Страстная суббота — суббота Страстной недели, посвященная воспоминанию о пребывании Иисуса Христа во гробе и сошествии Его в ад(согласно вероучения большинства христианских конфессий), также она является приготовлением к Пасхе — Воскресению Христа, которое празднуется в ночь с субботы на воскресенье.
На самом деле для верующих это и скорбный, и радостный день: ведь Христос еще лежит во гробе, еще не настало Воскресение, но все вокруг уже наполнено предпасхальной радостью.
В день Страстной субботы церковь вспоминает телесное погребение Иисуса Христа и сошествие его в ад. Именно в этот день Иосиф пришел просить у Пилата, чтобы тот дал разрешение забрать тело Иисуса для погребения. Распятие было самым позорным, жестоким и мучительным наказанием. Человек распятый на кресте терпел неймоверные мучения, которые описать слова невозможно. Такое наказание применяли только к самым отъявленным преступникам и злодеям. И поэтому по обычаю тела распятых на кресте оставались там висеть и становились добычей птиц, но если высшее начальство давало разрешение, тела можно было забирать и предавать погребению.
Пилат разрешил забрать тело. Иосиф купил плащаницу и сняв тело Иисуса с креста намазали его благовониями, обвили плащаницей и положили в погребальной пещере, которая находилась в саду Иосифа. Но Фарисеи опасаясь того, что Апостолы украдут тело, а затем скажут что Иисус воскрес, попросили Пилата приставить охрану у входа в гроб. Тем самым они только усилили доказательства воскресения Христова. По традиции Православной Церкви день Великой Субботы начинается с вечера – чином утрени: посреди храма, на возвышении, украшенная цветами, находится икона Христа, лежащего во гробе – святая Плащаница.
После недолгого повечерия с чтением канона о распятии Господнем – во время службы утрени Великой Субботы совершается Крестный ход с пением погребального «Святый Боже…»: Святая Плащаница обносится вокруг храма. И именно на этой службе в первый раз говорится, что эта суббота — самый «благословенный седьмой день», когда-либо бывший. Это день, когда Христос почивает от трудов Своих по восстановлению мира. Это тот день, когда Слово Божие, «через Которое все начало быть», стало телом и лежа во гробе как мертвый Человек, тем временем спасая мир и отверзая гробницы. Утром в субботу служится вечерня с литургией св. Василия Великого – одна из самых красивых служб года. Часть Литургии – вход с Евангелием, Великий вход – совершаются в центре храма перед Плащаницей. На службе читаются 15 паремий – отрывков из Ветхого Завета, содержащих пророчества о Воскресении Христовом. По окончании Литургии поется пасхальный тропарь: близится начало праздника Пасхи. Благословляются хлебы и вино, а в большинстве храмов происходит освящение куличей, крашанок и некоторых других продуктов, в зависимости от правил церкви. В двенадцатом часу ночи совершается полунощница, на которой поется канон Великой Субботы. В конце полунощницы священнослужители переносят Плащаницу с середины храма в алтарь Царскими Вратами и кладут ее на Престол, где она остается до праздника Вознесения Господня, в память сорокадневного пребывания Иисуса Христа на земле по Воскресении Его из мертвых.
Именно в Великую или Страстную Субботу происходит одно из самых прекрасных и главных чудес церкви, которого с трепетом ждут все верующие мира – схождение Благодатного огня. Это чудо происходит каждый год накануне Пасхи в Иерусалимском Кафедральном соборе Воскресения Христова. В этот день люди из разных стран собираются в Иерусалиме и ждут, когда огонь Божий, необжигающий, Благодатный сойдет с небес. И этот огонь разносят во многие страны. Люди несут огонь в свои дома, летят с ним на самолете, чтобы только передать его другим христианам своей страны.