«С тех пор как по всей стране стал действовать новый Федеральный закон о благотворительной деятельности и волонтёрстве, а конкретно его положения, разработанные в Комитете Госдумы по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений, об отношениях волонтёрства и религиозных организаций, вовлечённость молодёжи в волонтёрские движения существенно повысилась, – отметил Председатель Комитета Госдумы по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений, президент Межпарламентской Ассамблеи Православия, член Совета ИППО Сергей Гаврилов, – это видно, прежде всего, в регионах. Большинство молодых людей являются верующими, они не изолируются от других возрастных групп, и это позволяет работать волонтёрам серьёзно, масштабно, не спонтанно, а на регулярной основе.
Вместе с тем новый закон не вмешивается во внутренний уклад деятельности Церкви. Он лишь предоставляет Церкви все возможности для того, чтобы она могла быть организатором добровольческой волонтёрской деятельности и получать поддержку от государства. Такая поддержка выделяется в рамках государственных программ на уровне каждого субъекта на поддержку волонтёрства. Это – информационная, техническая, транспортная – самая разная поддержка. Теперь это стало возможным. Волонтёры привлекаются религиозными организациями на основе положений Федерального закона о свободе совести и религиозных объединениях, соблюдают уставы церковных учреждений, и в этом случае Церковь сама устанавливает порядок их деятельности, а не органы власти. Вера волонтёра важна, это его личная вера, они не проповедуют от имени Церкви, от имени какой-либо волонтёрской организации.
Надо понимать эту грань. Монастырь в своей монастырской, богослужебной, литургической деятельности – это структура вполне себе закрытая, живёт своей церковной жизнью, и волонтёры туда не вмешиваются. А вот храм, монастырь или приход как городской культурный и общественный центр, особенно в дни массовых мероприятий, или как центр помощи – это другое. Сюда как раз приобщаются волонтёры для работы с детьми, пожилыми. Это и группы благотворительных ремонтов в храмах, проведение детских праздников, помощь больным и даже помощь бывшим заключённым при адаптации и социализации. Волонтёры мобилизуются вокруг идей.
Волонтёрские организации создают свои школы по направлениям, например, социального волонтёрства – там, где люди помогают людям, экологического волонтёрства – где люди помогают живой природе и так далее. Новое законодательство поднимает волонтёрство на новый уровень, созданы условия, чтобы это была постоянная помощь на регулярной основе, стабильность волонтёрских групп, а не помощь разового характера. Волонтёры – это те, кто делятся собой, создают островок стабильности, например, в детском доме, в больнице для детей, и всем становится комфортно.
Мы должны понимать, что церковная жизнь это не только стены, вся церковная жизнь пошла от людей, от общин. Несомненно, волонтёрство – это движение, которое доверяет Церкви. Основной мотив – это моральный долг и сочувствие. Это основной показатель высокого уровня личностного развития в России, и базируется он на христианских ценностях. Такие идеалы христианской морали, как добродетель, милосердие, человеколюбие, являются безусловными составляющими волонтёрской деятельности. Делая добро, человек верующий испытывает радость и в то же время мирское удовлетворение. Так волонтёрская деятельность способствует его внутренней гармонии, ведь человек занимается волонтёрской деятельностью не из эгоистических мотивов. Чаще всего волонтёры – это люди, понимающие значимость волонтёрства для общества, или, например, как религиозная молодёжь несут социальное служение в церкви. Это их добровольный выбор. Со своей стороны Церковь всегда оказывает молитвенную поддержку; благодаря Церкви семьи активно поддерживают волонтёрские устремления своих детей. И основная задача такого церковного, религиозного волонтёрства в том, чтобы помочь молодёжи найти себя в добром деле».