3 мая 2022 года Руководитель Представительства ИППО в Ницце (Франция) Михаил Урясов посетил Православную Иконописную Школу Святого Андрея Рублева с дружественным визитом.
В ходе визита представители иконописной мастерской тепло встретили Михаила Урясова и провели экскурсию, во время которой были продемонстрированы уникальные техники иконописи, а также законченные и находящиеся в процесс создания иконы, как мастеров школы, так и ее учеников.
Директор иконописной школы диакон Матфей Лещиньски рассказал об истории создания икон, насколько это кропотливый процесс, требующий особого настроя и полного погружения. Не зря иконопись называют искусством традиций, ведь она является частью Священного Предания и подчинена строгим канонам.
Иконопись - это особый вид церковного служения, а иконописцы – это не просто художники, а люди, которые хотят поставить свой талант на служение Богу. Они активно принимают участие в церковной жизни, изучают Евангелие, соблюдают посты.
Диаконом Матфеем было отмечено, что главной задачей школы является обучение профессиональных иконописцев, способных ответить на нужды православных приходов и верующих, живущих в Западной Европе. Курсы, предлагаемые школой, частично предназначены для всех желающих углубить свои знания церковного предания, обогатить, при помощи церковного искусства, свою веру и духовную жизнь.
Программа занятий представляет собой параллельное преподавание основ теории и практики иконописи. Студентам преподаются уроки православного богословия и духовности, Священного Писания, литургики, патрологии, истории Церкви, иконологии, сакральной архитектуры и истории искусства. Практика состоит из академического рисунка, иконописного рисунка, иконописи, каллиграфии, а также теории и техники традиционной живописи.
В ходе обсуждения важности и необходимости существования иконописных школ было отмечено, что в настоящее время искусство существует ради искусства, хотя так было не всегда. Все искусство вышло из храма и раньше оно служило высшей цели. Еще в древности люди пытались поставить на службу высшим материям свои чувства и дарования. И сегодня трудно переоценить важность заначения иконописи для христианства.
«Иконы отличаются от живописи тем, что свет на них идет изнутри. В пейзажах или портретах свет художники используют внешний», - рассказали иконописцы мастерской.
Мастера показали, как изготавливают натуральные краски, на каких досках пишут иконы и как иконописец начинает работу над образом, при этом любая работа начинается с молитвы, испрашивая у Бога благословения.
На видеопрезентации был показан уникальный процесс создания современных шедевров. Как оказалось - это многоступенчатая и длительная работа, в которой принимают участие несколько человек. Первый из них - столяр, который изготавливает иконную доску. Канонически икона должна быть написана на твердом предмете (дерево или камень) - потому что изображаются на нём Вечные и Божественные вещи. Углубление на доске называется «ковчегом», а обрамление «поле». «Ковчег» - это хранитель святыни, именно в этой части иконы будет изображение святого, а поля символизируют земной мир.
Следующий человек, который принимает участие в изготовлении иконы - левкащик. Левкас - это особый грунт, который состоит из мела и клея. Для того, чтобы икона не потрескалась, на деревянную основу наклеивается ткань - «паволока», а потом доску грунтуют.
Следующий, кто может быть причастным к созданию иконы - это золотильщик. Фон на иконе символически означает божественный неприступный свет, поэтому его часто покрывают сусальным золотом. Не всегда иконы золотятся, но значение фона остается прежним. Листовое сусальное золото накладывается определенным образом, в больших мастерских этим занимается отдельный человек, но это может сделать и сам иконописец. При изготовлении икон часто используют сусальное золото.
Потом иконописец наносит изображение. Он ничего не придумывает сам, а берет образец из альбомов, книг, посвященных иконописи, или интернета. Иконописец изготавливает краску сам непосредственно перед тем, как начать писать - в церкви это называется «творить краску». Связующее вещество - яичный желток. Его смешивают с вином или уксусом, чтобы дольше хранился. Потом в него добавляют пигмент, перетирают и получается краска.
Первый этап живописной работы - «роскрышь» - прокладка основных тонов. Потом на лик накладывают «движки» - светлые пятна и точки. Фигура святого будто пронизывается светом. В конце, когда изображение готово, на иконе делают надпись с именем святого. При надписании икона как бы соединяется со своим прообразом и обретает божественные свойства. Поэтому, перед тем, как надписать, ее обязательно показывают руководителю мастерской или священнику.
Если икона написана правильно и по канону, надпись делают и предмет становится святым. Потом икону покрывают олифой на основе растительных масел. Со временем олифа темнеет, поэтому старые иконы называют «черными досками».
После того, как икона готова, ее уносят в храм и освящают. Те иконы, которые были написаны не по канонам, не воцерквляют.
В мастерской занимается около 20 студентов духовной семинарии, их обучают рисунку, живописи, реставрации икон. Помимо ремесла, студенты изучают общецерковные (догматическое богословие, церковно-славянский язык, общая история церкви, история РПЦ) и специальные дисциплины (история церковного искусства, византийское, древнерусское искусство, иконоведение, иконография). Чтобы писать иконы, мало быть хорошим ремесленником. Чтобы правильно писать иконы, художнику нужно очень глубоко вникать в вопросы церковного искусства.
В ходе увлекательного визита была достигнута договорённость о дальнейшем сотрудничестве Представительства ИППО в Ницце (Франция) и Православной Иконописной Школы Святого Андрея Рублева.
Михаил Урясов сердечно поблагодарил коллектив иконописной мастерской: «Огромное спасибо за очень интересную экскурсию! Было очень познавательно. Уверен, что в душах всех обучающихся и приобщенных к деятельности мастерской останется это чувство соприкосновения с настоящим искусством! Я даже и представить не мог, какой это трудоемкий и сложный процесс. Особенно интересно было, как покрывают иконы и смешивают краску. Какая это тонкая и ювелирная работа!».
Представительство ИППО оказало мастерской финансовую помощь, которая будет направлена на развитие материального оснащения школы.
По окончании визита руководитель школы подарил Представительству ИППО в городе Ницца (Франция) икону Святого Георгия Победоносца, написанную учащимися мастерской.
Справка:
Андреевско-рублевская школа православной иконописи была создана в 2017 году по благословению Высокопреосвященнейшего митрополита Дубненского Иоанна, архиепископа православных приходов русской традиции в Западной Европе Московского Патриархата.