрасте, когда иподиакон Алексий должен был, по поручению священноначалия, привести в порядок и подготовить к возобновлению церковной службы собор Александра Невского на таллинском Вышгороде. Первое богослужение в соборе состоялось на Пасху победного 1945 года. Алексий был псаломщиком, а затем ризничим в восстановленном храме.
В 1953 году отец Алексий окончил Ленинградскую духовную академию, восемь лет спустя, 3 марта 1961 года, в Троицком соборе Троице-Сергиевой Лавры протоиерей Алексий Ридигер принял монашеский постриг. В миру он носил имя преподобного Алексия Человека Божия (память ему совершается 17 марта), в иночестве — имя святителя Алексия, митрополита Московского, празднуемого Церковью 12 (25) февраля.
Митрополит Алексий, имя которого принял будущий Патриарх в монашестве, — один из самых выдающихся вождей и героев Русской Церкви. Современник и сподвижник Ивана Калиты, Димитрия Донского и Сергия Радонежского, митрополит Алексий успевал и возглавить Московское правительство, и строить Кремль белокаменный, и ездить в Орду, чтобы мужественно и твердо отстаивать Церковь и ее интересы в трудные годы татарского ига, государственного распада и экономической разрухи. Московский церковный центр стал тогда мощным очагом единения и консолидации русского народа. Церковь спасла государственность и создала нацию, заставила считаться с русским православным народом иноземных властителей, мечтавших о «новом порядке» и «новом политическом мышлении».
Редко бывает так, что без долгого иноческого искуса, молодой иеромонах бывает посвящен в архиереи. В данном случае было именно так: постановлением Священного Синода от 14 августа 1961 года иеромонаху Алексию было определено стать епископом Таллинским и Эстонским — да еще с поручением временно принять на себя управление также и Рижской епархией.
Это не был, как кто-то может подумать, «карьерный рост». Просто в тяжелых условиях хрущевских гонений на Церковь старый и мудрый Патриарх Алексий I нашел единственно правильное решение. Он сделал ставку на так называемый «молодой епископат»: призвал к церковному управлению совсем еще молодых архимандритов, с одной стороны, не отягченных подозрениями и преследованиями со стороны органов безопасности, а с другой стороны, не отягченных также традициями и шаблонами в деле церковного строительства. Отдел внешних церковных сношений возглавил тогда 30-летний, только что рукоположенный епископ (впоследствии митрополит) Никодим (Ротов), издательский отдел — 35-летний архимандрит (также впоследствии митрополит) Питирим (Нечаев). А Алексий (Ридигер) стал в тот год епископом Таллинским и Эстонским.
Всего через три года он уже будет возведен в сан архиепископа, назначен Управляющим делами Московской Патриархии и постоянным членом Священного Синода, а 25 февраля 1968 г. станет митрополитом. В 1984 году ему была присвоена степень доктора богословия за церковно-исторический труд «Очерки по истории православия в Эстонии».
7 июня 1990 года, после смерти Патриарха Пимена, Поместным собором Алексий II (Ридигер) избран пятнадцатым русским Патриархом. Интронизация состоялась в Богоявленском Елоховском соборе.
Размышляя однажды о значении патриаршего служения, Святейший сам так написал об этом: «Высокий идеал! Вера — до самозаклания, отвержение всего земного во имя Небесного, очи и слух, отверстые к откровениям Божиим, неотступность в печаловании пред Богом, твердость в наказании и вразумлении, щедрость в служении примирения, верность гробницам „отеческим”, — вот великие черты, извлекаемые нами из Библии об „отце веры” — первом, кого назвала Церковь именем Патриарх».
Провиденциально Русская Церковь получила Патриаршее возглавление в 1589 г. — в канун Смутного времени, социальных и политических потрясений, угрожавших самому существованию нашего народа и государства.
Словно история специально готовила страну и Церковь к ситуации, когда русские послы в 1611 г. смогут сказать: „Изначала у нас, в русском государстве, так повелось: если великие государственные или земские дела начнутся, то государи наши призывали к себе на собор патриархов, митрополитов, архиепископов и с ними советовались. И почитают наши государи патриархов великою честию… Теперь мы стали безгосударны, и Патриарх у нас человек начальный (т.е. главный, правящий народом)”.
Промыслительным образом, патриаршество было восстановлено в Русской Церкви и в 1917 г. — в канун богоборческих катаклизмов: потеряв Царя, Православная Русь вновь обрела Отца-Патриарха, гаранта сохранения духовной — и не только духовной — цельности Православной России в условиях новой смуты и кризиса, иноземных нашествий, отступления от веры.
Точно так же, со вступлением на престол Патриархов Московских Святейшего Алексия начинается новое возрождение Отечества и Церкви.
Если попытаться в немногих словах охарактеризовать 18-летний путь, совершенный Русской Церковью под водительством Святейшего Алексия, нужно будет в первую очередь отметить возрождение и восстановление храмов и обителей возвращенных Церкви. В настоящее время восстановлено уже более 500 монастырей, а храмов, городских и сельских, невозможно сосчитать — их в России открыто и реставрировано около 20 тысяч.
Патриарх Алексий был первым Предстоятелем Русской Церкви, кто сознательно «поставил перед собой задачу, чтобы не только жители Москвы и Петербурга, но и верующие по всей стране, куда, как говорится, „никогда не ступала нога архиерея”, могли видеть Своего Предстоятеля». Это, говорил Святейший, «нужно не только им — в отдаленных епархиях, приходах и обителях. Это более всего нужно мне, ибо питает благодатными духовными токами, делает возможным в буквальном смысле „служение собирания” — собирания народной молитвенной энергии в единый духовный фокус». Святейшему Патриарху в это время было уже немало лет. Он был поставлен Промыслом Божиим у кормила церковного корабля, когда ему было 60. И вот ему 70… 75… Через два с половиной месяца было бы 80… Трудно найти в истории Церкви другого Первоиерарха, который бы в таком возрасте, удрученный трудами и болезнями, продолжал сохранять бодрость, энергию, готовность стоять на страже церковных интересов, народной веры и благочестия.
Он сумел осуществить в своей личности непосредственную живую связь века минувшего и нашего времени. Воспитанный на идеалах русской церковности, на образце служения Патриарха Алексия I, соратник и преемник Святейшего Пимена, — Патриарх Алексий II сполна оправдал само имя «Патриарх».
Он был поистине «начальник отцов», предстоятель пред Богом, с именем которого связана целая эпоха в истории России и Русской Православной Церкви.
Годы, в которые он стоял у кормила Русской Православной Церкви, войдут навсегда в историю как время Второго Крещения Руси — не только церковного возрождения, но и глубочайшего обновления и преображения всех сторон духовной жизни страны. Когда-то император Август сказал: «Я принял Рим деревянным, а оставляю мраморным». Почивший Первосвятитель принял под свой омофор Церковь с закрытыми монастырями, взорванными и поруганными храмами, разрушенной и сведенной до минимума системой духовного образования и богословской науки, лишенную права голоса и участия в государственной и общественной жизни, даже в исконно церковных делах милосердия и печалования о народных нуждах, — и оставляет ее нам ныне возрожденной и сильной, способной направлять и врачевать душу и совесть народа, вновь призванной к социальному служению и духовному окормлению державного строительства.
Достойным завершением того «служения примирения», которым была вся жизнь Предстоятеля, стало объединение Русской Православной Церкви и Русской Православной Церкви за рубежом. Жертвенное служение Русской Православной Церкви было одним из важнейших факторов сохранения и утверждения российской державности в XX веке. Те, кто ушли за огненные рубежи Гражданской войны и оказались вместе с остатками белых армий и Белой России в изгнании и рассеянии, и те священнослужители и иерархи, которые до конца остались со своим народом, несмотря на террор и антирелигиозный геноцид, на трибуналы и расстрелы, на разрушение храмов и монастырей, — те и другие своей священной жертвой и исповедничеством помогли выстоять Русской Церкви, а значит, и сохраниться русской православной державности.
Хотелось бы закончить замечательными словами самого Патриарха. «Великие испытания прошла наша Церковь и весь наш православный народ в ХХ столетии. Уверен, что испытания эти промыслительны и судьбоносны. Русская Церковь и в начинающемся XXI в. не отступит от своего пути, от апостольского завета „быть всем для всех, дабы спасти некоторых” (1 Кор. 9. 22). Суть свидетельства Ее в окружающем мире — напоминание и подтверждение делом и словом обетования Господа о том, что „врата адовы не одолеют Ее” (Мф. 16, 18).
По замечательному образному выражению святого апостола Павла, сердце Святейшего вместило нас, нам было не тесно в нем. Благодарная скорбь об этом, истинно отеческом отношении Патриарха ко всей Православной России, к нашему народу и его историческим судьбам навсегда останется в наших сердцах.
Вечная память великому подвижнику нашего времени, святителю-патриоту Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию.
Н. Лисовой
Публикуется по: Лисовой Н. Памяти Патриарха // Московская перспектива. 9 декабря 2008 г., № 131. С. 1–2.
Источник: pravoslavie-zhulebino.com