ИМПЕРАТОРСКОЕ ПРАВОСЛАВНОЕ ПАЛЕСТИНСКОЕ ОБЩЕСТВО

«Русское духовное наследие Ниццы»

Настоятель Свято-Николаевского собора в Ницце протоиерей Андрей Елисеев дает оценку последним событиям по причислению Ниццы к культурному наследию ЮНЕСКО и собора, в числе других объектов, как яркую жемчужину города, в интервью, опубликованном в газете «Монако и Лазурный берег». Рубрику «Наследие» в сентябрьском номере ведет член Представительства ИППО во Франции Наталья Валевская Саворетти.

 
Отец Андрей, согласитесь, собор является не только центром всех православных христиан Юга Франции, но и объектом общечеловеческого культурного наследия ЮНЕСКО, и свой статус Ницца получила в том числе и благодаря нашему собору, не так ли?
 
Информации, к сожалению, не так много, я узнал об этом на сайте мэра Ниццы господина Эстрози. Среди прочих была опубликована фотография нашего собора как одного из наиболее ценных городских объектов, благодаря которому и город был признан памятником ЮНЕСКО. Точнее, часть города. Основным объектом стала Английская набережная. Она была первой достопримечательностью международного туризма. Интересно, что и само понятие Ривьера впервые появилось в Ницце. Английский променад вошел в Список культурного наследия ЮНЕСКО как символ гедонизма, радости жизни. Естественно, собор - один из важнейших памятников города, но его никак не назовешь символом гедонизма, поэтому соблюден некоторый баланс. Есть объекты культурного наследия гедонистические, а есть аскетические, духовные.
 
 
Но Николаевский собор также центр притяжения туристов, поэтому к нему было обращено такое пристальное внимание ЮНЕСКО.
 
В этом смысле собор уникален, он олицетворяет международный статус города. Не будем забывать, что не русские первыми открыли для себя Ниццу, до нас были англичане, немцы. Самое удивительное, о чем я недавно прочел в литературе, что к середине XIX века Ницца как курорт не была уже столь популярной, но с приездом российской императрицы Александры Федоровны в 1857 г. в Вильфранш и Ниццу аристократы стали чаще наведываться в эти края и добавили им популярности. Тогда Ницца была еще частью итальянской Сардинии, и сюда приезжали не только из-за климата, но и из-за невероятной дешевизны по сравнению с водными курортами Германии, скажем, Баден-Баденом. Англичане говорят о своем 250-летнем присутствии в Ницце, а мы, русские, - о 150-летнем.
 
Вам не кажется, что Россия и русские сделали гораздо больше для Ниццы и для региона в целом, нежели англичане? Что еще можно назвать, кроме Английской набережной? А в память от России осталась в том числе царская дорога из Вильфранша в Ниццу, построенная на императорские деньги.
 
Дорога, конечно, существовала и до того, но императрица профинансировала ее модернизацию. Раньше она называлась бульваром Императрицы Александры, а сейчас дорога разделена на три части: бульвар Императрицы, бульвар Сталинграда и совсем недавно третья часть была названа в честь Леха Валенсы. Важным русским наследием стало создание Сберегательного банка, la Caisse d'Epargne, который был создан по инициативе Александры Федоровны для поддержки беднейших городских слоев. Русские следы буквально повсюду. На вилле Кочубеев, например, располагается Музей изящных искусств.
 
Давайте вернемся к собору, настоящей сокровищнице Ниццы. Здесь работали известные мастера, оставив свой след... Например, мастерская братьев Хлебниковых.
 
Да, над созданием храма трудились известные мастера. Мастерская братьев Хлебниковых имела императорское клеймо, так как поставляла продукцию ко двору и имела государственный знак качества.
 
Уникален в соборе иконостас, созданный из недрагоценных металлов - тонкого листа меди. Он весь чеканный и покрыт по старой технологии огненным золочением. Это означает, что золото переплавлялось вместе с ртутью в магму и покрывалось тонким слоем. Это очень надежная технология, которая сегодня из-за ее опасности для здоровья не используется.
 
Также хочу обратить внимание, что в иконостасе есть уникальные по красоте иконы.
 
 
Проект иконостаса выполнял Леонид Адамович Пяновский. Когда он его начал, ему было всего около 25 лет. Но в этом возрасте он уже работал с архитектором Щусевым, вместе готовя международные выставки, в том числе в Вене. Пяновский был очень талантлив. Если внешний облик храма обязан Михаилу Тимофеевичу Преображенскому, то внутреннее убранство - заслуга Пяновского. Преображенский исполнил немало известных проектов, в том числе храм Рождества Христова и св. Николая Чудотворца во Флоренции. Преображенский был петербуржец, а Пяновский - москвич, поэтому иконостас изготавливался в Москве в мастерской братьев Хлебниковых. Все иконы писаны в стиле палехской миниатюры.
 
Одним из иконописцев был художник Глазунов, исполнивший иконостас в стиле Симона Ушакова XVII века. Для палехской школы были важны детали, которые видны чуть ли не под микроскопом. После революции автор иконостаса Глазунов был вынужден заняться росписью шкатулок, в том числе писал на советские мотивы. Сам Пяновский какое-то время работал в советской России и составлял списки ценных объектов культурного наследия в Москве, но в 20-е гг., пока границы были открыты, смог эмигрировать во Францию и поселился в Ницце. Прожил до 1976 года и много сделал для нашего собора. Занимался реставрацией, корректировал роспись, которая периодически осыпалась из-за большой влажности, что-то обновлял, исправлял. Он сделали несколько ценных подарков собору. В 30-е годы в дар собору были написаны две иконы, которые находятся справа и слева от иконостаса. На первой - небесные покровители Александра II и всех членов его семьи. На второй иконе справа - небесные покровители императора Николая II и членов его семьи. И Александр II, и Николай II оба скончались от рук террористов. Оба императора имели кардинальное значение для появления духовных объектов в Ницце. Александр II выкупил эту землю и построил на ней часовню в память о своем сыне цесаревиче Николае, а император Николай II разрешил построить на этой территории собор и передал его в пользование Церкви на 100 лет.
 
Фактически Николаевский собор и территория вокруг стали памятником Александру II и Николаю II.
 
 
Надо знать, что храм, конечно, не задумывался как собор, а лишь как большая приходская церковь, большего размера, чем предыдущая. Не сразу все получилось так богато, и в строительство собора не задумывалось вкладывать огромные деньги. Первоначальная смета была в несколько раз увеличена в ходе строительства. Николай II передал землю и выделил средства из казны для начала работ, но когда стало понятно, что может выйти долгострой, передал еще 700 тысяч франков золотом. Строительство собора обошлось всего в 1,5 млн франков золотом, по нынешним временам это почти миллиард евро. Огромные средства!
 
Почему для ЮНЕСКО так важен храм? Он является международным символом Ниццы. Англичане здесь построили свою англиканскую церковь, но она не такая выдающаяся. А русские построили уникальный храм, который притягивает больше всего туристов и является с точки зрения архитектуры одним из главных в Ницце. Раньше считалось, что после Музея океанографии в Монако Николаевский собор в Ницце является вторым по значимости в регионе и по посещаемости туристами.
Для ЮНЕСКО очень важно, что Ницца - город космополитичный, который формировали не только великие цивилизации - греческая, римская, итальянская, сардинская и французская, но оставили свой след англичане и русские.
 
Важно, что Российское государство поддерживает сегодня это наследие. А для поддержания важны две вещи: сохранение и доступность. Если есть наследие, оно должно быть не только сохранено, но и доступно, иначе снижается его ценность. К сожалению, многое из того, что было построено и собрано русскими, исчезло или растрачено. И Николаевский собор - один из немногих сохраненных объектов.
 
Были выделены большие средства российских налогоплательщиков на консервацию, обновление и благолепие. Россия осознает это и поддерживает свое наследие за рубежом.
Но есть и другие объекты, которые почему-то оказались сегодня в частных руках, скажем так, и доступны лишь частично, сохранены не полностью и активно разрушаются. Это русское кладбище и первый русский храм на улице Лоншам, который всегда закрыт, в него нельзя войти, нельзя пользоваться исторической библиотекой, иметь доступ к архивам тоже практически невозможно тем, кто не является членом их «клуба». Те, кто держат этот храм, считают его своей частной собственностью, что весьма странно, тем более что любой храм за рубежом строился совокупно русскими людьми. А храмы в Ницце - всегда под прямым покровительством императорского дома. Храм на улице Лоншам строила императрица Александра Федоровна. Здесь государственное участие было очень значительным и определяющим. Без этого участия ничего не было бы построено. Я надеюсь, что статус культурного наследия ЮНЕСКО позволит по-новому подойти к этому вопросу, будут открыты архивы, заработают музеи и выставки.
 
Когда планируется открытие музея в соборе?
 
Мы уже создали виртуальный музей, и есть программный продукт виртуального посещения нашего собора. Буквально две недели назад мы закончили проект и теперь можно приобрести этот продукт, скачав из интернета. Виртуальный музей есть, осталось открыть фактический, но для этого нужны дополнительные средства.
Надо объединить усилия наших соотечественников. У вас есть уникальные экспонаты, которые действительно должны быть открыты для общего посещения. А также библиотека, в которой собраны редкие книги.
 
Да, но она не такая большая, как на улице Лоншам, и не такая историческая, хотя есть достаточно интересные книги. Их тоже нужно привести в порядок. Нужна мебель и оборудование.
 
Расскажите, пожалуйста, об иконах, представленных в храме. Я знаю, что одна из ценнейших икон - дар сестры Николая Второго.
 
 
Великая Княгиня Ксения Александровна бывала здесь достаточно регулярно. Она жила в Лондоне, но приезжала к своему супругу Александру Михайловичу Романову, который проживал в районе Рокбрюна и Монако. Они жили в фактическом разводе, но тем не менее для нее он был мужчиной всей ее жизни. Великая Княгиня бывала в Монако, иногда даже заходила в казино. В 30-е годы Ксения Александровна пожертвовала собору собственноручно вышитую икону Доской Божией Матери.
Всего в храме три великолепно исполненные иконы, две из которых находятся в иконостасе - «Спас Нерукотворный» и «Корсунская Богоматерь». Обе имеют вышивку. Оклад у Спасителя - так называемое лицевое шитье, исполненное в древнерусском стиле, очевидно, из мастерской Леонида Пяновского в Москве. Он был специалистом по таким вещам. С таким же шитьем изготовлены четыре лампады к иконостасу.
Корсунская икона, расположенная слева, тоже имеет элементы вышивки.
 
Есть в соборе одна большая икона, о которой многие спрашивают. Мне удалось выяснить по архивам, что она была привезена Пяновским из Москвы, и эту икону у него выкупила Наталья Шабельская, занимавшаяся старинными русскими костюмами. В библиотеке собора хранится старинная книга Шабельской по истории русского костюма, где представлены фотографии ее дочерей в костюмах разных губерний. Уникальная книга, судя по всему, в единственном экземпляре, черно-белые фотографии очень тонко ретушированы вручную цветной акварелью.
Так вот, Наталья Шабельская в 1953 году подарила эту икону храму. Чья это работа, не ясно, но точно не Пяновского. Он работал над украшением образа басмой, каменьями и жемчугами. Оклад очень сложный, выполненный по сложной технологии в металле. Это тончайшая работа уровня Фаберже. Иконопись не сравнима с Андреем Рублевым, но высочайшего класса. Редкостная работа даже для начала XX века, по-настоящему царская.
 
Есть у нас небольшая икона Николая Чудотворца XVI века, подаренная прихожанами. Согласно семейному преданию дворян Кутуковых, икона 

была преподнесена Иваном Грозным татарскому мурзе Кутуку при его крещении. После взятия Казани и Астрахани татары крестились и вошли в элиту русского общества, многие стали дворянами и родоначальниками известных родов.
 
Упомяну и чудотворную икону - часть наследия цесаревича Николая, скончавшегося в Ницце. Это была его походная икона, подаренная матерью - Марией Александровной, супругой Александра II. Императрица оставила в Ницце две иконы, но где вторая, я не знаю, может быть, в церкви на улице Лоншам.
 
Походная икона находилась в часовне, согласно преданию, с внешней стороны часовни, выгорела под солнцем и почернела. После строительства собора ее поместили в 
алтарь, но она не была видна посторонним. И вот 22 мая 1935 г. в день Николая Чудотворца икона начала просветляться. Таких явлений в России было довольно много, особенно при советских гонениях, например, в 1922 г. старинные иконы за ночь из старых становились новыми. Но за границей я не слышал о подобных явлениях. Может быть, здесь в Ницце это было уникально.
 
Отец Андрей, я слышала, что есть шанс по суду получить прилегающую к храму территорию, что вы планируете на ней сделать?
 
Пока суд не закончился, рано об этом говорить. Но у меня есть мечта, чтобы этот парк стал историческим, связанным с историей России. Было бы хорошо сделать маленький русский диснейленд для детей с русскими сказочными и историческими персонажами, некий Град Китеж. Но это пока в мечтах.
 
Все мечты должны сбываться! Спасибо, отец Андрей, за встречу и интересный разговор.
 
Источник: rusmonaco.fr